Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Еще на заре зарождения всеобуча было замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, очки на носу - все чаще становились атрибутами образованной интеллигенции.

Как только всеобуч шагнул в мир детства, сразу же: школьная близорукость, школьные сколиозы, школьная неврастения и многое другое.

Вскоре сами педагоги почувствовали, что с детьми в школе происходит что-то катастрофически-разрушительное. Так еще в 1805 году Песталоцци оповестил миру о том, что при традиционно закладывающихся принципах обучения происходит непонятное “удушение” развития детей, “убийство их здоровья”. Вскоре настоящую тревогу забили медики. Один из них, известный специалист по природным силам оздоровления Ламанн оповещал,-“…школьники живут под постоянным парализующим гнетом…Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли.”

Одним из таких факторов, разрушающих здоровье ребенка, оказалась сидячая поза ребенка.

Если зайти в любую школу и посмотреть, в каких позах сидят дети, когда пишут, то мы увидим, как при письме дети пребывают в каком-то зажатом состоянии: кто “кособочит”, кто “кривошеит”, а кто буквально носом водит по тетради. И так из урока в урок, изо дня в день, из года в год. И мы видим как все больше и больше наши некогда зоркие и стройные дети превращаются в горбатых “очкариков-старичков”.

Как показал многолетний опыт, многое это можно изжить из школьной жизни. Для этого нужно вместо сковывающей традиционной сидячей позы поставить детей на ноги, заставить их чаще двигаться во время урока.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.

Исследования показали, что если дети во время занятий находились в режиме моторной свободы и телесной вертикали, то ростовые процессы характеризовались равномерностью и устойчивостью. И наоборот, в режиме традиционной сидячей позы у многих детей в течение учебного года ростовые процессы резко замедлились, либо даже вовсе приостановились. И лишь выход детей из школьной среды, например в процессе летних каникул, сопровождался выраженным скачкообразным приростом детей в высоту.

Данную закономерность мы видим часто, что за летние каникулы подросших детей не узнать. Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами. К моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные, функциональные отклонения: 10% со стороны органов зрения, избыточная масса тела-8-16%, нарушение осанки у каждого пятого ребенка. Уже за первый год обучения количество нарушений осанки увеличивается с 20% до 64%, зрение ухудшается до 30 %.

Существует несколько факторов нездоровья детей:

  1. Учебный план, программы современной школы не формирует у детей понятия о здоровье, как первой жизненной ценности нашего времени.
  2. Резкое возрастание учебной нагрузки.
  3. Значительное сокращение двигательной активности детей в учебное время.
  4. Преобладание авторитарного стиля общения педагогов с детьми.
  5. Нарушения санитарно-гигиенических норм.
  6. Слабость материально-технической базы по физкультурно-оздоровительному, медицинскому блокам.
  7. За состояние здоровья детей фактически никто не несет ответственность. Медики заняты здоровьем уже больных детей, а учителя обеспокоены учебным процессом.

Проблема здоровья детей существует и в нашей школе. Поэтому, когда несколько лет назад я познакомилась с методикой В.Ф. Базарного, то мною было принято решение - внедрять в учебный процесс и во внеклассные мероприятия здоровьесберегающие технологии.

Что такое ЗСТ - это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, а развитие строится на субъект субъектных отношениях.

Очень важным я считаю, что учебный материал должен содержать как можно больше материала, способствующего осознать детьми ценность своего здоровья.

Это работа над различными пословицами и поговорками о здоровье:

“Смекалка нужна, а закалка важна. Здоровье дороже денег. Здоровым быть горе забыть. Чеснок да лук от всех недуг. Береги здоровье смолоду. Водку пьешь рюмками - здоровье теряешь ведрами. Чтоб больным не лежать - надо спорт уважать”.

На уроках русского языка применяю материал о здоровье при написании диктантов, орфографических минуток и т.д.

Много провожу классных часов на тему сохранения здоровья.

Так, следуя совету доктора Базарного, я поставила своих учеников за конторки, которые позволяют ребятам в течение урока менять положение тела из положения сидя в положение стоя. На всех уроках использую передвижение по классу (для этого по классу развешиваются различные картинки, слова, предложения и дети под музыку находят нужные, при этом подпрыгивают, если высоко, приседают, если низко и выполняют задание учителя). Дети на моих уроках не находятся в сжатом состоянии, они постоянно двигаются, поэтому уроки для них стали интересными, веселыми, а главное нескучными. Также очень любят дети работу с “держалкой”(кусок фанеры прямоугольной формы на ручке, с помощью которого демонстрируется материал учителем).

Но самым важным я считаю, чтобы ребята ценили свое здоровье и бережно к нему относились. Для этого нужно как можно больше внедрять в урок валеологический материал и одновременно использовать здоровьесберегающие технологии. В качестве примера, хочу поделиться, одним из мною разработанных, уроком русского языка в 4 классе.

Русский язык.

4 класс.

Тема: Безударные окончания прилагательных множественного числа в Дательном и Творительном падеже.

Цели:

  • формировать умения правописания падежных окончаний прилагательных множественного числа, познакомить с особенностями дательного и творительного падежей имен прилагательных во множественном числе, повторить знания о прилагательном;
  • развитие творческих способностей, орфографической зоркости;
  • воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Ход урока

1. Орг.момент.

