Урок-телеконференция "Умеем ли мы общаться? Этикет электронной почты"

Разделы: Информатика


Раздел программы: «Коммуникационные технологии».

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид: урок-телеконференция.

Технология: элементы личностно-ориентированного обучения,  проблемно-исследовательская технология.

Цели:

  • обобщить и применить для решения реальных задач знания возможностей почтовых серверов;
  • дополнить, систематизировать и обобщать знания по написанию электронного письма;
  • развивать умения вести диалог с незнакомой аудиторией;
  • проконтролировать уровень усвоения материала по данной теме;
  • средствами современных ИКТ повысить интерес к предмету.

Задачи:

  • дидактическая: закрепить у учащихся навыки пересылки сообщений по электронной почте;
  • воспитательная: соблюдать правил этикета написания электронных писем; соблюдать дисциплину при ожидании сообщения; привитие навыков самообразования и самовоспитания;
  • развивающая: научить корректно излагать письменно свои мысли; научить умению анализировать; развитие творческой активности учащихся; научить ребят составлять деловое электронное письмо; развивать интерес к предмету.

Технические средства: компьютеры, локальная сеть и сеть Интернет, web-камеры, микрофоны, проектор.

План урока

Вступительное слово учителя (1 минута)

Проверка домашнего задания (2-3 минуты)

Актуализация знаний (2-3 минут)

Телеконференция (13 минут)

Практическая часть (10 минут)

Подведение итогов (5 минут)

Выставление оценок с комментариями (2-3 минуты)

Определение объема домашнего задания (2 минуты)

Сценарий урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята и гости урока! Начну наш урок строками одного из современных журналов: «Живи Пушкин в наши дни, наверняка усадил бы Татьяну Ларину писать письмо Евгению Онегину за компьютер, а Ленский бы назначал свидания Ольге в IСQ. Эпистолярный жанр трансформировался под естественным влиянием времени. Во всех уголках земного шара ежедневно отправляются миллионы электронных посланий: коммерческих и административных, дружеских и любовных. Люди находят деловых партнеров, назначают встречи и обсуждают условия сделок с помощью Интернет - общения. Обратная сторона процесса - по статистике 89 процентов пользователей тратят ежедневно больше часа на расшифровку неграмотных сообщений. Для России цифру можно смело увеличить. Как таковой культуры письма у нас не заведено, и многие люди на ходу обучаются полезному навыку. Естественно, допуская ошибки».

Итак, тема сегодняшнего урока – «Умеем ли мы общаться? Этикет электронной почты».

Попробуем выяснить на уроке, правила составления электронного делового письма.

2. Проверка домашнего задания  (устный опрос).

Для начала давайте вспомним: Что такое электронная почта?

Ответ: Электронная почта – это сервис Интернета, который предоставляет услуги по отправке и получению электронных сообщений.

В чем преимущество электронной почты от обычной почты?

Ответ: Преимущества электронной почты перед обычной: скорость пересылки сообщений; электронное сообщение может содержать не только текстовые файлы, но и программы, графику, звук и т.д.

Возможности электронной почты.

Ответ: Электронная почта позволяет: посылать сообщение сразу нескольким абонентам; пересылать письма на другие адреса.

Адрес электронной почты.

Ответ: адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name.

Например, …

3. Актуализация знаний

Отлично! А теперь, давайте выясним, из каких основных этапов состоят письма (не только электронные).

Ответ: Основные разделы письма: приветствие; обращение; основная часть (повод, по которому письмо создается); подпись.

Итак, мы выяснили, из каких «разделов» состоит любое письмо.

Какой стиль подходит к написанию деловых писем?

Ответ: К написанию подобных писем нужно использовать деловой стиль общения, язык публикаций тоже подходит для написания деловых писем. На уроках русского языка мы с ними знакомились.

4. Телеконференция

Выполнить подключение связи.

У нас есть возможность задать вопросы, связанные по грамотному информационному наполнению современного делового письма специальному корреспонденту газеты «Гимназия +», который имеет опыт по написанию таких сообщений.

Дома вы должны были набросать для себя вопросы по составлению делового письма. С ними Вы можете обратиться к Кулеш Ирине.

Добрый день Ирина!

Итак, первый вопрос…

Учащиеся поднимают руки и задают свои вопросы.

Какие формы приветствия в деловой корреспонденции следует использовать?

Ответ: Приветствие лучше выбирать из нейтральных вариантов, таких как:  «Добрый день», «Здравствуйте», «Уважаемая редакция» и т.д.

Всевозможные «Доброе время суток» лучше отложить для неформального общения.

Обращаться в деловой корреспонденции желательно так же нейтрально-вежливо: «Уважаемый». И дальше имя или имя-отчество.

Перебор с изъявлениями уважения или с демонстрацией открытости не приветствуются. Электронные письма - вполне демократичный способ общения, но и не совсем простой. Почти, как заведено у английских джентльменов: после знакомства они не говорят, что им ОЧЕНЬ приятно. Просто ПРИЯТНО. А иначе возникают обязательства.

Можно ли опускать приветствие или обращение и сразу же перейти к сути дела?

Ответ: Немного вежливости никогда не повредит, поэтому лучше будет начать письмо с приветствия, а потом изложить свой вопрос (проблему).

Каков оптимальный размер делового письма?

