Урок информатики по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов"

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • познакомить с понятием “алгоритм”, определить основные свойства алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучение темы “Алгоритмы”

Воспитательные:

  • формирование системы взглядов на мир

Развивающие:

  • развитие речи, мышления,
  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

  • компьютеры,
  • кулинарные рецепты,
  • кулинарная книга,
  • журнал мод,
  • правила дорожного движения,
  • иголка,
  • нитка,
  • ножницы,
  • пуговица,
  • кусочек ткани,
  • фломастеры,
  • фонарик,
  • лампочки,
  • воздушный шарик.

План урока

  1. организационный момент – 2 минуты
  2. выполнение практического задания – 7 минут
  3. анализ выполненных заданий, объявление темы и целей урока – 5 минут
  4. знакомство с новым материалом, опираясь на знания учащихся из предыдущих уроков – 12 минут
  5. выполнение практической части на ПК – 5 минут
  6. вывод свойств алгоритмов – 5 минут
  7. подведение итогов урока – 2 минуты
  8. домашнее задание – 1 минута
  9. рефлексия урока – 1 минута.

Ход урока

Каждый человек знает много больше, чем может описать, рассказать или продемонстрировать. Дома, в школе, на досуге – разные роли, дела, партнеры требуют смены точек зрения на одни и те же вещи и понятия. Не всегда такие изменения удается осознать и оценить. Но часто опыт решения одних задач помогает справиться с другими задачами – благодаря удачной аналогии или просто уверенности в своих силах.

Ваш жизненный опыт тоже растет с каждым днем. Поэтому сегодня мы должны познакомиться с новой темой урока, опираясь на ваш жизненный опыт.

Итак, Уважаемые ученики Вам предстоит выполнить определенное задание. В ходе выполнения задания вы должны (устно) описать последовательность ваших действий. (Итак, Вам дается 5-7 минут).

Задания:

  1. пришить пуговицу (имеется иголка, нитка, ножницы, пуговица, материал);
  2. сделать из листа бумаги по образцу мордочку Котика (имеется фломастер и лист бумаги), раскрасив его;
  3. сделать из листа бумаги по образцу мордочку Песика (имеется фломастер и лист бумаги), раскрасив его;
  4. заменить перегоревшую лампочку в фонарике из двух предложенных;
  5. собрать рисунок по картинке;
  6. приготовить кофе, добавив сахар по вкусу (имеется чашка, пакетик растворимого кофе, сахар)
  7. надуть воздушный шарик.

После выполнения заданий провести беседу:

Итак, Вы сейчас выполнили некоторые действия, стремясь получить определенный результат.

  1. Конечное или бесконечное число действий Вам пришлось совершить, прежде чем прийти к результату?
  2. Пожалуйста, опишите порядок действий пришивания пуговицы.
  3. Можно ли поменять порядок Ваших действий при пришивании пуговицы?
  4. Можно ли выполнить это задание со сломанной рукой?
  5. Давайте посмотрим, как получились мордочки Песика или Котика?
  6. Что Вам помогло при выполнении задания?
  7. Можно ли получить искомый результат из листа бумаги размером 5мм*5мм?
  8. Почему? (слишком мал лист бумаги)
  9. Можно ли доверить выполнение этого задания роботу?
  10. Пожалуйста, опишите порядок замены перегоревшей лампочки?
  11. Почему выбор пал именно на эту лампочку? (та не подходит)
  12. Можно ли доверить выполнение этого задания роботу? (нет, он не сможет выбирать, нужно четко определять задание)
  13. Что будет если при сборе картинки не окажется образца? (времени потребуется намного больше)
  14. Можно ли выполнить это задание с закрытыми глазами или в кромешной тьме? (нет)
  15. Если вдруг при приготовлении кофе не окажется под рукой чашки? (нет)
  16. Как, Вы, думаете понравится ли Ваш кофе, всем сидящим в этой аудитории? (нет, у сидящих разный вкус)
  17. Сможем ли мы надуть шарик под водой? (нет)
  18. Назовите какие из выполненных заданий вы можете доверить роботу?
  19. Сделайте вывод. Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий? (алгоритм)

Работа с раздаточными листами.

Найти алгоритмы в предложенных текстах.

Оказывается, алгоритмы окружают нас повсюду. Давайте обратимся к художественной литературе. Выберите алгоритмы на ваших листочках.

1)

Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
А. С. Пушкин.

2)

Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук,
И в тугой сгибает лук;
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
А.С. Пушкин

3) Он дал Ричу отойти, а затем двинулся следом. Рич шагал уверенно, сразу было видно, что он отлично знает дорогу. Еще до того, как вдали в сером сумраке засветился луч фонарика Муры, Дейн уже знал формулу пути к выходу из лабиринта. Два поворота направо, один налево, еще три направо и пропустить один проход. И снова: два поворота направо, один налево и так далее до самого выхода. Рич на глазах у Дейна проделал этот цикл четыре раза подряд … Андре Нортон

Далее учитель продолжает беседу с учащимися.

