Методическая разработка по теме "Родина – Россия"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: уточнить понятия “Родина”, “отечество”.

Оснащение:

  • модель солнышка,
  • фонограммы песен “С чего начинается Родина”, “Россия”.

Ход урока

1. На доске модель солнышка. Открыты лучики: жизнь, здоровье, честь, семья, труд

Звучит 1 куплет песни “С чего начинается Родина”

- Эта песня называется “С чего начинается Родина”. Так с чего же она начинается?

2. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о Родине.

- Как вы понимаете слово “Родина”?

- Что вспоминается вам, когда вы слышите слово “Родина”?

3. Послушайте одну историю:

Жил-был в одном восточном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. “Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. “А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина здесь, в моем маленьком городке”,

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

- Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? – спросил он Ли.

- Потому что моя родина – мой городок, - ответил Ли.

- Я разрушу твой городок, - сказал предводитель, - и у тебя не будет родины.

- Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.

- Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой. У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.

- Что значит “слишком маленькая родина и нет родины большой”?

- В чем была ошибка мальчика Ли?

- Что такое большая Родина?

Слово учителя.

Человек родится в конкретном месте – деревне, поселке, городе… Это – его малая родина. Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома…

Но у всех у нас есть общая большая Родина. Это – наша страна. Со всеми ее лесами и горами, реками и озерами, городами, деревнями и поселками. Как дорога человеку его Родина, он понимает, когда, например, надолго уезжает за границу. Как бы хорошо ни жилось ему там, он начинает сильно скучать по своей стране, по ее людям, родному языку…

Замечательные слова сказал Д.С. Лихачев:

“…В жизни человека огромную роль играет Любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

Любовь к своей стране и своему народу… приносит ему настоящее счастье, избавляет он неприятностей, мелких личных неудач”.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова “отечество”, “родина”, “матушка”.

- Какие слова у вас получились?

- Как вы думаете, как связаны эти слова между собой?

- Прочитайте рассказ К. Ушинского “Наше Отечество” и выполните задание после текста.

Задание для 1 группы: - Найдите в тексте и подчеркните строчки, которые объясняют почему Россию мы называем “отечество”.

Задание для 2 группы: - Найдите в тексте и подчеркните строчки, которые объясняют почему Россию мы называем “родиной”.

Задание для 3 группы: - Найдите в тексте и подчеркните строчки, которые объясняют почему Россию мы называем “матушка”.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

(К. Ушинский)

- Так как еще называют Россию?

- Является ли Родина человеческой ценностью?

- Добавим этот лучик к нашему солнышку.

5. Индивидуальная работа детей.

- Продолжите фразу:

“Любить Родину – значит …” (на полосках желтого цвета)

Дети прикрепляют свои ответы рядом с моделью солнышка (лучики). В это время звучит песня “Россия”.

6. Домашнее задание: принести на следующий урок свою любимую игрушку.

ПРАКТИКУМ “МАСТЕРСКАЯ ИГРУШКИ”

Оборудование:

  • любимые игрушки детей
  • русские народные игрушки (куклы из ткани, из соломы, глиняные,
  • деревянные игрушки)
  • русская шаль
  • иллюстрации дымковской игрушки
  • лоскутки ткани и нитки для изготовления куклы
  • шаблоны для изготовления игрушек из бумаги

1. Вводная беседа.

- Игрушка – значит игра, значит дети. Сегодня вы принесли в класс свою любимую игрушку. Назовите ее. (Дети по очереди называют игрушку, которую принесли.) Все ли игрушки сделаны в нашей стране? Среди игрушек я вижу Барби – это гостья из Америки, конструктор “ЛЕГО” – из Дании, пупсы – французы, плюшевый мишка – из Германии, кубик Рубика – из Венгрии. У меня есть для вас сюрприз. Как вы думаете, что спряталось от вас под этой великолепной шалью? (Ответы – предположения детей.) Давайте проверим, кто из вас прав. (Учитель снимает платок. Под ним – выставка русской народной игрушки.)

