Внеклассное мероприятие для 4-х классов "Турнир Информатика"

Разделы: Информатика


Цели мероприятия

  • проверка знаний, умений и навыков по основам курса информатики начальной школы;
  • проверка общего уровня эрудиции;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • воспитание чувства ответственности за себя и других членов команды;
  • формирование устойчивого интереса к предмету информатики.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (см. Приложение 1, Приложение 2), презентация к ходу мероприятия (см. Приложение 3), «путь робота» выполненный на 2-х листах ватмана (любой формы), прикладная программа «Пожар» из серии «Несерьезные уроки. Развиваем реакцию».  

Подготовительный этап

При подготовке к турниру учащиеся трех классов должны были составить команды в составе 6 человек. Каждая команда должна была придумать себе название, эмблему и девиз, а также подготовить приветствие другим командам. Другие учащиеся (болельщики) должны были подготовить рисунки на компьютерную тему, отобрать по 1 лучшей работе от класса для  представления в ходе турнира. Также болельщики должны были выбрать по 3 устройства компьютера и подготовить показ этих устройств с помощью мимики и жестов.
В качестве жюри приглашаются учащиеся старших классов (9-11).

План проведения турнира

1. Вступительное слово учителя. Приветствие. Представление команд, приветствие соперников.
2. Разминка. Эстафета «Слова, связанные с компьютером».
3. «Остров задач». Решение командами 3 задач разного типа.
4. «Пожар». Практическая часть, соревнование по игре «Пожар» на компьютере.
5. «Рисунок». Представление домашнего задания болельщиков «Рисунок на компьютерную тему».
6. «Кроссворд». Отгадывание кроссворда командами и болельщиками.
7. Конкурс капитанов. Капитаны команд решают ребусы и шарады.
8. «Хороший ли из тебя робот?». Проведение участника по «дорожке» с закрытыми глазами, используя команды.
9. «Узнай меня». Болельщики изображают компьютерные устройства с помощью мимики и жестов.
10. Подведение итогов турнира.

Ход турнира

Вступительное слово учителя

Здравствуйте уважаемые команды и болельщики. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы определить сильнейших информашек нашей школы среди 4 классов. Команды находятся на своих местах, болельщики тоже, потому позвольте представить наше уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри присутствуют … Поприветствуем их.

Прослушайте несколько положений нашего турнира.

В ходе турнира будут проводится конкурсы, участниками которых будут не только члены команд, но и болельщики. За каждый конкурс будут начисляться баллы. Если команда не может ответить на задание, то слово будет предоставлено болельщикам данной команды, в случае правильного ответа которых команда получит полагающиеся баллы. За оригинальные решения, оригинальные представления домашнего задания командам будут начисляться дополнительные баллы (бонусы). За несоблюдение правил, выкрики с места баллы будут сниматься. После каждого конкурса будут подводиться предварительные итоги.

Победителем будет объявлена команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Итак, турнир «Информашка» среди 4 классов объявляю открытым.

Приветствие

Наверно вы задаетесь вопросом: «Кто такой ИНФОРМАШКА?». Это звание присваивается тем, кто: аккуратно, шустро и качественно решает задачи по информатике.

В борьбу за звание информашек вступают сегодня три команды и наш первый конкурс называется «Приветствие». Команды могут набрать по 5 баллов + 2 балла бонуса.

Для представления своей команды вызываются учащиеся 4 А … 4 Б  …4 В класса.

Жюри объявляет оценки за первый конкурс.

Разминка

Мы проведем этот конкурс в виде эстафеты. За 3 минуты команды должны вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с компьютером, НЕ с предметом информатика вообще, а ТОЛЬКО с компьютером. По истечении 3 минут команды по очереди будут называть по 1 слову, связанному с компьютером, но без повторений, то есть совпадающие слова вычеркиваем. Первая вычеркнувшая все слова группа получает 1 балл, вторая – 2 балла, третья – 3 балла. За повторением слов будет следить наше уважаемое жюри. Болельщики смогут продолжить список слов своей команды только тогда, когда у команды список закончится. Итак, время пошло.

Подведем итоги (За конкурс разминка команда … получает … баллов. По сумме двух конкурсов … команда … баллов …).

«Остров задач»

На этом острове каждая команда получит по три задачи. За решение каждой задачи будет начислено определенное количество баллов. Болельщики могут представить свое решение в письменном виде, которое будет разобрано наравне с решением команды.

Задача 1. «На сковороде помещается 2 куска хлеба. На обжаривание куска с одной стороны уходит 1 минута. Как за 3 минуты поджарить 3 куска хлеба?»

Алгоритм решения записать в клетках, используя следующие обозначения:

0 – не обжариваем кусок;
1 – обжариваем кусок с одной стороны;
2 – обжариваем кусок со второй стороны.

Решение:

№ шага

1 кусок

2 кусок

3 кусок

Баллы

1

1

1

0

1

2

2

0

1

2

3

0

2

2

3

Задача 2. Имеются 3 сосуда: первый сосуд А – 8 литров, второй Б – 5 литров, третий В – 3 литра. Первый сосуд доверху наполнен водой.

