Приглашение на званый химический обед. Открытый урок в 8-м классе по теме "Соли. Составление формул солей. Названия солей"

Разделы: Химия


Цели урока:

а) образовательные:

- закрепить знания о валентности, составе, классификации основных классов неорганических соединений;

б) развивающие:

- выработка умения составлять формулы оксидов, солей, обращаться с лабораторным оборудованием;

-развитие учебно-логических умений: наблюдать, описывать.

в) воспитательные:

- воспитание грамотного проведения химического эксперимента, соблюдение определённых норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта;

- воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, любовь и интерес к предмету.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активизации и сознательному усвоению материала.

3. Объяснение нового материала.

4.Этап закрепления материала.

5. Этап завершения урока.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активизации сознательному усвоению материала.

Приложение 1

Учитель: Я пригласила вас, господа, чтобы сообщить приятнейшее известие: через несколько секунд в большом зале химического кабинета будет дан званый химический обед (Приложение 1, слайд 1).

Только у нас в меню. Зачитывает меню. (Приложение 1, слайд 2)

Начнём с закуски. Она у нас загадочная с элементной подливкой.

Вопрос: Знаете ли вы, что такое логогрифы? (Приложение 1, слайд 3)

Логогрифы - это загадки, которые решают путём удаления или прибавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово.

Задания:

А) К напитку, употребляемому раньше пиратами, прибавьте 1 букву, чтобы получилось название элемента VII группы главной подгруппы.

(ром + б = бром)

Б) К студенистому десерту прибавьте 2 буквы и получите название металла

(желе + зо =железо)

В) К сладкому продукту , которым обычно намазывают торт, добавьте 3 буквы и получите название элемента неметалла.

(крем + ний = кремний)

(Приложение 1, слайд 4)

Переходим к салату. Он составлен у нас из оксидов.

Вопрос: Что такое оксиды? (учащиеся формулируют определение)

Задание: Составьте формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Hg(I); Al; Mg; C(IV); P(V); S(VI) (Приложение 1, слайд 5)

Учащиеся у доски составляют формулы оксидов.

Учитель: Хорошо. С закуской и салатом покончено. Пора приступать к супу. Но суп невозможно сварить без этого вещества. (Вносится волшебный чемодан.)

В её честь названы многие города, реки озёра. Её недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье, а полное её отсутствие несовместимо с жизнью. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена её нехваткой в пище. Римским легионерам часто платили жалованье не золотом и серебром, а ею. У всех народов она - символ гостеприимства и радушия.

Вопрос: Вы догадались, какое вещество находится в волшебном чемодане?

Учитель: Правильно. Соль. Но соли - это не только поваренная соль, это целый класс соединений, с которым мы сейчас познакомимся.

Записывается тема урока: Соли. Составление формул солей. Название солей.

3. Объяснение нового материала.

Определение солей (Приложение 1, слайд 6)

Учитель: Задание по учебнику, стр. 113, упр. 2 (а)

Учащиеся: Задание по учебнику, стр. 113, упр. 2(б)

Учитель: Молодцы. Суп мы тоже сварили. Пора переходить к мясному ассорти.

4. Этап закрепления материала.

Задание: Выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей:

P2O5; Ca(OH)2; H2CO3; CuSO4; CaO; NaOH; H3PO4; ZnCl2. Дайте названия (Приложение1,слайд 7)

Учащиеся у доски записывают формулы.

А) оксиды: P2O5; CaO;

Б) кислоты: H2CO3; H3PO4;

В) основания: Ca(OH)2; NaOH

Г) соли: CuSO4, ZnCl2.

Учитель: Какой обед без компота? Здесь вам понадобятся практические умения.

Задание: В 3-х пронумерованных пробирках находятся: соляная кислота, гидроксид натрия, вода. Определите с помощью индикаторов эти вещества.

(Демонстрационный и лабораторный эксперимент)

Учитель: То или иное вещество можно распознать при помощи качественных реакций - реакции, в ходе которых доказывается наличие данного вещества или иона.

№ пробирки

№1

№2

№3

Реактив
фенолфталеин

+
малиновый

метилоранж  

+
красно-розовый

+
жёлтый

Вывод: в пробирке №1- H2O; в пробирке №2-HCl; в пробирке № 3- NaOH

(Приложение 1 , слайд 8)

5. Этап завершения урока.

Учитель: Наш обед подходит к концу.

Наступил ответственный момент. А теперь сюрприз. (Приложение 1, слайд 9)

(из весёлого чемодана достаётся шоколад)

Учитель: А наш обед я хочу закончить словами: “Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без её помощи” ( Ф. Бекон)

(Приложение 1, слайд 10)

Домашнее задание: Составить коктейль из солей:

  • сульфат железа (III) ;
  • хлорид серебра;
  • нитрат кальция;
  • фосфат алюминия.

(Приложение 1, слайд 11)

Приложение 1