Урок словесности "Милая моя родина"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель урока: создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, её природу; а также эмоционально воспринимать художественный текст, понимать авторскую позицию, анализировать языковые особенности произведения.

Задачи:

  • совершить заочное путешествие в Сростки, на малую родину Василия Шукшина;
  • проследить, как впечатления детства писателя отразились в его творчестве;
  • формировать умения анализировать фрагменты с описанием природы;
  • углубить знания о художественной выразительности речи;
  • определить роль тропов в описании картин природы;
  • развивать речь ребят, формировать умение пользоваться художественно выразительными средствами;
  • формировать умение работать в команде-группе.

Оборудование:

  • медиапроектор,
  • презентация “Милая моя родина”,
  • музыкальное сопровождение,
  • на карточках задания для групповой работы.

Вступительное слово учителя (на фоне песни “Я люблю тебя, Россия…”):

Презентация

Необъятны просторы России. Они раскинулись от сурового Ледовитого океана на севере до Памира на юге. Когда в восточных районах, на Дальнем Востоке, восходит солнце, на западные границы страны опускается ночь. Поэтому и природа России очень разнообразна: моря, суровые на севере и лазурно-ласковые на юге, тысячи озёр, мощные реки, пересекающие страну с севера на юг и с юга на север, леса, протянувшиеся на сотни километров, вечнозелёные субтропики.

Многие живописные уголки России, в которых прошли детские и юношеские годы великих русских писателей, описаны с любовью мастерами слова в стихах или прозе. Давайте вспомним, чьи лучшие годы прошли в этих, памятных для русского сердца местах:

  • Село Михайловское Псковской губернии (А.С.Пушкин );
  • Тарханы Пензенской губернии (М.Ю.Лермонтов)
  • Ясная Поляна Тульской губернии (Л.Н.Толстой);
  • Спасское-Лутовиново Орловской губернии (И.С.Тургенев);
  • Константиново Рязанской губернии (С.А.Есенин).

- А кому из писателей принадлежат эти слова об Алтайском крае: “Трудно понять, но как скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, то в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая во мне. Дороже у меня ничего нет”?

- Много талантливых людей выросло на Алтайской земле, но особое место среди них занимает Василий Макарович Шукшин, разносторонне одарённый человек: в памяти россиян он остался как талантливый писатель, актёр, режиссёр. А где родился и провёл детские и юные годы Василий Макарович?

- Да, в этот ряд литературных памятников мы можем поставить и Сростки.

- “Малая родина” Шукшина – старинное село Сростки, раскинувшееся между Чуйским трактом и стремительной Катунью. Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, по его признанию, именно там он написал свои лучшие рассказы.

- Кто из вас был в Сростках? Какие впечатления остались после поездки?

Рассказы ребят о поездке в Сростки

- Уверена, что со временем встреча с родиной В.М.Шукшина состоится у всех. А сегодня мы совершим заочную экскурсию по местам, где прошло детство Василия Макаровича.

(Просмотр презентации “Милая моя родина”, комментарий к слайдам делает учащийся, побывавший на родине Шукшина)

- На слайдах было много прекрасных пейзажей. Чем они отличаются от того, что окружает нас, жителей Кулундинской степи? Что характерно для нашего пейзажа?

- Это ещё раз доказывает, как разнообразна природа Алтайского края: бескрайняя степь и удивительный ленточный бор, горные реки и целебные солёные озёра…

Учащимся предлагается продолжить перечисление достопримечательностей.

- Впечатления детства и юности прочно сохраняются в памяти человека на всю жизнь. Такие впечатления оказывают огромное влияние на формирование всего его мировоззрения. Деревня для Шукшина стала ощущением своего начала, своих истоков, своей Родины навсегда. Знакомство с природой, окружавшей Василия Макаровича в детстве, даст нам возможность глубже проникнуть в художественный мир писателя.

Недавно мы прочитали цикл рассказов В.М. Шукшина “Из детских лет Ивана Попова”.

