Проект урока географии в 7-м классе "Экологические проблемы Кемеровской области. Пути их решения"

Разделы: География


Цель урока: Формирование культуры экологического мышления как части воспитания любви к родному краю.

Задачи урока:

дидактическая

  • формировать представление о состоянии экологии в Кузбассе и официальных путях решения экологических проблем;
  • учить правильному экологическому поведению на основе деловой игры.

коррекционная

  • развивать логическое мышление на основе аналитико-синтетической деятельности в конкретных ситуациях;

воспитательная

  • воспитывать гражданскую позицию в отношении окружающей природы.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  1. карты
    1. физическая Кемеровской области,
    2. экологическая Кемеровской области;
  2. схемы
    1. “Экологические факторы”,
    2. “Экологические взаимосвязи в природе”;
  3. картосхемы
    1. “Структура выбросов городов Кузбасса (т/сут.)”,
    2. “Выбросы вредных веществ в атмосферу предприятиями г.Новокузнецка”,
    3. “Нарушенные земли Кемеровской области”;
  4. плакаты
    1. сатирические “Защитим родную природу”,
    2. “Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы”,
    3. “Охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”;
  5. экологические папки с набором схем и карт (Приложение 1);
  6. словарные слова;
  7. оборудование для экологического практикума.

Ход урока

1 блок. Организационный. Пожелания на урок.

2 блок. Вводная беседа учителя.

Это итоговый урок в серии уроков по изучению Кемеровской области. Давайте вспомним, какие физико-географические и экономико-географические особенности имеет Кузбасс? (Фронтальная беседа).

  • Особенности рельефа (небольшая часть Западно-Сибирской равнины на севере, на востоке – горы Кузнецкого Алатау, на юге – Горная Шория, на западе – Салаирский кряж, в центре – Кузнецкая котловина).
  • Полезные ископаемые (каменный уголь, железные руды, марганцевые руды, бокситы и нефелины, цинк, свинец, серебро, золото, фосфориты, тальк, слюда, асбест, известняки, глины, песок, мрамор).
  • Климат (резко континентальный).
  • Реки и озера (более 32 109 рек и несколько сотен озер).
  • Почвы (в основном черноземные и подзолистые).
  • Экономика. Что преобладает в Кузбассе, промышленность или сельское хозяйство? (промышленность – топливная, энергетика, металлургия).
  • Место нашей области в экономике Российской Федерации? (важное).
  • Какая самая важная проблема стоит перед жителями и администрацией области? (состояние окружающей среды).
  • А почему вы так решили? (выводы учащихся).

Вот вы и пришли к теме сегодняшнего урока. Объявляется тема урока и записывается в тетрадь.

3 блок. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

3.1. Работа с плакатом “Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы”. (Фронтальная беседа).

Экология – слово греческого происхождения (“экос”-дом, “логос”-учение). Учение о доме.

  • Каком доме? (Природном. Этот дом состоит из живой и неживой природы).
  • Какие факторы относятся к живой природе? (Растения, животные, человек).
  • Какие факторы относят к неживой природе? (Вода, воздух, почва).

3.2. Выстраивание на доске магнитной схемы “Экологические факторы” <Рисунок 1>и работа в тетради.

Рис.1. Экологические факторы

Какой фактор оказывает наиболее существенное воздействие на окружающую среду в настоящее время? (Человек).

3.3. Выстраивание на доске магнитной схемы “Экологические взаимосвязи в природе” <Рисунок 2> и работа в тетради.

Рис.2. Экологические взаимосвязи в природе

Обязательно отметить взаимное влияние экологических факторов.

Ученые-экологи, используя свои знания о связях в природе, составляют экологические прогнозы. Слово “прогноз” означает предсказание. Таким образом, ученые предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.

Влияние человека на мир растений и животных мы неоднократно рассматривали. Об этом напоминает подборка сатирических плакатов “Защитим родную природу” (5 шт.). Учащиеся зачитывают подписи под ними.

Нам известно, что в Кемеровской области 14% территории являются особо охраняемыми территориями.

  • Как называются подобные территории (заповедники, национальные парки, заказники).
  • Сколько особо охраняемых территорий в Кузбассе? (17).
  • Приведите примеры из экологической папки с. 9-10. (Заповедник “Кузнецкий Алатау”, Шорский национальный парк, Заповедник “Томская писаница”, 15 охотничьих заказников, например, Салаирский).

4 блок. Постановка и решение логической задачи.

Кемеровская область имеет очень тяжелую экологическую ситуацию. Наша задача доказать это фактически. Именно поэтому сегодня на уроке мы уделим особое внимание состоянию почв, воды и воздуха в Кузбассе.

Постановка проблемного вопроса: почему именно в Новокузнецке находится Научно-исследовательский институт гигиены и профессиональных заболеваний?

