Разработка урока информатики для 5-го класса по теме "Компьютерная помощница-мышь"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Рассказать учащимся о предназначении мыши, что представляет образ мыши на экране, от чего зависит форма указателя мыши. Познакомить учащихся с основными приёмами управления мышью, учить учащихся умело работать мышью в меню ПК;
  • Создать условия для развития целеустремленности, активности в обучении, развивать компьютерную грамотность, умения работы с мышью, помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала.
  • Воспитывать интерес к предмету, внимание.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, памятки, презентация.

Эпиграф на доске: “Машина должна работать, а человек думать”.

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Сейчас мы выполним упражнение, которое развивает память. Давайте настроим свой мозг на активную работу. Помассируйте мочки ушей, ведь там находятся рефлекторная зона головы.

(Дети выполняют упражнение).

2. Этап актуализации знаний.

Сегодня мы проверим наши знания с помощью игры “Крестики-нолики”, для этого разделимся условно на две команды. Для того чтобы поставить крестик или нолик необходимо отвечать на вопросы по очереди.

( вопросы заготовлены на слайдах 1 – 10) Приложение 1

Спасибо всем, молодцы! А победили в игре наши знания!

3. Этап изучения новой темы.

Откроем рабочие тетради, и запишем тему урока.

(слайд 11) - (Приложение 1)

Работать на рабочем столе ученика и ПК приходится по-разному. Предметы на письменном столе ученика можно с помощью рук передвигать, использовать для работы, убирать, менять местами. Объекты Рабочего стола на компьютере нельзя взять в руки, поэтому для действий с ними используется специальное устройство — мышь. Оно названо так из-за внешнего сходства с мышью — маленькой, серенькой и с длинным хвостиком.

- Ребята, давайте с ней познакомиться. Выходит ученица (диалог с учителем)

Мышка, мышка, где твой хвост? (УЧИТЕЛЬ)

Он к компьютеру прирос!
За компьютер я держусь,
Потеряться не боюсь!

Мышка, мышка, где твой нос? (УЧИТЕЛЬ)
Странный, право же, вопрос!

По экрану рыщет,
Все, что надо, ищет!
Мышка, мышка, как живешь? (УЧИТЕЛЬ)

Каждый день весьма хорош!
А зачем тебе две лапки? (УЧИТЕЛЬ)

Чтоб найти программы в папке!
Левой лапкой поведу,
Папку нужную найду;
В ней пороюсь, поищу —
И программу отыщу,
Два разочка постучу —
И ее здесь запущу!
Правой лапкой повожу —
И меню вам покажу.
Выбирайте, что хотите,
Только мышкой укажите!

Вот, она какая помощница для работы на компьютере. Сегодня мы проверим все её возможности.

А вот когда была изобретена мышь? Каково её устройство? (слайд 12)

(сообщение ученика) Приложение 2

Как правило, мышь имеет две кнопки — левую и правую. Если положить правую руку на мышь, указательный палец окажется на ее левой (основной) кнопке. Именно этой кнопкой осуществляется управление объектами на экране. Движения мыши по коврику отображаются на экране в виде перемещения указателя мыши. Когда мышь не касается коврика, указатель на экране не двигается.

Чтобы научиться управлять указателем мыши, необходимо освоить основные приемы работы: (слайд 13)

Ребята получают памятки “ Основные приемы управления мышью”.

Приложение 3

Указатель мыши всегда виден на экране монитора, но он может выглядеть по-разному в зависимости от действий, выполняемых компьютером. Основной вид указателя — белая стрелка, немного наклоненная влево. Если указатель принимает форму песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции и, что необходимо подождать, пока он освободится. (слайд 14)

Ребята получают памятки “ Указатель мыши”. Приложение 4

Одним из способов, при помощи которых пользователь управляет компьютером, является выбор из меню. Вам, конечно, знакомо это слово. Из меню вы выбираете блюдо в столовой или кафе, интересную телевизионную передачу дома, любимую игру в игровом зале. Меню всегда имеет название (заголовок) и содержимое в виде нескольких пунктов. Например, список спектаклей театра — это содержимое меню, которое обычно называют репертуар.

В компьютере тоже есть меню. Кнопка Пуск открывает Главное меню, а в нём содержатся вложенные меню. Содержимое компьютерного меню может быть представлено различными способами: списком, набором значков или кнопок. Щелчок правой кнопкой мыши вызывает контекстное меню. Выбор из компьютерного меню осуществляется при помощи мыши. (слайд 15, 16)

4. Этап контроля и самоконтроля.

Задания: (слайд 17)

1. В рабочей тетради - составьте меню музыкальные инструменты.

2. ТПО № 22 (а) стр.66.

5. Этап применения изученного материала

В качестве закрепления проводится практическая работа.

Практическая работа.

  1. Займите своё рабочее место за компьютером.
  2. Положите ладонь на мышь так, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.
  3. Найдите на экране стрелку — указатель мыши. Поводите мышкой по коврику. Подвигайте мышь по коврику влево, вправо, вверх, вниз и понаблюдайте за указателем мыши на экране. Что наблюдаете?
  4. Возьмите в руки мышь. Подвигайте мышкой в воздухе, наблюдая за экраном монитора. Что наблюдаете? Опустите мышь на коврик.
  5. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск, немного подождите и прочитайте появившуюся (всплывающую) подсказку.
  6. Наведите указатель мыши на значок Корзина и щёлкните левой кнопкой по значку. Что изменилось, произошло? Откажитесь от выделения, щёлкнув левой кнопкой в пустой части Рабочего стола.
  7. Подведите мышку к значку Мой компьютер нажмите левую кнопку мыши и удерживайте её, передвигая мышь по коврику. Что наблюдаете? Верните значок на прежнее место.
  8. Двойным щелчком (клик) раскройте папку Мои документы. Назовите её содержимое.
  9. Найдите Часы на панели задач. Наведите указатель мыши на Часы и дождитесь появления всплывающей подсказки. Что наблюдаете? (число, месяц, год). Проверьте её правильность.
  10. Проверим точность установленного на компьютере времени, для этого кликнем по времени. Проверьте её правильность.
  11. Для тренировки мышкой кликните на ярлыке Тренировка мышкой. Выполните задание.
  12. Отключите ПК.
  13. Сделайте гимнастику для глаз.

6. Этап информации о домашнем задании

Запишите домашнее задание: ТПО № 22 (б) стр., памятка – вклеить, учить.

(слад 18)

7. Этап подведения итогов урока

Молодцы! Замечательно! Выставление оценок.

8. Этап рефлексии

Вы более или менее научились пользоваться манипулятором “мышь”. Кто считает, что освоил на уроке работу с мышью на “отлично”, тот оставит помощницу на парте, а кому нужно потренироваться, тот возьмёт мышку с собой.

 - Спасибо за урок!