- Многие факты из биографии Василия Макаровича совпадают с событиями из жизни главного героя цикла Ивана Попова, да и фамилию писатель одно время носил Попов. Мать, в девичестве Попова, опасаясь, что у детей будут неприятности из-за репрессированного отца, записала Василия и Наталью на свою девичью фамилию.

В цикле “Из детских лет Ивана Попова” Шукшин создаёт собственную модель счастливого детства, которая основана на неразрывной связи героя с семьёй, родной деревней, окружающей природой.

Анализ эпизода из рассказа “Первое знакомство с городом”:

- Давайте мысленно представим эту картину. ( Чтение эпизода вслух).

“Вольно кругом, просторно… Степь. В травах стоит несмолкаемая трескотня: тысячи маленьких неутомимых кузнецов бьют и бьют крохотными молоточками в звонкие наковаленки, а сверху, из жаркой синевы, льются витые серебряные ниточки… Наверно, эти-то тоненькие ниточки и куют на своих наковаленках маленькие кузнецы и развешивают сверкающими паутинками по траве. Рано утром, когда встаёт солнце, на ниточки эти, протянутые от травинки к травинке, кто-то нанизывает изумрудный бисер – зелёное платье степи блестит тогда дорогими нарядами”.

Групповая работа

1 группа – Определите, что может узнать о степи из этого описания очень внимательный человек, никогда её не видевший.

2 группа – Определите художественные особенности данного описания.

3 группа – Определите, каков внутренний мир героя, глазами которого дано это описание.

4 группа – Какие мысли возникли у вас о писателе, сохранившем в памяти такие впечатления

Ответы ребят:

1 группа отмечает, что автор передаёт простор, необозримость степи. Показывает, что в степи обитает множество насекомых, живописует её звуки (“несмолкаемая трескотня”), цвет (“жаркая синева”, “зелёное платье”), наряд (“блестит дорогими нарядами”), описание очень точное, яркое. Читатель, не бывавший в степи, может представить, как выглядит степь утром.

Учащиеся делают вывод: Пейзаж в художественном произведении играет познавательную роль, если местность детально, подробно описана, то у читателя создаётся впечатление, что он воочию видит нарисованную автором картину.

2 группа отмечает метафоричность пейзажной зарисовки: утро в природе – начало новой, недолгой городской, жизни героя. Подчёркивается особая выразительность употреблённых метафор: “неутомимые кузнецы” – стрекочущая саранча, “изумрудный бисер” – роса на траве, “зелёное платье степи” – ярко-зелёная трава. С помощью этих метафор создаются яркие, свежие образы. Автор употребляет и повтор – одно из сильнейших средств усиления эмоциональности произведения: “бьют и бьют”, “от травинки к травинке”, “ниточки…ниточки…ниточки…”. Эти повторы передают особую взволнованность героя. Два умолчания в таком коротком отрывке говорят об особом эмоциональном состоянии мальчика.

Вывод: Пейзаж используется как средство художественного изображения. С помощью описания природы автор показывает, что герой очень внимательный, способен понимать красоту.

3 группа заметила, что Иван Попов – очень наблюдательный мальчик, он эмоционально воспринимает, что происходит вокруг. Его воображение олицетворяет практически неподвижную картину. Слыша треск кузнечиков, он представляет, как они куют тоненькие паутинки и развешивают по траве.

Вывод: пейзаж используется писателями для того, чтобы ярче раскрыть внутренний мир героев, их переживания, сформировать их эстетические и нравственные взгляды.

4 группа говорит о том, что рассказ носит автобиографичный характер, не удивительно, что в зрелые годы Шукшин смог так прекрасно описать своё состояние во время переезда в город. Возможно, именно с этого пейзажа и началось ощущение малой родины.

Учитель добавляет 4 вывод: Зачастую пейзаж приобретает в художественном произведении философское звучание. Заставляет читателя размышлять о смысле жизни, её быстротечности, нравственных ценностях.

Выводы по ходу работы записываются в рабочие тетради.

Анализ эпизода прощания с рекой из рассказа “Первое знакомство с городом”.

