"Красная Поляна — горноклиматический курорт Сочи"

Разделы: География


Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы Красной Поляны,
  2. сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории,
  3. развивать логическое, абстрактное мышление через формирование образа территории,
  4. формировать информационную культуру

Развивающие цели:

  1. формировать ключевые компетенции: умение работать с картой, информационным материалом, фотодокументами,
  2. развивать умение взаимодействовать в малых группах

Воспитательные цели:

  1. способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного города,
  2. воспитывать патриотические чувства к малой Родине,
  3. воспитывать толерантность.

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: групповая работа

Оборудование:

  1. Мультимедийное сопровождение: экран, мультимедиа
  2. Карты Северного Кавказа Карта Красной Поляны
  3. Раздаточный материал (вопросы для диалога, информационный материал: ( журналы, томики стихов, вырезки из газет, карты, бумага, фломастеры))

Ход урока:

Учитель. Сегодня у каждого сочинца, да и не только у него, а у всех жителей нашей необъятной Родины, на устах трепетные слова: “Сочи – столица Зимней Олимпиады 2014 года!”

Чем привлек Международный Олимпийский комитет этот необыкновенный уголок Сочи? Почему выбор пал именно на него? Чем обладает Красная Поляна - хрустальное сердце Сочи? Почему мы должны гордиться Красной Поляной и беречь ее?

Давайте, опираясь на различные источники информации, попытаемся найти и обосновать доводы – “За” и “Против”, но будем очень стараться, чтобы отыскать все аргументы “За”

С этой целью попробуем создать образ Красной Поляны.

Нам это сделать не трудно, потому что каждый из нас хоть раз побывал в этом уникальном уголке родного города.

Как сформировать образ Красной Поляны?

Воспользуемся таблицей “Алгоритм действия”.

Таблица лежит у вас на столе, а у меня она на экране. (Приложение)

 “Формирование образа Красной Поляны”
Алгоритм действия

Основные этапы многоаспектного оценивания Организация деятельности на уроке
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сбор информации о Красной Поляне Обзор наиболее типичных представлений о Красной Поляне как уникальном уголке Сочи Сопоставление оценок региона в средствах массовой информации. Формулировка выводов
Многоаспектное оценивание региона (анализ сложившихся в обществе, личном опыте учеников, в географической науке оценок на основе имеющейся информации) Информация о конкретных природных, исторических, этнических особенностях Красной Поляны 1.Оценка главных геоэкологических проблем Красной Поляны

2.Оценка ресурсного потенциала

3.Оценка образа Красной Поляны в произведениях литературы и искусства

Создание достоверной картины региона (столкновение разных взглядов) Организация диалога, дискуссии Выявление связей между смысловыми высказываниями участников и их обоснование
Индивидуальное представление о Красной Поляне Формулировка позиции учителя Обсуждение отношения учащихся к Красной Поляне, к проведению в ней зимних олимпийских игр

Оформление “образа” Красной Поляны

Учитель: Рассмотрите первую колонку таблицы и вспомните, что вам известно о Красной Поляне.

Ученики: Здесь всегда зимой лежит снег и можно покататься на лыжах и санках. Здесь есть канатная дорога и можно подняться высоко в горы; это любимое место отдыха Президента Владимира Владимировича Путина; здесь можно летом совершить сплав по реке Мзымте; в краснополянской школе есть музей защитников Кавказа; Поляна богата минеральными водами…

Учитель: Молодцы! Уже есть начало.

А теперь организуем работу в группах по созданию географического, исторического и художественного образа Красной Поляны, выявим ее уникальность.

На столах у вас карты, фотографии, журналы, проспекты.

Постарайтесь с помощью информационного материала увлекательного рассказать об особенностях географического положения и природы.

Эту работу проделает группа 1-я, 2-я группа создаст художественный образ Красной Поляны, основываясь на произведения Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова и других авторов, 3-я группа найдет в источниках информацию об истории Красной Поляны, 4-я группа – придумает памятный значок, сувениры участникам Олимпиады, 5-я группа – составит туристические маршруты по Красной Поляне.

(Идет работа в группах – 20 мин)

Учитель объявляет об окончании работы

Учитель: Работа в группах завершена.

Вместе с вами трудилась и я, собирая наглядную информацию из Интернет. (учитель использует заготовки).

Я обращаю ваше внимание на слайд шоу “Красная Поляна”, которое будет сопровождать выступление групп. Одним из классических, не стареющих источников создания образа территории, познания ее своеобразия, неповторимости, ценности является красота природы. Природа является материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения Понятие красоты в жизни людей во многом связано с красотой природы. Этими средствами образ Поляны будет создавать 1-я группа.

1-я группа: Нам нужно раскрыть географическое положение Красной Поляны, особенности ее природы. Перед вами карта Красной Поляны, расположенной в Адлерском районе, в горах, на расстоянии километров от Адлера. Отправимся в путь. Здесь мы воспользуемся стихотворением нашего учителя Вовенко Лилии Григорьевны “Красная Поляна”:

Если хочешь увидеть веселый народ,
Собирайся в Поляну водить хоровод.
Лишь пара часов быстрой езды
Домой возвращайся до первой звезды.
Ох, Поляна, Поляна, как дорога к тебе пьяна –
Лентой вьется серпантин, убегая вдоль долин.
Здесь такая красота, прочь - забота, суета!
Всюду горы, снег и лес – край невиданных чудес!
Вот в узком ущелье, сбивая с ног,
Мчится стремительный водный поток.
Это - Мзымта. Всем рекам – река!
Ох и коварна, ох и сильна!
Вот скальный участок и скромный туннель,
Держись за баранку, иль рухнешь в купель.
За скальным участком массивы лесов
Из бука и граба, роскошных садов.
Справа Аибга, слева Ачишхо,
Там, видишь, могучий гигант – Псеашхо.
А вот и канатка, лыжи, парашют
К снежным вершинам тебя увлекут.
Там снег и улыбки, радость и смех…
Это – Поляна, щедрая для всех!

