Разработка открытого урока по музыкальной литературе с учащимися младших классов ДШИ на тему "Рождественская музыка"

Разделы: Музыка


I. Цель урока: на примере рождественской музыки сформировать у детей представление о едином культурном пространстве, в котором живет и развивается человечество, путем сравнения и выявления общих тенденций в развитии западноевропейской и русской музыкальной культуры.

II. Задачи:

  • обучающие:
      1. выявить и осознать стилевые и жанровые особенностей западноевропейской и русской церковной и народной рождественской музыки и ее эмоциональное содержание;
      2. приобретение навыка анализа музыкальных произведений;
      3. пение рождественских песнопений и колядок;
  • развивающие:
      1. развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать;
      2. развитие творческого мышления и инициативности учащихся;
      3. развитие умения оперировать имеющимися знаниями.
  • воспитательные:
  • познакомить детей с традициями встречи Рождества, образами-символами этого праздника на основе евангельского повествования, с общепринятой версией возникновения праздника и особенностями его встречи в разных странах мира;
  • расширить культурный кругозор учащихся через обращение к художественным произведениям различных видов искусства на рождественскую тематику (к живописи, литературе, музыке);
  • формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.

III. Тип и форма урока:

- урок сообщения новых знаний (урок – путешествие).

IV. Методы:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, описание, беседа);
  • проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих тенденций в стилевых и жанровых особенностях музыкальных произведений, в истории развития западноевропейской и русской музыки, изложение материала с опорой на наглядность);
  • частично-поисковые (беседа с последующими выводами и комментариями, перенос имеющихся знаний на новый материал).

V. ТСО и оборудование:

  • видеомагнитофон
  • телевизор
  • музыкальный центр
  • фортепиано

VI. Учебно-дидактические материалы и наглядные пособия:

  • учебно-методическая литература по теме;
  • подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
  • музыкальные примеры для пения;
  • аудиоматериалы;
  • видеоматериалы.

VII. Организация урока:

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему урока – 3 минуты.
  3. Объяснение нового материала – 15 минут.
  4. Прослушивание и пение музыкальных примеров – 20 минут
  5. Закрепление изученного на уроке – 5 минут.
  6. Подведение итогов урока – 2 минуты.

Содержание урока

В начале нашего сегодняшнего урока я хочу поздравить с наступающим великим праздником – Рождеством Христовым. Наш урок посвящен этому христианскому празднику, его истории традициям и музыке.

С каким событием связан этот праздник?
Сколько лет назад произошло это событие?

Действительно, тот факт, что весь мир ведет свое летоисчисление с Рождества Христова, доказывает важность этого события для современного человека.

Что вы знаете об этом празднике?
Как нужно его справлять?

Праздники Рождество и Новый год – это не одно и то же. Новый год – это государственный праздник встречи Нового года, а Рождество – церковный праздник. Зимние праздники – одни из самых любимых. Поэтому и празднуется он как в церкви (официальная чать), так и в народе.

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю.

Какие чувства приносит с собой этот праздник?

Этот праздник вызывает у людей противоречивые чувства, с одной стороны – появление на свет Младенца – это всегда радость для людей, живущих на земле, и его ждут с нетерпением, некоторой тревогой и волнением; с другой стороны – Иисус Христос, появившийся на земле в человеческом обличии прислан, чтобы искупить грехи человечества через свои страдания, и с этим связаны чувства печали, обреченности; кроме того, чувства благодарности, почтения, благоговения перед Спасителем.

Рождество Христово – один из самых главных праздников у всех христиан мира и один из самых любимых. Рождество отмечают люди всех континентов. В нашей стране долгое время Рождество всенародно не отмечалось. И только совсем недавно (с 1990-х годов) этот день признан официальным праздником, является выходным днем.

Я приглашаю вас вместе со мной совершить путешествие по разным странам и временам, окунуться в историю, чтобы лучше понять смысл этого праздника и, конечно же музыку, которая сопровождала его на протяжении веков.

И сейчас мы перенесемся на святую землю Палестины, которая находилась тогда под властью Римской империи, в маленький город Вифлеем, где 2000 лет назад произошло чудесное событие. Оно описано в Евангелие (так называется святое повествование о жизни Иисуса Христа).

Стихотворение “Рождественская ночь” (см. Приложение 1)

Место, где остановились Дева Мария и Иосиф, и где родился Христос, называется “вертеп” - это пещера, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. И Мария спеленала и положила родившегося святого Младенца в ясли, куда кладут корм для скота. По преданию, Богомладенца согревали своим дыханием от холода зимней ночи два животных – вол и осел, которые были привязаны к яслям.

Звучит песня “Ночь тиха над Палестиной”

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы – мудрецы, ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. Они увидели, как на небе засияла новая необычная звезда. Звезда указала им путь и остановилась над тем местом, где родился младенец Иисус.

Стихотворение Ардова “Поклонение волхвов” (см. Приложение 2)

Звезда стала символом Рождества, и ей украшают дома, она сияет на рождественских елках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождества первую звезду, появившаяся на небе в Рождественскую ночь, олицетворяющую собой Вифлеемскую звезду.