У: Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровье.

Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.

Д:

Здравствуй, солнце золотое!!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, кедр и дубок.
Мы живем в родном краю -
Всех мы вас приветствуем!

2. Чистописание.

Им ым

Ими ыми

Веселым больным спортивным

Здоровыми сильными закаленными

У: Ребята, посмотрите внимательно на строчки, которые мы записали. Может кто-то догадался из вас, какая сегодня тема урока?

(оформляю на доске тему в виде схемы)

У: Какое слово лишнее? Почему?

Давайте составим с любым прилагательным предложение. Чье предложение вам больше понравилось? Запишем его с комментированием и сделаем разбор.

3. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы будем учиться писать безударные окончания прилагательных во множественном числе в Дательном и Творительном падеже.

Но весь урок у нас будет связан еще с одной очень важной темой, а какой вы мне скажете в конце урока.

4. Работа над новым материалом.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой вопрос будет отвечать прилагательное во множественном числе в Дательном падеже?

Д: каким? (прикрепляю)

У: А какие окончания будут иметь прилагательные множественного числа в этом падеже?

Д: -им, -ым.

У: На какой вопрос будут отвечать прилагательные во множественном числе в Творительном падеже? Какие окончания имеют прилагательные в этом падеже?

Д: какими? -ими, ыми.

5. Работа с держалкой. Словарная работа.

У: Ребята, сейчас я буду показывать вам слова, а вы будете к ним подбирать прилагательные и записывать словосочетания прил.+ сущ.

1 ряд. 2 ряд.
В Д.п. мн.ч. в т.п. мн.ч.

Слова: овощи, ребята, салазки, коньки, лыжи, морозы.

У: Найдите лишнее слово. Давайте прочитаем получившиеся словосочетания.

6. Работа с пословицами.

У: На доске записаны пословицы, давайте их прочитаем.

Здоровыми быть – горе забыть.

Со спортом дружить – сильными быть.

Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать.

У: Почему так говорят?

Найдите в этих пословицах прилагательные. В какой форме они стоят? Запишите в тетрадь только те прилагательные, которые являются антонимами, выделите окончания.

Давайте устно подберем антоним к прилагательному сильными.

7. Физминутка.

Игра “Найди свой домик”.

(по классу развешаны слова, дети селят их в свои домики)

1домик-Д.п 2домик-Т.п.

Слова: сильными, счастливыми, закаленными, здоровыми, хилыми, красивыми, физкультурными, веселым, полезным, спортивным, радостным, задорным, больным, витаминным.

У: найдите в каждом столбике лишние слова.

8. Творческая работа.

У: А сейчас посмотрите на доску, давайте прочитаем текст.

На доске: В субботу дети… школы ходили в … поход. В лесу они любовались… елями и … березками. С … смехом катались ребята с… горы.

По… лицам детей было видно, что поход им очень понравился.

У: Ребята, вам понравился тест? Почему?

О каком дне рассказывается в тексте?

Для чего нужны нам прилагательные?

Задание для тех, у кого синие карточки.

Списать текст, вставить подходящие по смыслу прилагательные. У прилагательных выделить окончания.

Задание для тех, у кого красные карточки.

Выписать словосочетания прил.+ сущ., выделить окончания, определить число и падеж прилагательных.

У: Пока вы будете работать, я включу музыку, чтобы она вдохновляла вас на работу. Учеными доказано, что люди, которые слушают классическую музыку, меньше болеют гриппом.

Проверка получившихся текстов.

9. Повторение о прилагательном.

Игра “ Собери в корзину нужные продукты”.

(На картинках фруктов и овощей написаны слова, относящиеся к имени прилагательным, а на вредных продуктах-слова, относящиеся к другим частям речи)

- Собрать только те слова, которые относятся к прилагательному.

какой? склонение время
Падеж предмет
Род кто?
Число подлежащее
Признак одушевленное
Чесночный чеснок

У: Почему мы не взяли другие продукты? Какие они? А к какой части речи их отнесем? Какое слово лишнее?

10. Резерв: составление словосочетаний.

У: Я буду называть вам словосочетания сущ. + сущ., а вы будете заменять их на словосочетания прил. + сущ.

Н-р: варенье из клюквы, а вы …..

Салат из свеклы

Суп из овощей

Приправа с чесноком

Сок с витаминами

Настой из трав

У: Давайте проверим, какие словосочетания получились у вас.

А теперь придумайте предложение, в котором употребите любое из словосочетаний, но прилагательное должно стоять во мн.числе в Д. или Т.падеже.

11. Итог урока.

У: Над чем мы сегодня с вами работали на уроке? На какие вопросы отвечают прилагательные во мн. Числе в Д. и Т. падежах? Какие окончания имеют?

Кто догадался, какая еще очень важная тема сопровождала нас весь урок?

Д: ЗДОРОВЬЕ

У: Давайте образуем от этого слова прилагательные в Д. и Т. падеже мн.числе.

Оценки за урок.

12. Д\з: по выбору - с.156.упр.354 или с.157. упр.357.