Урок информатики по теме "Моделирование". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


 Цели

1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе изучения темы «Моделирование в среде графического редактора».
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Воспитывать устойчивый интерес к изучению информатики.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карточки, плакат, карточки с кроссвордом, карточки с тестом.

Ход урока

(Презентация. См. Приложенние)

I. Организационный момент (1-2 минуты)

Сегодня на урок к нам пришло письмо от черепашки. Она приглашает нас к ней в гости. Живет она на планете, носящей название Лого. Для того, чтобы попасть к ней в гости, нужен пропуск, и части этого пропуска мы найдем, посетив несколько планет.

(Заранее разрезана карточка на 6 частей, после посещения планет она будет собрана. На карточке надпись: «Добро пожаловать!»)

II. Путешествие (30-40 минут)

1. Взлет (разминка)

Наше путешествие мы совершим на космическом корабле. Но он не может сейчас взлететь. Нет очень важной составляющей нашего корабля. Попробуем ее собрать.

Загадка

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (компьютер!)

Чего же не хватало на корабле? (Компьютера)

(Дети получают первую часть пропуска.)

Итак, в Добрый путь!

2. Планета «Эскизная»

Итак, первый пункт нашего путешествия планета «Эскизная». Жители этой планеты славятся во всей галактике своими тканями. Над созданием эскизов ткани трудится почти вся планета. И для того чтобы получить первую часть пропуска, нам нужно создать эскиз ткани. Давайте разделимся на пары, и каждая пара создаст для жителей планеты свой эскиз ткани, на основе тех, которые вы разработали дома.

(После того как задание выполнено дети получают вторую часть пропуска.)

3. Планета «Кроссвордная»

Следующая остановка планета «Кроссвордная». Чтобы получить следующую часть пропуска, необходимо каждой группе разгадать кроссворд. (Разгадывают по группам, проверяют.)

Вопросы

По горизонтали: Деятельность человека по созданию и изучению моделей.

По вертикали:

1. Аналог оригинала, отражающий некоторые его существенные свойства.
2. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели.
3. Формула пути, формула площади прямоугольника – это … модели
4. Описание предмета, рассказ о явлении – это … модели.
5. Карта, чертеж, схема – это … модели
6. Словесная, материальная, математическая – это … модели.

(После того как задание выполнено дети получают третью часть пропуска.)

4. Станция «Физкульт-ура»

Физкультминутка

Пролетает самолет.
Я отправлюсь с ним в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, посмотрел.
Я моторчик завожу
И внимательно слежу.
Поднимаюсь в высь, лечу,
Возвращаться не хочу.

(После того как задание выполнено дети получают четвертую часть пропуска.)

5. Станция «Тестовая»

Эвристическая беседа в форме теста.

1. Информационной моделью организации занятий в школе является:

А) свод правил поведения учащихся;
Б) список класса;
В) расписание уроков;
Г) перечень учебников.

2. Материальной моделью является:

А) макет самолета;
Б) карта;
В) чертеж;
Г) график.

3. Зависимость пройденного человеком расстояния от его скорости и времени удобно описать с помощью:

А) математической модели;
Б) материальной модели;
В) словесной модели;
Г) графической модели.

4. Моделирование – это деятельность человека по:

А) работе с моделями;
Б) изучению с помощью моделей реальных объектов окружающего мира;
В) созданию моделей;
Г) созданию и изучению моделей.

5. Модель отражает:

А) все стороны реального объекта;
Б) некоторые стороны реального объекта;
В) существенные стороны реального объекта;
Г) несущественные стороны реального объекта.

(После того как задание выполнено дети получают пятую часть пропуска.)

6. Система «Переделкино»

Итак, мы долетели до системы «Переделкино». Обитатели этой системы просят вас помочь им.

Задание

Дана словесная модель, описывающая систему «Переделкино». Нужно переделать ее в графическую модель.

Описание

В системе «Переделкино» находится 3 планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите.

Первая от солнца планета имеет форму эллипса, вся покрыта водой и как следствие из космоса выглядит голубой-голубой. И только на полюсах лежат снежные шапки.

Вторая планета зеленого цвета, т.к. на ней очень много степей.

А третья планета вся покрыта овальными пятнами зеленого, голубого, красного и белого цветов.

Солнце в этой системе круглой формы, но излучает зеленый свет.

Кроме планет по системе «Переделкино» проходит межгалактическая трасса, и поэтому постоянно, то тут, то там можно увидеть космические корабли разной конфигурации (ракеты, летающие тарелки и т.д.)

(После того как задание выполнено дети получают шестую часть пропуска.)

7. Астероид «Сборный»

Следующая остановка астероид «Сборный».

Задание

Итак, у нас в руках все части пропуска, осталось собрать его.

На каждой части вопрос и номер. На доске большая карта, на которой написаны номера вопросов. Ответив на вопрос, находят на доске его номер и с помощью магнитов прикрепляют эту часть открытки на нужное место. В результате выполнения этой работы, получается собранный рисунок. (Рисунок модели машины.)

Вопросы

1. Что такое пиксель?
2. Что такое пиктограмма?
3. Что такое алгоритм?
4. Как в графическом редакторе нарисовать строго горизонтальную, строго вертикальную или наклоненную под углом 45 градусов линию?
5. Чем модель отличается от реального рисунка?
6. Что происходит при выполнении команд: Копировать, Вырезать, Вставить, Очистить выделение?

8. Посадка (итог урока)

Молодцы, вы очень хорошо потрудились, и благодаря этому мы отправляемся в путешествие до планеты, на которой живет черепашка. (Подводятся итоги и выставляются оценки за урок).

III. Домашнее задание (1-2 минуты)

Во время полета вы должны подготовить кроссворд по теме: «Компьютерная графика». А на следующем уроке, когда мы доберемся до планеты, подарите его черепашке.

(Презентация. См. Приложенние)