Урок по теме "Сложение и вычитание дробей"

Разделы: Математика


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

Цели:

  1. Образовательная: проверить знания учащихся по теме, формировать способность к фиксированию собственных затруднений по данной теме, выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий.
  3. Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютерный класс (7 -10 компьютеров), проектор.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, презентация PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова Д. Пойа: “Умение решать… – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игра на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образом и постоянно тренируясь”. Слайд 1.

Мы будем заниматься практическим искусством – учиться выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Проверим готовность к выполнению математических действий. Выполним графический диктант. В случае согласия с утверждением проведите горизонтальную черту “-“ , в противном случае знак “+”.

1. Графический диктант: Слайд 2

1. Ученики 5 класса могут записать любое смешанное число или любую обыкновенную дробь в виде десятичной..

(Пояснение при проверке: смешанные числа и обыкновенные дроби, в знаменателе которых разрядная единица 10, 100, 1000 и т.д.)

2. В десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра.

(Пояснение при проверке: числитель дробной части должен иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе).

3. Прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой.

(Пояснение при проверке: при этом десятичные дроби сравнивают как натуральные числа; второй способ – сравнение по разрядам.)

4. Чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно выполнить алгоритм, в котором 4 шага.

(Пояснение при проверке:

1. Уравнять количество знаков после запятой,

2. записать в столбик запятая-под запятой.

3. Сложить/вычесть как натуральные числа.

4. Поставить запятую под запятой..

5. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1.

(Пояснение при проверке: увеличиваем на 1 при отбрасывании цифр 5-9.)

Проверка:

 Оценивание работы на полях: “5” – 5 верных знаков, “4” – 4- знакf, “3” – 3 знака. Слайд 3

2. Учитель: Все вместе выполняем задание.

Ученик придумал несколько примеров и забыл поставить запятые. Расставьте их. Слайд 4.

А) 42+17 =212; в) 3+108=408;
Б)736 -336=4; г) 63 -27=603.

При выполнении задания учащиеся при ответе проговаривают применяемое правило.

Учитель: подводит итог, ребята готовы к применению на практике полученных знаний . И предлагает выполнить тест № 1. (приложение1).

III. Проверка навыков выполнения действий с десятичными дробями.

Ученики выполняют самостоятельно тестовую работу, используя компьютер.

Верность решения проверяют словом “транспортир”. Слайд

На специальном  бланке фиксируют верность выполнения задания: знаком “+” - верно и знаком “?” задания, в котором допущены ошибки.

Поясняют значения данного слова.

Учащимся необходимо назвать номера заданий в которых допущена ошибка. Определить правила на которое допущена ошибка.

Учитель: подводит итоги выполненной работы. Ребятам, допустившим ошибки предлагается повторить правила выполнения действие на которое допущена ошибка и перейти к выполнению повторного теста на данное правило.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тестовая работа №2 (карточка)

1 7,21 +3,72
10,93 1093 109,3 1,093
2 2,251+47,74
7,025 70,25 49,991 49991
3 2.1+1,36
1,57 3,46 15,7 0,346
4 13+19,3
2,06 3,23 20,6 32,3
5 63,5+0,635
6,985 12,7 64,135 69,85
Ответы

Тестовая работа №3 (карточка)

1 453,78 – 135,35
318,43 31843 31,843 3184,3
2 34,7 – 8,73
5,26 52,6 25,97 2,597
3 54 – 3,21
21,9 50,79 2,19 21,1
4 1,1 – 0,474
0,626 0,463 6,626 10,626
5 68,32 – 6,832
61,478 0 6,1478 61,472
Ответы

Те учащиеся, которые выполнили работу без ошибок, работают со следующими заданиями:

Карточка.

  1. Как изменится разность 205,6 – 84,7, если уменьшаемое уменьшить на 19,6, а вычитаемое увеличить на 80,5?
  2. Найдите число, которое было бы больше 3,43 на столько, на сколько 15,79 меньше 18,06.
  3. Вместо звездочки поставьте знаки “+” или “-“ так, чтобы равенства были верными:

А) 7,9*3,4*4,2 = 7,1
Б) 6,1*13,5*12,4 =5

V. Эмоциональная пауза. (физкультминутка)

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся. Потянулся. (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьется (покружиться.)

И садится на листок. (сесть за парты)

(Звучит легкая музыка)

VI . Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: В заключение урока решаем в тетрадях задачи. (слайд)

1. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй день , и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три дня?

2. Составь выражение для решения задачи по рисунку и найдите его значение.

3. Туристы вышли из лагеря и прошли на юг 7, 9 км. Затем изменили направление и прошли на север на 12, 3 км, далее их маршрут менялся так: на восток 6,4км, на юг -4, 4 км, на запад 2, 7 км. В каком направлении, и на каком расстоянии от лагеря оказались туристы в конце маршрута?

VII. Подведение итогов урока:

Учитель:

Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?

Сформулируйте правила в которых вы допустили ошибки.

В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия сложения и вычитания с десятичными дробями”. Сейчас поставьте себе оценку за урок.

Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.

IХ . Домашнее задание. П.32 ; № 1236 (а,в); №12304 дополнительно № 1277