4.1. Состояние воздуха в Кузбассе (Экологическая папка – с.3,4,5).

Беседа:

  • Кто загрязняет атмосферу в Кемеровской области? (Промышленные предприятия, котельные, транспорт).
  • Сколько всего предприятий в Кузбассе? (1509)
  • Какое количество загрязняющих веществ они выбрасывают? (1 480,942 тыс.т).
  • Какие предприятия вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха?
  • Какие города Кузбасса имеют самый грязный воздух?

Анализ выбросов вредных веществ в атмосферу предприятиями г. Новокузнецка (плакат):

1) ЗСМК (Западно-Сибирский комбинат”)

2) КМК (Кузнецкий металлургический комбинат)

3) НКАЗ (Новокузнецкий алюминиевый завод)

4) ЗСТЭЦ (Западно-Сибирская ТЭЦ)

5) КТЭЦ (Кузнецкая ТЭЦ)

6) КЗФ (Кузнецкий завод ферросплавов)

Как улучшить состояние воздуха в Кузбассе? (Обсуждение сатирических плакатов).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

4.2. Состояние воды в Кузбассе (Экологическая папка – с.6).

Беседа:

  • Кто загрязняет поверхностные воды Кемеровской области? (Промышленные предприятия, ЖКХ, автотранспортные предприятия, ТЭС).
  • В какую реку сбрасывается больше всего сточных вод? (Томь).

Предложите меры по защите поверхностных вод Кузбасса. (Работа с таблицей “Охрана вод от загрязнений”).

4.3. Состояние почвы в Кузбассе (Экологическая папка – с.7,8).

Беседа:

  • Для чего человечеству нужна почва? (Для выращивания растений).
  • Всегда ли она используется по назначению? (Нет).

Работа по Приложению 3.

  • В каких целях в Кузнецкой котловине используются плодородные земли? (Строительство городов, дорог, шахт, карьеров, аэродромов).

Анализ картосхемы “Нарушенные земли Кемеровской области” и табл. на с.7 Экологической папки.

Вывод: по состоянию воды и воздуха Кемеровская область является зоной очень тяжелой экологической обстановки, а Новокузнецк входит в 10 самых грязных городов России.

Обсуждение ответов на проблемный вопрос.

5 блок. Поиск путей решения экологических проблем.

В ходе обсуждения учащиеся должны придти к следующим выводам. Природа – это главная ценность человечества. Без нее мы погибнем. Для оздоровления экологической обстановки необходимо:

  1. Установить в стране порядок и законность (10.01.2002г. вступил в действие Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”, в Кемеровской области создано Объединенное Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды).
  2. Разработать и внедрить современные способы производства, не загрязняющие окружающую среду.
  3. Установить эффективное очистное оборудование на промышленные предприятия.
  4. Воспитывать каждому гражданину в себе сознательное, бережное отношение к природе.

6 блок. Практический.

Деловая игра в виде экологического практикума. Класс делится на команды.

Тема: “Город и бытовые отходы”.

Девиз: “Отходам – вторую жизнь”.

Задание: Перед вами различные предметы, которые мы выбрасываем: пустой пакет из-под молока, соли, сока, пластиковая бутылка из-под газированной воды, алюминиевая банка, жестяная крышка и т.д.

Придумайте не менее пяти способов их повторного использования в новом качестве.

Обсудите с одноклассниками полученные результаты. Какое решение оказалось наиболее частым? Наиболее оригинальным? Наиболее практичным?

Обратить внимание учащихся на приготовленную выставку поделок.

7 блок. Итоговый.

Вывод по уроку.

Сегодня на уроке мы рассматривали состояние экологии в Кемеровской области и пришли к неутешительным выводам. Но мы понимаем, насколько важны правильные взаимоотношения человека с окружающей природой и поскольку “охрана природы является важной государственной задачей и делом всего народа” мы должны принять посильное участие в деле охраны природы. А для этого нужно очень сильно любить свою страну, уважать ее историю, беречь ее природу и не бояться никакого труда. Тогда Россия станет процветающим и уважаемым государством.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Заполнить опросный лист “От кого зависит чистота нашего города?” (Приложение 2).
  2. Изготовить поделки из предметов, подобных представленным в ходе деловой игры.

Литература

  1. Душина И.В., Таможняя Е.А., Петунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие. – М.: АСТ, 2002. – 203 с.
  2. Ильичев А.И. и др. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок: Кузбасская энциклопедия: Т.1 / А.И.Ильичев, М.П.Виткин, Н.В.Калишев. – Кемерово: Кем. Полиграфкомбинат, 1995. – 242 с.
  3. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово: Книжное изд-во, 1994. – 367 с.
  4. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
  5. Экология Кемеровской области. О состоянии окружающей среды в 2000 году; / Министерство природных ресурсов РФ, комитет природных ресурсов по Кемеровской области. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 289 с.