Необходимо используя только эти три сосуда разделить воду пополам. Алгоритм решения записать в таблицу. Всего должно быть 7 ходов.

Решение. Первоначально вода распределена так: 8-0-0.

№ шага

Откуда

Куда

Решение
(кол-во литров)

Баллы

1

А

Б

3-5-0

 

2

Б

В

3-2-3

 

3

В

А

6-2-0

2

4

Б

В

6-0-2

 

5

А

Б

1-5-2

4

6

Б

В

1-4-3

 

7

В

А

4-4-0

6

Задача 3. Расшифруйте строки, используя кодировочную таблицу, а затем найдите в строках слова.

Кодировочная таблица:

- П М Р О И Н Н И Т Т Е О Р (2 балла)
- ПРИНТЕР И МОНИТОР (4 балла)

- П Б Р А О Т Ц А Е Р С Е С Й О К Р А (2 балла)
- ПРОЦЕССОР И БАТАРЕЙКА (4 балла)

Подведение итогов конкурса «Остров задач». Общий счет за 3 конкурса.

«Пожар»

Сейчас мы проверим, насколько наши участники внимательно и быстро умеют выполнять задания на компьютере. От каждой команды вызывается 1 участник и 1 болельщик. Игра, в которую мы будем играть, называется «Пожар». В этой игре за 2 минуты участники должны набрать как можно больше очков. Количество очков будет приравнено к баллам. Задание начинает выполнять один из участников, через 1 минуту он меняется со своим напарником. Задача игры потушить пожар. Пожар возникает в разных окнах дома, чтобы его потушить, нужно выбрать краску для огнетушителя того цвета, каким раскрашено окно, в котором возник пожар. Подведение итогов конкурса «Пожар» и общий счет игры.

«Рисунок»

Пусть наши команды немного передохнут, а слово мы предоставим болельщикам. Приглашаем на сцену тех, кто будет демонстрировать  рисунки на компьютерную тему. Вы должны были выбрать по 1 лучшему рисунку от класса с ними выходите на сцену, остальные рисунки с подписанными фамилиями и названиями рисунков сдать жюри. Рисунки которые вы сдадите, будут позже проанализированы и за них вы получите дополнительные оценки в журнал. За рисунок с хорошим пояснением – 5 баллов + бонус до 3 баллов.

«Конкурс капитанов» + «Кроссворд»

А сейчас будут проходить сразу два конкурса: конкурс капитанов и конкурс «Кроссворд». Прошу капитанов выйти на сцену. Капитаны получают по 2 задачи. В первой задаче нужно разгадать ребусы, во второй шарады (ребусы и шарады на слайдах презентации, см. Приложение 3). Решение ребусов: монитор, системный блок. Решение шарад: сумма, угол. Остальные участники команд и болельщики будут разгадывать кроссворд.

  1. Как называются одним словом сведения, новости, факты, знания об окружающем нас мире.
  2. Устройство вывода информации на бумажный носитель.
  3. Список из всех букв, расположенных в определенном порядке.
  4. Устройство, похожее на телевизор.
  5. Описание последовательности действий, строгое исполнение которого приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
  6. Алгоритм, написанный на понятном исполнителю языке.
  7. Основная единица измерения информации.
  8. Наименьшая единица измерения информации.
  9. Тот, кто выполняет алгоритм.
  10. Устройство ввода информации.
  11. Второе название вспомогательного алгоритма.

За каждое правильно угаданное слово команда получает 1 балл.

«Хороший ли ты робот?»

Наш следующий конкурс называется «Хороший ли из тебя робот». Для этого конкурса требуется два участника. Один из которых будет роботом, а другой будет управлять им. В подобную игру мы играли на уроках.

На сцене я расстилаю дорожку-путь, по которому должен будет пройти робот.
Чтобы наш робот мог выполнить задание – пройти по дорожке – нужно договориться какие команды он будет выполнять (понимать).

- Вперед на … шагов, назад на … шагов, повернуться на месте на … градусов. (Роботу завязываются глаза.)

Баллы начисляются за правильность подачи команд и правильность их выполнения «роботом». Максимальный балл – 8.

«Узнай меня»

Ну и напоследок, конкурс «Домашнее задание», который называется «Узнай меня».
Болельщики должны были выбрать 3 устройства компьютера и изобразить эти устройства с помощью мимики и жестов, без звуков. Задача остальных команд догадаться, что изображается. Тот, кто первый дает правильный ответ приносит своей команде 1 балл.

На сцену приглашаются болельщики … класса.

Подведение итогов турнира

Нам осталось только подвести итоги последнего конкурса и всего турнира.

За участие в турнире все классы получают сладкие призы. Команда-победитель – конфеты в золотистой упаковке; команда, занявшая второе место – конфеты в серебристой упаковке; команда, занявшая третье место – конфеты в красной упаковке.