Интегрированный урок (физика + математика) по теме "Применение интеграла при решении физических задач"

Разделы: Математика, Физика


Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Цель: Продолжить формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

О: Способствовать формированию знаний, умений по данной теме

Р: Умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, делать выводы, выделять существенные признаки объектов)

В: Воспитывать умение организовать свою деятельность, формирование ценностной ориентации, мировоззрения

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

План урока:

Этап урока
1 Организация начала урока
2 Постановка проблемы урока
3 Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний
4 Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков по теме интеграл
5 Формирование новых понятий и способов действий
6 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
7 Усвоение образца комплексного применения ЗУН
8 Применение знаний умений и навыков в новых условиях
9 Подведение итогов урока

Ход урока

Запустить приложение 1 (Презентация PowerPoint)

1. Сообщение темы урока. Запись в тетради даты, темы.

2. Проблема!

Однородный стержень длиной 20 см вращается в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, проходящей через его конец. Угловая скорость вращения Гц Площадь поперечного сечения 4см2, плотность материала, из которого изготовлен стержень 7,8 г/см 3 . Найдите кинетическую энергию стержня.

Анализ условия учителем: акцентировать внимание на различие между движением по окружности материальной точки и однородного стержня. (Слайд 2,3)

3. а) Повторение темы “Графическое представление движения” (Слайд 4)

Ребята, вы знакомы с тем, как можно по графику найти перемещение материальной точки. Перемещение материальной точки численно равно площади фигуры ограниченной графиком функции V(t).

Ранее рассматривались случаи: треугольник, прямоугольник, трапеция.

б) Проблема! Как найти перемещение для случая 4?

Вопрос: Как называется фигура на последнем рисунке слайда? (Криволинейная трапеция).

в) Вопросы для повторения по теме интеграл (математика) (Слайд 5-9)

Какая функция называется первообразной для функции f(x)?

Назовите первообразные данных функций

Что такое определенный интеграл?

Как вычислить значение определенного интеграла?

Как называется полученная формула?

Перечислить свойства интеграла.

4. Самостоятельна работа с самопроверкой (слайд 10)

5. Рассмотрим решение задачи на перемещение материальной точки: Слайд 10-13

Предположим, что точка движется по прямой (по оси ОХ) и известна скорость этой точки. Перемещение точки по оси будем считать функцией времени: s=s(t). Как найти перемещение точки за промежуток времени [t1 ; t2]?

Если скорость точки постоянна и равна V, то перемещение вычисляется так:

S = V(t2-t1)

Пусть теперь это скорость меняется и задан закон этого изменения V=V(t). Рассмотрим перемещение на отрезке времени [t; t+dt].

6. Совместное решение задачи с проверкой: (слайд 14-15)

7. Рассмотрим зависимости между физическими величинами. (Слайд 16)

 

Выделенные физические величины в зависимости от условия задачи могут постоянными или переменными.

Анализ таблицы (Слайд 17).

Image2722.jpg (58298 bytes)

Решение физической задачи с самопроверкой на два варианта. (Слайд 18)

Два ученика решают задачи у закрытой доски параллельно с классом.

8. Рассмотрим решение задачи предложенной в начале урока: (Слайд 19)

Однородный стержень длиной 20 см вращается в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, проходящей через его конец. Угловая скорость вращения Гц . Площадь поперечного сечения 4 см2 плотность материала, из которого изготовлен стержень 7,8 г/см 3 . Найдите кинетическую энергию стержня.

Поэтапное решение задачи, запись в тетрадь. (Слайд 20).

Итог: сегодня на уроке мы рассмотрели решение некоторых физических задач с применением интеграла. Сделайте вывод, в каких случаях задачи решаются с применением интеграла? (Слайды 21, 22)

9. Задание на дом: (Слайд 23)

Комментарий учителя по домашнему заданию. (Слайд 24)