От раскаленных солнцем тротуаров, от теплого соленого моря до засыпанных снегом вершин проделали мы путь в одночасье. В этом мы видим уникальность Красной Поляны.

Сочетание гор и моря создает зимой своеобразный климат: много пушистого мягкого снега при хорошей для лыжников и зрителей температуре воздуха достигабщей - 2° -8° С. Живописные, покрытые широколиственными и хвойными лесами, склоны гор, прорезаны долинами горных рек с грохочущими водопадами, живительными минеральными источниками.

Это нужно видеть, это невозможно описать.

Учитель: Молодцы! И все-таки 2-я группа может описать этот уникальный уголок.

2-я группа: Пушкин и Лермонтов не были в Красной Поляне, но они были на Кавказе и оставили нам свое восприятие дикой, но завораживающей природы Кавказа Послушайте как проникновенны слова Михаила Юрьевича Лермонтовап:

Синие горы Кавказа, Приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился ею!

А вот как образно рисует Кавказ в своей поэзии Александр Сергеевич Пушкин:

Кавказ предо мною
Один в вышине стою над снегами у края стремнины
Орел с отдаленной поднявшись вершины
Парит неподвижно со мной наравне
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь шумят водопады
Под ним и утесов нагие громады
Там ниже мох тощий, кустарник сухой
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

Учитель: В истории Красной Поляны нашли отражение исторические события, которые пережила Россия от окончания Кавказской до Великой Отечественной войны.

Предоставим слово 3-й группе

3-я группа:

Первый раз об этом местечке Россия услыала в 1864 году. Тогда на месте нынешней Красной Поляны находился адыгский аул Кбааде, где 21 мая 1864 года состоялся большой парад и благодарственный молебен в честь окончания Кавказской войны.

Второй раз история отметилась в этих местах в 1897 году, когда специальная государственная комиссия решила на базе поселка Красная Поляна заложить город Романовск. На склоне хребта Ачишхо для Государя Императора был построен охотничий домик. (правда, Николай II здесь так никогда не побывал). В годы Великой Отечественной войны название Красная Поляна несколько раз упоминалось в сводках “Совинформбюро”. Прорвавшиеся на Кавказ гитлеровцы надеялись в районе Красной Поляны выйти к морю, захватить Сочи, выйти в тыл защитникам Новороссийска и Туапсе. Горным егерям 49-го альпийского корпуса противостояли солдаты 20-й горно-стрелковой дивизии. Пять месяцев на перевалах Ачишхо и Псеашхо гибли советские бойцы, которые так и не дали хваленым альпийским стрелкам Гитлера ворваться в Красную Поляну, отрезали им путь к морю. И наконец 2007 год.. Решением Международного Олимпийского комитета Сочи, Красная Поляна объявлена столицей Зимних олимпийских игр в 2014 году.

Учитель: Запечатлеть в сознании образ территории можно, прибегнув к карте. Посмотрите внимательно на карту Красной Поляны. Скажите, границы поселка случайно не напоминают вам зайца? А разве воображение не рисует портрет зайца: одно ухо у него стоячее, оно прислушивается к Сочи, к центру, где идут уже не только разговоры, но слышится шум техники, все приближающейся к нетронутому уникальному уголку, освоение которого может стать мощным фактором развития города. Посмотрите, другое ухо еще свернуто трубочкой. Оно обращено к снежникам, от которых дует холодным ледяным воздухом. Но и оно уже напряжено, оно тоже ждет грядущих перемен. А вот 4-я группа увидела другую картинку.

4-я группа: Посмотрите на карту. Здесь совсем не трусливый заяц, здесь краса-царевна - Поляна. Она родная сестра Мацесты. Давайте, сравним фотографии: тот же орлиный взгляд, та же гордая горная осанка, та же кавказская гостеприимность, то же величие и красота. Вот она торжественно несет поднос с дарами, широко распахнув свои владения. И если благодаря лечебным источникам Мацесты родился наш город, то благодаря Красной Поляне мы получим возрожденный город.

Учитель: Браво, дети!

А что мы можем сделать сегодня, чтобы привлечь к Поляне, ее красоте, ее дарам внимание, любовь и заботу всех людей? Давайте, попробуем составить туристические маршруты в этот природный рай.

5-я группа:

Мы предлагаем вам посетить зоопарк, музей горно-стрелковой дивизии, расположенный в краснополянской школе, нарзанные источники, царский домик, домик эстонского писателя Томасааре, школьное лесничество и др.

Свои маршруты мы запечатлели в книжках-малышках, которые можно издать на разных языках.

Учитель: Подведем итоги. Учитель анализирует работу групп, дает им оценку. Вот и все. Урок окончен.

Ты не был в Поляне?

Не унывай!

Друга в охапку и в горы валяй!