  1. В кулинарной книге тоже собраны рецепты приготовления различных блюд. Но почему используя один и тот же рецепт приготовления того или иного блюда получаются различные результаты? (вкусы у поваров различные)
  2. А если бы мы доверили приготовление какого-либо блюда роботу, то тогда какой пункт, часто встречающийся из рецепта пришлось бы убрать? (добавить по вкусу)
  3. Можно ли назвать рецепт алгоритмом? (да)
  4. Часто при пошиве того или иного изделия портниха пользуется журналом Мод. Где здесь мы встречаемся с алгоритмами? (выкройка + описание к ней)
  5. Знание определенных алгоритмов поможет нам сориентироваться и в чрезвычайных ситуациях. Например, Вы почувствовали запах газа в доме. Какие ваши действия?
  6. А как поступить, если на одном из этажей вашей школы обнаружен подозрительный пакет. Назовите Ваши действия.
  7. Особо следует остановиться и на соблюдении различных правил гигиены, поведения в общественном месте, школе, реке и т.д. Все мы знакомы с правилами дорожного движения. Давайте разберемся, где алгоритм из двух предложенных правил: посмотри налево, если нет машин иди до середины, посмотри направо, если нет машин заверши переход или будь внимателен при переходе?
  8. К алгоритмам мы можем отнести и правила?
  9. Я думаю, что не найдется такого человека в классе кто бы не имел дело с планами. Как вы думаете, уважаемые ученики, в каком случае план является алгоритмом?
  10. План школы, план кабинета – это алгоритм?
  11. План написания сочинения, план следования до опреденного пункта – это алгоритм?
  12. Будет ли являться алгоритмом фраза Н. Островского “Жить так, что бы не было больно за бесцельно прожитые годы”?
  13. Оказывается нас, окружает множество бытовых приборов, которые облегчают быт человека, выполняют работу более качественно и быстрее. И люди уже не представляют жизни без них. Еще Ершов в своем произведении “Конек-горбунок” очень дорожит им.

Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку
На земле и под землей
Он товарищ будет твой ….

  1. Какими бытовыми приборами дорожите Вы и ваши близкие? Назовите их.
  2. Любой бытовой прибор купленный в магазине снабжается инструкцией. Нужно ли покупателю знать устройство телевизора, чтобы настроить каналы?
  3. Сможет ли настроить каналы на ТВ ребенок 4 лет или слепой человек?
  4. Можно ли в таком случае назвать инструкцию алгоритмом?
  5. Еще А.С. Пушкин в своих произведениях обращал внимание на важность инструкции. Вот одна из цитат:

Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.

Т.е. при выполнении алгоритма не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем механического следования содержанию алгоритма, поэтому его выполнение можно доверить компьютеру.

Множество алгоритмов мы выполняем на уроках информатики:

  • включение компьютера;
  • выключение компьютера и т.д.

Сегодня на уроке мы тоже выполним алгоритм на компьютере и посмотрим его результат. Итак, давайте его выполним.

Практическая работа.

Выполните следующий алгоритм на компьютере. К тексту (в порядке следования слов) применены команды:

  • выделить слово;
  • вырезать;
  • выделить слово;
  • копировать;
  • выделить слово;
  • вырезать;
  • вставить.

Посадил дед репку

Что будет изображаться на экране после выполнения этих команд?

Что вы получили?

Почему у всех получился одинаковый результат?

А вот обратный пример: Люди, не разбирающиеся в компьютерах постоянно нуждаются, чтобы кто-то им формулировал алгоритмы, вспомните характерный вопрос к учителю на уроке: “А теперь куда нажимать?”

Можно ли избежать таких вопросов? (нет)

Оказывается с алгоритмами связаны и другие основные понятия.

(рассказать по схеме)

Центральным в этой схеме является исполнитель – это тот объект или субъект для управления, которым составляется алгоритм.

Так же отмечается и ряд свойств. Попробуйте сформулировать их:

Понятность

Точность

Конечность.

А как сформулировать определение алгоритма?

Алгоритм – это точное и понятное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату.

Подведение итогов урока.

Наше занятие подходит к концу. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с понятием “Алгоритм”, свойствами алгоритмов.

Рефлексия урока

? Сегодня на уроке каждый из Вас не раз обращался к жизненному опыту с алгоритмической точки зрения. Если бы сегодня вам представился выбор изменения преподавания предмета информатики. Какой бы вы сделали выбор?

  • компьютерные обучающие программы на уроке без участия учителя
  • совместное объяснение учителя с использованием компьютера.

Выберите один из двух рисунков.

Свой выбор подтвердите картинкой.

Спасибо за урок!