1. Чтение учеником воспоминаний Вениамина Зяблицкого, друга и одноклассника В.Шукшина:

“Мы с Васей начали учиться в 6 классе. В школу надо было пойти с обеда – во вторую смену учились. А мы с Васей уехали на остров в 10 утра и вернулись только в 6. Рады, что в руках у нас по зайцу: и сами покушаем, и родные с нами. Сначала зашли к Поповым. Тётя Маруся встретила сурово, отходила Васю верёвкой. А я унёс ноги домой. Но дома меня мать тоже выдрала: вот тебе, говорит, зайчики, вот тебе уроки”.

- Чем была река для жителей Сросток? Почему не обрадовались взрослые зайцу?

2. Работа учащихся с эпизодом из текста:

“ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.”

Диалог с текстом:

  1. В чём своеобразие этого описания? Почему все члены семьи молча смотрят на “родимую реку”, а подробного описания Катуни нет?
  2. С какой целью автор употребляет несколько рядов однородных членов?
  3. Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением?
  4. Почему обратный путь домой – великое блаженство?
  5. Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком?

Детство Василия Макаровича пришлось на суровые военные годы, он узнал, что такое голод, холод, тяжёлый труд на колхозных полях.

В своих воспоминаниях Наталья Макаровна, сестра Шукшина, пишет: “Шла война… Голод и холод не покидали наш дом. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи… Мама шила и вышивала, ткала людям и себе. Благодаря этому, мы могли иногда иметь крупу и муку… В школе мы занимались в стареньких фуфайчонках… Зимы были холодные, снежные. Единственной нашей спасительницей была русская печка, которую надо было чем-то топить. Ходили за березняком на Талицкий остров (это по замерзшей Катуни километра три) поздно вечером. Рубить березняк было строго запрещено. И не дай Бог, кто попадется охранявшему его леснику. Так отхлестает бичом … и топор обязательно отберет…”

- Каким был мир деревенского подростка, описанный в рассказах “Бык”, “Жатва”?

- Какие праздники из детства сберёг писатель на всю жизнь?

- В детские, отроческие годы формировалась нравственная позиция писателя: из этих лет он вынес ясное понимание основ жизни, осознал нравственный уклад крестьянства, унаследовал представление “о чести, достоинстве и прочих мерилах нравственного роста человека”. Всё оттуда, из детства…

- Ежегодно 25 июля на склоне горы Пикет собираются тысячи почитателей таланта Василия Макаровича Шукшина. Гора Пикет кажется громадным распустившимся бутоном – настолько она бывает заполнена людьми. Над родной деревней Шукшина обычно расстилается в это время бездонно-голубое небо, в котором сверкает раскалённый добела солнечный диск. Сростки, окружённые берёзовыми рощами, манят к себе тех, кому хочется получить ответ на последний вопрос-крик нашего земляка: “Что с нами происходит?” Из ближайших деревень и далёких городов идут, едут, летят в Сростки люди и проживают общий день, чтобы почувствовать себя причастными к творчеству Шукшина и его героям…

- С утра пораньше идут и идут люди на гору, на скромное сельское кладбище, кладут благодарно цветы на могилу Марии Сергеевны, матери Василия Макаровича, поднимаются выше, на зелёное плато, откуда видно далеко окрест, и сходятся ближе к большому портрету Шукшина …

В 1976 году прошли первые Шукшинские чтения, которые потом переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на той же самой горе Пикет, откуда открывается панорамный вид на село Сростки…

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

Но оказывается, чтобы хоть немного знать Шукшина, надо самому побывать у него на родине, на его Большой Родине, которую он так любил: “Родина… Благослави тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

- На одной из встреч поэт Егор Исаев сказал: “ Шукшин – это радуга–человек, костёр-человек”… Нигде народ так не собирается к писателю, как у нас!”

А барнаульский поэт Геннадий Панов в “Венке сонетов” сказал о причастности Шукшина к великой семье русских писателей так:

Есть солнце – Пушкин и его Пророк,
Есенинский заветный василёк
И горькая шукшинская калина!

Домашнее задание: написать миниатюру “Моя малая родина”