Рождество Христово, как и вся христианская вера в целом, имело очень бльшое значение для развития всей мировой культуры в целом. Сюжеты из евангелия послужили источником вдохновения для многих художников. Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке.

Обратимся к живописи. Первые изображения Рождества Христова появляются уже в IV веке.

Подборка иллюстраций к теме (см. Список иллюстраций к уроку)

Теперь обратимся к музыкальному искусству – к Рождественской музыке. Музыка всегда сопровождала рождественские праздники, которые проходил очень весело, торжественно. Этот праздник соединяет в себе и христианские, и языческие традиции, ведь он совпадает с 25 декабря – днем зимнего солнцестояния, который с самых древних времен считался особым днем – переломным, когда зима идет на убыль, когда заканчивается старый и начинается новый год. Поэтому сегодня мы обратимся как к образцам церковной, так и народной, и авторской музыке.

Праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. В Англии существует поверье, что в ночь рождения Христа весь скот становится на колени. В других европейских странах полагают, что в сочельник все пчелы поют в ульях. Люди всех стран накануне рождественского праздника озабоченны приятными хлопотами, приготовлениями подарков для родных близких, украшением рождественских елок.

В западноевропейских странах христианская вера называется католической. Она отличается от восточной или православной по некоторым признакам, среди которых, например, ведение службы на латинском языке (в православии – на старославянском), звучание в храме органа.

Слушаем: “О, маленький город Вифлеем”.

Рождественское богослужение в европейских странах начинается ровно в полночь. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. И в каждом храме обязательно устанавливаются миниатюрные ясли с фигуркой младенца Христа.

Слушаем: фрагмент духовной кантаты И. С. Баха, написанной для рождественских праздников в 1723 год, “Магнитфикат”.

Рождественская музыка звучит повсюду: в церквях, на улице, в домах за праздничным столом. В западных странах особенно популярны рождественские гимны, претерпевшие много изменений на протяжении своей многовековой истории.

По своему происхождению рождественские гимны относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны веселые танцевальные песни, которые исполнялись, танцуя в кругу. Они были мелодичными и легко запоминающимися по сравнению с духовными песнопениями и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. К тому же люди начинали танцевать под эту музыку прямо в церквях, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но они оставались также популярны и любимы, и их продолжали петь в народе часто под аккомпанемент небольших уличных оркестров. Подобные ансамбли людей, исполнявших рождественские гимны на улицах, стали называть “христославами”.

В XIX веке интерес к рождественскому гимну вновь пробудился. Англичанин Джон Стейнер, живший в конце XIX века, будучи знатаком древней музыки, восстановил несколько очень старых рождественских гимнов, среди которых “Я видел три корабля…”. В нем рассказывается о легендарном путешествии волхвов. Иногда этот гимн упоминается под названием “Когда я сидел на солнечном берегу”.

Слушаем: “Я видел три корабля”

В течении столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на этом празднике. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них произведение, написанное в 1818 году органистом Францем Груббером. Это один из самых популярных рождественских гимнов, который часто называют международным.

Видеокассета: “Тихая ночь”

В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гулянием, играми и песнями, которые отличаются простой запоминающейся мелодией танцевального характера.

Видеокассета: “Колокольчики звенят”.

Рождество в нашей стране - праздник удивительный, не похожий ни на какой другой.

К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

Начинается праздник с церковной службы: праздничного колокольного звона и тропаря Рождества Христова. Служба в православной церкви исполняется на староцерковном языке.

Слушаем: “Праздничный колокольный звон и тропарь Рождества Христова”

Христианство пришло к нам в X веке из Византии. Пришло довольно мирно, без миссионеров-крестоносцев и инквизиторских костров.

Из Византии на Русь пришли многие каноны (образцы, правила), на которых строится вся православная христианская вера. Эта касается как живописи (иконописи), так и музыки.

Рассмотрим миниатюру конца IX века, украшающую рукописное Евангелие, созданное Константинополе (столице Византии). Оно представляется собой канон (правило, образец), унаследованный искусством Древней Руси.

Из Византии же пришли на Русь многие церковные песнопения, до сих пор используются в наших церквях. Среди них церковные песнопения, написанные Ионном Дамаскиным, Романом Сладкопевцем.

На рождественских службах поется кондак, слова которого сочинены святым, жившим в Константинополе, преподобным Романом Сладкопевцем “Дева днесь пресущественнаго рождает”.

Кондак “Дева днесь Пресущественнаго рождает”

Христианство, пришедшее на Русь, тесно переплелось, слилось с язычеством. Древних племенных языческих богов миролюбивые славяне примирили с христианскими святыми и библейскими пророками. Суровые христианские праздники смешались с веселыми, массовыми языческими. Благодаря этому поразительному сочетанию родился новый календарь, где у христианских праздников есть языческий аналог.

Освоение новой религии и новой культуры во всех направлениях художественного творчества. Коснулось это и народной культуры. Уже в ХI в. как результат взаимодействия языческого верования и христианства возникает новый жанр народного творчества - духовный стих. На протяжении нескольких веков в нем будет происходить осмысление народом основ христианства, библейских и евангельских образов.

