Урок информатики по теме "Единицы измерения информации. Кодирование. Основные блоки ПК"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Единицы измерения информации. Кодирование. Основные блоки ПК”, сформировать умения работать с клавиатурным тренажером.
  • Развить речевую грамотность, вычислительные навыки, кругозор, мыслительные навыки.
  • Воспитать любовь к предмету, интерес, коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество, творческие способности.

Оформление:

  • ПК с загруженным клавиатурным тренажером.
  • Таблички с названиями станций;
  • 4 кроссворда;
  • карточки с названием клавиш;
  • 16 карточек с номерами вопросов;
  • 4 таблицы ответов;
  • 4 сказки;
  • 8 конвертов, 16 звездочек
  • 4 карточки с зашифрованной информацией;
  • 4 листа и маркеры;

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствуем, определяем отсутствующих, проверяем готовность к уроку.

2. Обобщения и систематизации знаний:

- В этом году мы начали изучать новый предмет “Информатика”. Сегодня мы проводим игру “Путешествие в страну Информатика” для того, чтобы увидеть насколько хорошо вы усвоили эти темы “Основные блоки ПК. Кодирование информации. Единицы измерения информации” этого нового и сложного предмета.

Наш путь по стране “Информатика” будет проходить через 8 станций – конкурсов, в результате которых будет выявлена группа – победитель.

В начале пути группы представят друг друга. Каждая группа представляет название и проводника.

Занимайте свои места в нашем виртуальном паровозе, поехали.

1 станция “ЗАМОРОЧКА”

- Каждому участнику группы необходимо вытащить по одной карточке с номером своего вопроса, на который группе предстоит отвечать.

Вопросы:

  1. Назовите основные блоки ПК.
  2. Назовите известные вам устройства ввода информации.
  3. Для чего служит и из каких частей состоит “мозг” компьютера?
  4. Перечислите дополнительные устройства ПК.
  5. Что расположено на передней панели системного блока?
  6. Какие устройства содержатся внутри системного блока?
  7. Назовите виды мониторов.
  8. Что означает запись 640х480?
  9. Что такое разрешение монитора?
  10. Что такое пиксель?
  11. Почему нежелательно продолжительное нахождение у экрана монитора?
  12. Назовите блоки клавиатуры.
  13. В чем измеряется информация в компьютере?
  14. Что такое бит?
  15. Чему равен 1 байт?
  16. Сколько байт содержится в 1 К байте?

(учитель подводит итог)

2 станция “СТАНЦИЯ ЭРУДИТОВ”

Каждая команда получает кроссворд, на разгадывание которого дается 3 минуты. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.

(учитель подводит итог)

3 Станция “КОДИРОВАНИЯ”

Настало время показать себя в умении пользоваться двоичными числами и цифрами. Группам предлагается переведя десятичные числа в двоичные и наоборот найти соответствующую букву ответа и собрать слово.

Задания:

1 команда и 3 команда

Представьте десятичное число в двоичном

1) 1710
2) 2510
3) 11010
4) 3810
5)21310
6) 11610

Представьте двоичное число в десятичном

7) 1010012
8) 11001012

100012 (1710) 1001102 (3810) 10110

(11001012)

110012

(2510)

11101002

(11610)

110101012

(21310)

4110

(10100110)

11011102

(11010)

м и ы о о т р н

2 команда и 4 команда

Представьте десятичное число в двоичном

1) 1410
2) 1810
3) 11110
4) 23110
5)6310
6) 28210

Представьте двоичное число в десятичном

7) 1100112
8) 10100102

11102 (1410) 11101112 (23110) 8210

(10100102)

100102

(1810)

1000110102

(28210)

1111112

(6310)

5110

(11001110)

11011112

(11110)

д к д и в о о с

(группа говорит слово)

4 Станция “СКАЗОЧНАЯ”

Каждой группе предлагается сказка на тему “Компьютер”. На этой станции группе предстоит расколдовать героя сказки. (кто быстрее)

СКАЗКА

Однажды злючка заколдовал компьютер. Он превратил его в кактус- Компьюктус и поставил на прилавок в своей лавке, где продавались “жесткие и мягкие товары”.

