Исследовательский проект по трудовому обучению в 3-м классе "Семейное рукоделие. Вышивание крестом"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!” А.П. Чехов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Выполнение школьниками самостоятельных исследований – это одна из наиболее эффективных и в настоящее время широко-распространённых форм самостоятельного обучения. Это обусловлено несколькими причинами:

  • во-первых, природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира, делают исследование, очень важной для них сферой деятельности;
  • во-вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований даёт возможность удовлетворить их индивидуальные потребности и запросы, их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение;
  • наконец, не на словах, а на деле даёт, возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.

Предлагаю рассмотреть исследовательскую работу по трудовому обучению учащихся 3 класса.

Содержание

Презентация

1. Оганизационно-подготовительный этап.

- Введение

- История вышивки

2. Технологический этап.

- “Звёздочка” обдумывания

- Технология вышивания

3. Заключительный этап.

- Экономические расчёты

- Экологическое обоснование

- Вывод

4. Список используемой литературы.

Проблема: недостаток общения со старшим поколением.

Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

Задачи исследования:

  • прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестом;
  • изучить технологию вышивания крестом;
  • применить свои теоретические знания на практике;
  • объединить знания, умения и навыки старшего поколения и детей для достижения общей цели;
  • сделать выводы, подвести итоги исследования.

1. Оганизационно-подготовительный этап.

XXI век…! Век новых грандиозных технических открытий. Мы уже не представляем свою жизнь без разнообразной техники, которая заменяет людей повсюду.

Мы всё дальше и дальше отдаляемся друг от друга не только в школе, на работе, но и в семье. Мы часами проводим время перед телевизором и компьютером и тем самым лишаем себя общения с близкими людьми.

Главная задача нашего проекта:

  • сплотить семью;
  • найти общее интересное дело;
  • перенять опыт у старшего поколения.

Поэтому мы считаем актуальной нашу тему: “Семейное рукоделие. Вышивание крестом”.

Историческая справка.

Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл “оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.

Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста), которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.

Одежду шили из выкроенных по прямой отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д.

Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор скромнее и проще.

В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определённые приёмы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства.

Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

2. Технологический этап.

Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечених и занятиях старшего поколения.

  учащиеся учителя
да нет не знаю да нет не знаю
1. Ваши бабушки или мамы когда-то занимались вышивкой? 88%   12% 90%   10%
2. Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? 58% 40% 2% 54% 46%  
3. Умеете ли вы вышивать крестом? 32% 68%   72% 28%  
4. Хотели бы вы научиться вышивать? 55% 45%     28%  

Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди учителей тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением – это 10% от всех опрошенных. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.

На 2 вопрос “Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?” положительно ответили 58% детей, а учителей – 54% .

А вот ответом на 3 вопрос “Умеете ли вы вышивать?” порадовали нас учителя. Положительно ответили 72%, а дети – 32% - это говорит о том, что дети всё дальше и дальше отдаляются от старшего поколения.

Из всех учителей не умеют вышивать только 28% - они же и не желают научиться, аргументируя это тем, что не хватает времени.

Из всех детей, которые не умеют вышивать, 55% с удовольствием научились бы.

Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей – это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).

Чтобы ничего не упустить в работе, мы составили “звёздочку” обдумывания.

Технология вышивания крестом.

Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.

3. Заключительный этап.

Экономические расчёты.

Материальные затраты на вышивку могут быть самые разные. Если вы будете использовать материалы, которые уже есть дома (игла, мулине, пяльцы, ткань), то вам ничего больше покупать не надо, и вы не будете тратить деньги. Но если есть желание, то можно в магазинах “Ткани” приобрести готовые наборы для вышивания, которые стоят от 30 рублей и более (в набор входят не только ткань, игла, мулине, но и схема рисунка).

Целебное рукоделие.

Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверное, слышали о медицинском термине “трудотерапия”?! Вышивание восстанавливает душевное равновесие, помогает при воспалении суставов и связок. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание кретом. Этим же полезно заняться при аллергическом дерматите, заболевании органов пищеварения и дыхания.

Итог нашего труда.

Мы с родными провели вместе не один вечер за вышивкой. Мы переживали, когда у нас не получалось. Сначала было трудно, но вместе с родными мы овладели этим видом рукоделия. Бабушкам было приятно нас учить. Мы вместе радовались нашим успехам. Мы получили чувство удовлетворения не только от своей работы, но и от общения друг с другом.

Вывод:

  • работая над проектом, мы познакомились с историей русской вышивки;
  • освоили технологию вышивания крестом;
  • в результате совместной деятельности мы сплотились (помогали друг другу);
  • испытывали радость общения друг с другом;
  • бабушки, мамы и даже папы с удовольствием оказывали нам помощь, радовались нашим успехам, что ещё больше сблизило нас;
  • все получили чувство удовлетворения от своего труда;
  • полученные знания пригодятся в жизни: оформленные вышивкой салфетки, занавески органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

Вся наша работа проходила под девизом: “Умелые руки не знают скуки”.

4. Используемая литература:

  1. Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка – М.: Лёгкая индустрия, 1980-224с.
  2. Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история; ООО Фирма “Издательство АСТ”; 1999-432с.
  3. Статья из газеты “Вечерний Рубцовск” Алишковская Е. Н. Целебное рукоделие.-2006.-№4.-с.6.