На прошлом занятии мы говорили о Родине. Украсили наше Солнышко новыми лучиками. Отвечая на вопрос “Что значит любить Родину?”, многие из вас ответили: знать ее историю. Вы правы, по-настоящему можно любить только то, что хорошо знакомо.

Сегодня на занятии вы узнаете много нового об игрушке – исконно русской игрушке и попробуете сделать ее своими руками.

2. Рассказ о кукле из ткани.

Много-много лет назад Россия была крестьянским государством. Крестьяне – люди, жившие в деревнях и работавшие на полях, ухаживающие за домашним скотом, жили очень бедно. Игрушек в крестьянской семье не было. Их заменяли предметы домашнего обихода: лапти, ложки, деревянные крашеные яйца.

Много лет назад любую игрушку называли потешкой. С 5-6 лет дети делали игрушки сами. Дети ловко подражали взрослым, рано учились владеть инструментом, преображая материал в поделку для игры. Материал находили тут же: рядом с домом. Во дворе, на улице, за деревней в ближнем поле, в лесу, использовали то, что уже не нужно в хозяйстве.

(Учитель, рассказывая, делает игрушку из лоскутков ткани.)

Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (берегиня), спасавшим от беды и приносившим счастье. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой … и наконец, стали ими играть.

“Не трудное дело, да не всякому дается,” – говорят в народе о мастерстве изготовления куклы – закрутки.

Забавляясь с игрушками, ребенок как бы “репетировал” взрослую жизнь. Дети изображали в играх жизнь семьи, народные обрядовые праздники.

Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом.

(Показать разные куклы – берегини.)

3. Рассказ о соломенных куклах.

Роль забавной развлекательной потешки выполняли и соломенные куклы – стригушки. (Показ.)

Из соломы же делали и куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. Обряды жертвоприношения со временем превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, после “отдавали богам” – сжигали или бросали в реку.

Некоторые из этих древних славянских праздников сохранились и до сих пор. Вспомните, как называется один из них, и как зовут куклу-чучело. Что символизирует праздник Масленицы? Давайте и мы с вами вспомним один из хороводов.

А мы масленицу повстречали
Ай, лелю-ли повстречали.
Сыром гору набивали
Ай, лелю-ли набивали.
Маслом гору поливали
Ай, лелю-ли поливали.
На широк двор зазывали
Ай, лелю-ли зазывали.
А мы Дуню привечали
Ай, лелю-ли привечали

4. Рассказ о глиняных игрушках.

(На доске иллюстрации.)

Первые глиняные игрушки тоже сначала были вовсе не для игры. Глиняные свистульки делали, чтобы отогнать злых духов. Узоры на расписных глиняшках тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков.

В слободе Дымка с давних пор селились мастера – игрушечники. А название такое потому, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

Игрушки – свистульки были самым ярким украшением ярмарки с озорным и веселым названием “Cвистунья” Вот что об этом рассказывает легенда.

(Ребенок прочитает свиток.)

“Однажды к городу Вятка подошли враги. Грозила ему неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали”.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник “Свистунья”. И не обходится он без ярких игрушек.

5. Творческая часть.

И мы с вами побываем на ярмарке, полюбуемся ее веселым товаром.

(Выходит ребенок, читает стихи.)

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

- Дедушка Егор приехал на ярмарку не с пустыми руками. Руки у русских мастеров умелые, сегодня они поделятся с вами своими секретами.

В нашей слободе 3 мастерских и каждая изготовит сегодня свою игрушку.

Дети изготавливают из бумаги фигурки лошадки, коровки и козленка, украшают их магическими знаками.

6. “Защита” изделий.

Загадка о корове:

Один махай,
Четыре гуляй,
Два – детям страсть,
Четыре – всем сласть.

Считалка о коне:

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон.

Потешка:

Козленок – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

7. Подведение итогов.