Урок окружающего мира по теме "Австралия и Антарктида". Программа "Школа-2100". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. научиться использовать карты для получения новой информации,
  2. научиться объяснять особенности природных условий,
  3. познакомиться с природой Австралии и Антарктиды и населяющими их людьми;
  4. развивать внимание, мышление, познавательный интерес;
  5. воспитывать коммуникативные качества.

Оборудование: карта полушарий, слайды с видами Австралии и Антарктиды, слайды с изображениями австралийских и антарктических животных, портреты Д.Кука, Р.Скотта, Р.Амундсена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поиски самого южного материка, а настоящие путешественники берут с собой в дорогу багаж знаний.

II. Актуализация опорных знаний.

- Что же должен знать настоящий мореплаватель?
- Давайте вспомним, что такое тепловые пояса? Назовите их.
- Назовите особенности каждого теплового пояса.
- Что такое часть света? Что такое материк?
- Назовите и покажите на карте полушарий основные части света и материки.

III. Постановка проблемы.

- В древности люди думали, что суши на Земле гораздо больше, чем океанов и морей. Они решили, что в Южном полушарии должен быть такой же большой материк, как и в Северном, который доходил бы до Южного полюса. Очень долго считали, что это Африка. Расскажите об особенностях природы Африки.

- Но Африка – не самый южный материк. Это доказал португальский путешественник Васко да Гамма, который проплыл вокруг Африки и доказал, что к югу от нее расположен океан.

- Какой же материк самый южный? (проблема!)

- Чтобы это узнать, отправимся в путешествие по следам великих путешественников. Сначала летим на самолете в Великобританию, на родину великого мореплавателя и исследователя.

IV. Физкультминутка.

Самолет.

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло – вперед, левое крыло – вперед.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

V. Совместное “открытие” знаний и решение проблемы.

1. Рассказ учителя (сопровождается показом по карте):

- Теперь мы отправимся в морское путешествие. Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на ней английский флаг. Материк назвали “Южной землей”, или Австралией. Но и он оказался не самым южным.

Около девяноста лет назад два отважных путешественника – норвежец Роальд Амундсен и англичанин Роберт Скотт – дошли до самой южной точки Земли – Южного полюса. Это было величайшее открытие! Теперь Антарктида – материк дружбы. На нем работают ученые из самых разных стран.

2. Работа с картой (в паре).

- Найдите у себя в атласах Австралию и Антарктиду. В каких тепловых поясах расположены эти материки?
- Какая природная зона занимает Австралию и Антарктиду?
- Сделайте вывод о климате на этих материках.

3. Знакомство с животным миром материков. Показ слайдовой презентации “Австралия и Антарктида”. (приложение 1) (слайд 1)

Австралия – самый маленький и самый засушливый материк. Около половины территории занимают пустыни и полупустыни, а остальное пространство покрыто влажными тропическими и эвкалиптовыми лесами. (слайд 2)

В пустынях и полупустынях Австралии обитает много ящериц. (слайды 3, 4)

Австралия – место обитания самых диковинных животных.

Только здесь водятся утконос, ехидна, сумчатые млекопитающие: коала, муравьед, сумчатые белки и крысы. Но главное животное – это кенгуру. (слайды 5, 6, 7)

В Австралии водится самая большая птица – страус эму. В лесах огромными стаями летают волнистые попугайчики. (слайд 8)

Здесь можно встретить и дикую собаку Динго. (слайд 9)

На ветвях дерева удобно устроился ленивец. (слайд 10)

В густой траве пробегает вомбат. (слайд 11)

Антарктида – самый южный материк. Он покрыт ледниковым щитом. (слайд 12)

В водах Южного океана, который омывает этот материк, водятся киты, морские львы и леопарды, тюлени. (слайды 13-15)

На побережье строят свои гнезда поморники и снежные буревестники. (слайды 16, 17)

Но самые удивительные обитатели Антарктиды – это пингвины - птицы, которые не умеют летать, неуклюже передвигаются по берегу, но очень ловко плавают. (слайды 18, 19)

VI. Физкультминутка.

- Давайте покажем, как передвигаются пингвины. (Дети имитируют ходьбу пингвинов под музыку.)
- А кто знает, почему у пингвинов такая походка?

VII. Первичное закрепление.

Работа с учебником тетрадью.

- Наше путешествие близится к завершению. Пришла пора выполнить задания в ваших тетрадях на страницах 40-41. Работать будете в парах.

Проверка выполнения.

VIII. Итог урока.

- Наше путешествие закончилось. Удалось ли нам решить проблему и найти самый южный материк?
- Где мы еще побывали?
- Кого встретили на своем пути?
- Что помогло нам “путешествовать” по всему земному шару, не выходя из класса? (Знание карты и умение с ней работать).

IX. Домашнее задание.

Выполнить задания урока 59 на странице 46-48 вместе с родителями. По результатам будет проведена пресс-конференция.