Ответ: Оптимальный размер текста - тот, что читается при открытии письма без прокручивания страницы. Исходя из этого принципа, нужно уметь оформлять письма. Учитывая, что немало места уходит на графы с адресом и темой письма, на суть остается несколько абзацев. Когда тем в письме планируется несколько, стоит отбивать их если не отдельными пунктами, то абзацами. Это значительно облегчает зрительное восприятие послания, смысловую разбивку предложенной на рассмотрение информации и, соответственно, ее усвоение.

Хорошо, а если мне нужно будет отправить какую-то объемную информацию? Как быть в этом случае? Уменьшить шрифт или существует другой способ?

Ответ: Все подробности во вложении. Нежелательно пересказывать в письме подробно и нудно лишнюю, справочную информацию. Необходимые документы и презентации можно прикрепить во вложение. Получателю будет удобнее открыть отдельные файлы.

Если у вас или вашей организации есть сайт, сделайте на него ссылку и поместите ее в письмо, а не пересказывайте все сведения своими словами. То же самое в отношении полезных материалов из различных сайтов. Не нужно копировать текст в тело письма, уместнее обойтись ссылкой с кратким комментарием или просьбой ознакомиться.

Верно ли, что если мое письмо будет с орфографическими и пунктуационными ошибками, то его могут не прочитать?

Ответ: Грамотным людям неприятно читать письма с орфографическими и пунктуационными ошибками. Это может существенно смазать впечатление от выгодного предложения или при первом знакомстве. Поэтому, даже для перестраховки, полезно проверять текст с помощью специальных компьютерных программ. Тем, кто не уверен в своем знании русского языка, можно порекомендовать использовать короткие фразы и заменять те слова, в правописании которых возникают сомнения, на знакомые синонимы.

Можете ли вы прокомментировать подпись электронного письма. Чем она отличается от подписи в простом письме?

Ответ: Электронная подпись – это специально созданный файл (signature), который представляет собой вашу текстовую подпись. Наличие электронной подписи в ваших сообщениях является не только правилом хорошего тона для деловой переписки, но и прекрасным способом ненавязчивой рекламы вашего бизнеса.

Вот несколько правил  составления и использования электронной подписи:

  • Электронная подпись не должна превышать 5-6 строк.
  • Количество символов в строке должно быть не более 70.
  • Подпись должна выключать в себя вашу фамилию и имя, электронный адрес, адрес страницы в Интернет (если есть), а также текст или слоган, дающий представление о вашем бизнесе, (либо) продуктах, (либо) услугах. Иногда в подписи включают свои любимые афоризмы.
  • Ваш e-mail и адрес страницы в Интернет должны быть активными. Это значит, что не все почтовые программы "узнают" электронные адреса электронной почты и Интернета, вида ivanov@mail.ru или www.ivanov.ru. Нужно к адресу электронной почты  подписать "mailto:адрес почтового ящика" а к веб-адресу – "http:// адрес сайта".
  • Используйте разделительную линию, отделяющую подпись от основного сообщения. Разделительная линия способствует привлечению внимания к вашим данным.
  • Полезно иметь несколько вариантов подписей, которые можно гибко использовать в зависимости от характера переписки.
  • Однажды созданная подпись, будет автоматически включаться во все ваши исходящие письма.

Принято ли использовать смайлики в деловой почте?

Ответ: Смайлики – это заменитель невербальной составляющей человеческого общения, предлагаемые в виде рожиц, которые составлены из точек, запятых, дефисов и др. символов. Служат для усиления эмоциональной окраски вашего текста.

Для деловой переписки это лишне!

Избегайте публичного «флейма», т.е. сообщений, отсылаемых в состоянии гнева,  аффекта и плохого настроения.

Такие сообщения лишь усугубляют ситуацию и заставят Вас о них, в последствии, сожалеть.

Спасибо за полезные комментарии. До свидания!

А теперь рассмотрим возможности почтовых программ на практике. Внимание на экран (учитель  показывает на практике решения на поставленные задачи учеников).

5. Практическая часть

Задание: Используя рассылку сообщений, отправить друг другу письма, которые были составлены дома, учитывая этикет написания электронных писем.

6. Подведение итогов урока

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что нового узнали?
  • Нужно  ли знать этик делового письма?
  • Как вы думаете, в каких профессиях можно использовать эти знания?

Рефлексия по Синквейну (Приложение 1)

Предложить следующее предложение – «Этикет написания электронного делового письма».

  • первая строка –  (ключевое слово/выражение);
  • вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение;
  • третья срока - три глагола, показывающие действие понятия;
  • четвёртая строка - короткое предложение, в котором высказывают своё отношение к данному понятию;
  • пятая строка - одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

7. Выставление оценок с комментариями.

Критерии оценок:

  • Культура речи;
  • Владение информационной терминологией;
  • Количество вопросов;
  • Качество вопросов:
  • Содержательность;
  • Информативность;
  • Практические навыки работы с электронной почтой.

8. Определение объема домашнего задания.

На адрес  www.lymartv@yandex.ru отправить письмо-приглашение на следующую телеконференцию.

Самостоятельно ознакомиться с темой «Телеконференции» (п.12.8.3., страница 439-441)

Раздать брошюры с «Умеем ли мы общаться? Этикет электронной почты» (Приложение 2)

Спасибо за урок! До свидания!