Быть в облике кактуса компьютеру не очень нравилось потому, что он в таком виде не мог быть основным инструментом реализации информации. Перспектива быть проданным какой-нибудь старушке, которая поставит его на подоконник, тоже радовала мало. В своих снах он видел, как стоит на письменном столе у юного программиста и “блещет” всем комплексом аппаратных и программных средств.

Компьюктус радовался даже тому, что внешне немного смахивал на себя прежнего. У него было два основных отростка, символизирующих две его неразрывные, взаимосвязные части. А на каждом из больших отростков было по несколько маленьких.

На счастье в этом магазине работала добрая Фея, которая очень хотела помочь Компьюктусу вернуться в нормальный цивилизованный мир. Она знала, что если правильно подписать и развесить этикетки на колючках кактуса, то ему можно вернуть первоначальный облик. Но к сожалению в школе волшебников не изучают информатику, и Фея не знает, из чего состоит компьютер.

Ребята, помогите Фее расколдовать злючку. Подпишите правильно Этикетки.

1-3) Устройство вывода информации на экран компьютера

4) В нем собраны важнейшие устройства ПК

 

5) Устройство ввода информации в ПК

 

(проверка слов)

5 станция “СКОРОСТНАЯ”

- Вот и настал черед показать свои способности проводникам группы. Ребята мы с вами говорили, что существует большое количество процессоров, но лучшим из них является процессор какой? Вам, капитаны, предстоит сейчас изобразить процессор, который качает информацию. А мы посмотрим, какой самый быстрый, самый лучший.

Задания капитанам: дискета - конверт, звездочки - информация, второй конверт - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.

А в это время командам предлагается расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Задания командам: Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

1. Поса шила ф фасе.
2. Коляманлядаля.
3. Акитамрофни.
4. Поса шила ф фасе.

Ответы:

1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
2. Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
3. Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)

6 станция – “ГОРОД ХУДОЖНИКОВ”

Следующая станция нашего пути, к которой мы приближаемся – “Город художников”. К ней мы должны подойти подготовленными. Поэтому командам предлагается приехать на данную станцию с рисунками. Изобразить компьютер в нестандартном виде.

7 станция – “КЛАВИАТУРНАЯ”

На этой станции проверим насколько хорошо вы знаете назначение клавиш. Я буду задавать вопросы всем группам, а вы поднимаете карточку с названием нужной клавиши.

Вопросы:

  1. Назовите клавишу удаления символов, находящихся слева от курсора, (BACKSPACE).
  2. Назовите клавишу удаления символов, находящихся справа от курсора (DELETE)
  3. Клавиша ввода информации? (ENTER).
  4. Клавиша, устанавливающая заглавную букву?(CAPS LOCK)
  5. Комбинация клавиш, устанавливающих заглавную букву? (SHIFT+буква)

На этой же станции есть пропускной пункт и чтобы пройти его вам надо помочь буквоежке убежать от монстра. Если вам это удается, то вы продолжаете путь дальше, а если нет то вам предстоит заплатить штраф.

8 станция “КОНЕЧНАЯ”

Подведение итогов.

Помимо основных станций еще существуют и промежуточные остановки.

1 остановка “Разминочная” (наступает через каждые 10 минут)

Учащимся предлагается ответить на вопросы следующим образом: учитель называет вопрос и ответ, если ответ верный, то повернуться вправо (руки на поясе), ели нет то влево.

1. Выберите правильные единицы измерения информации:

a) километр
б) байт
в) килограмм
г) бит

2. Выберите числа, которые относятся к двоичным:

a) 110
б) 52
в) 31
г) 10

Учитель называет вопрос и ответ, если ответ верный, то потянуться вверх, если нет то, наклониться вниз.

3. Какие клавиши не существуют:

a) Enter
б) bac
в) ctrl
г) kappa

2 остановка “Физминутка” (наступает через каждые 20 минут)

Учащиеся проводят самостоятельно.

3 остановка “Гимнастика для глаз” (наступает через каждые 10 минут)