В зависимости от местной традиции одни и те же стихи исполнители могли либо читать, либо петь. Исполнителей духовных стихов называли каликами перехожими (“калика” - название страннического посоха и старинной обуви). Позже этим именем называли калек, нищих, слепых певцов. Калики совершали паломничества в святые места.

Для выявления связи между христианскими образами и народным творчеством сравним уже упоминающийся сегодня фрагмент из Евангелия (Евангелия от Луки), связанный с Рождением Христа, с духовным стихом “Рождество Христово” (см. Приложение 3)

Не менее интересно сравнение эпизода Рождества Иисуса Христа, изложенного в Евангелии, с содержанием рождественских колядок. Народные песни, которые пелись в это время на Руси, повествуют о уже знакомых нам Евангельских событиях (см. Приложение 4).

Слушаем: Колядка “Рождество Христово”

Праздник Рождества Христова, как и остальные православные праздники, отстает от европейского календаря на 13 дней и празднуется 7 января.

У древних славян это был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение.

День зимнего солнцестояния - "Коляда". "Коляда" как бы открывала череду Рождественских праздников, которая называлась "Святки" (“Святые вечера”) и продолжались вплоть до праздника Крещения Господня (Богоявления). Это было время веселых народных гуляний. Устраивались веселые посиделки, колядование, ходили ряженые, гадали, катались на снежных горках, на расписных санях – и все это под пение песен.

Под Рождество на дворах жгли костры, полагая, что духи умерших приходят обогреваться и от этого огня народится хорошая пшеница. На Рождество обязательно надевали новую рубаху, чтобы был хороший урожай.

Молодежь ждала вечера. Темнело. Одна за другой открывались двери хат, и шумная толпа ряженых в звериные шкуры и меха с песнями и хохотом собиралась на улице. Кого тут только не было: и невиданные чудовища, и дьячок с льняной бородой, и непременные фигуры Святок - Медведь и Коза. Парни и девушки ходили от избы к избе и славили Христа.

Стихотворение Коринфского “Христославы” (см. Приложение 5)

Любимый среди сельской молодежи обряд колядования возник в языческой древности в связи с чествованием бога пиршеств и мира Коляды. Этот обряд заключался в хождении по домам группы ребят под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком. Смысл колядок заключается в пожелании хозяину дома и его семье добра, здоровья и всякого благополучия: “С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем”, за что колядующих награждали подарками. В разных областях Руси эти песни назывались “авсеньками”, “виноградьями”, в их припевках были традиционные слова “авсень”, “таусень”, “виноградье”, “щедрый вечер”.

Слушаем: “Фрагмент радиопрограммы “Как малые ребята коляду кликали”

А теперь я приглашаю наших гостей – учащихся фольклорного отделения. В их исполнении прозвучит колядка.

Выступление учащихся фольклорного отделения

Красочный, колоритный обряд колядования у русскоязычных народов передан во многих произведениях искусства: в живописи, в литературе, в музыке.

Русский композитор Н. А. Римский – Корсаков на сюжет произведения Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” написал оперу “Ночь перед Рождеством”.

Просмотр видеофрагмента из м/ф “Ночь перед Рождеством”  с музыкой Н. А. Римского-Корсакова

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд по теме урока (см. Приложение 6)

Наш урок подошел к концу. Поздравляю всех со светлым праздником Рождества Христова!

Список литературы

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: “Просвещение”, 1993.
  2. Бачинская Н. М. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М.: Госуд. муз. изд-во,1962.
  3. Глазырина Е. Ю. Ребенок и музыка: Опыт диалога: Учеб.-метод. Пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995.
  4. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. – М.: Музыка, 1982.
  5. Жизнь Иисуса.
  6. Кашмина Русская духовная музыка: в 2-х тт. – С-Пб, 2000.
  7. М. Малевич. Свеча Рождества: песнопения для детского хора. – С-Пб.: Изд-во “Композитор”, 2000.
  8. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из “Сказаний русского народа”, собранных И. П. Сахаровым. – М.: “Дружба народов”, 1991.
  9. Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд-во “Яуза”, ЗАО Изд-во “ЭКСМО – Пресс”, 1999.
  10. Пение на уроках сольфеджио. Вып.1: рождественские песни / Сост. Г. Ушпикова. – М.,1996.
  11. Рождество Христово / Сост. и предисловие Г. Е. Левкодимова. – М.: ЗАО РИФМЭ, 2000.
  12. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. - С-Пб: “Брайт Лайт”, 1994.
  13. Святки. Сборник. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1997.
  14. Святочные истории и повествования.
  15. Шедевры мировой классической музыки: рождественская музыка.

Список иллюстраций

  1. Вифлеем. Место Рождества Христова.
  2. Герген тот Синт Янс. Поклонение волхвов.
  3. Неизвестный мастер из Авиль. Рождение Христа.
  4. Герард Давид. Рождество Христа.
  5. Рогир Ван дер Вейден. Поклонение волхвов.
  6. Андреа Мантенья.
  7. Поклонение волхвов.
  8. Икона. Рождество Христово. Первая половина XV века. – Москва. Государственная Третьяковская галерея.
  9. Работа современного художника.