Поговорим о самоваре и чае

Разделы: Внеклассная работа


Поговорим о самоваре и чае.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий самовар;
  2. Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях;
  3. Поговорить о традициях русского народа

Оборудование: настоящий самовар, стол накрытый скатертью с различной выпечкой, разные сорта чая, варенье разных видов.

Ход праздника

Ведущий 1:

Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко,
И забавушек мы припасли на всякий вкус.
Добро пожаловать к чаю!

Ведущий 2:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.

Ведущий 1:

И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Ведущий 2:

Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

(Обращается к Ведущей 1).

Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущий 1:

Как о чем? О чае.

Ведущий 2:

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущий 1:

Или после бани...

Ведущий 2:

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола...

Стоит толстяк, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. Что это? (Самовар.)

Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

Ведущий 1:

Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Ведущий 2:

Самовар видели все, а вот, видимо, не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Ведущий 1:

Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.

Ведущий 2:

Гостей то мы созвали, а что же это за напиток такой – чай? У нас в гостях профессор ботаники и медицины.

Ученик (профессор ботаники и медицины). (Сообщение может приготовить сам ученик, при помощи родителей, которые помогут и подскажут. У меня ученик показывал всё по карте)

Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то первый их них придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем - чай. Родина чая – Китай, а в переводе это слово означает “молодой листочек”. В наш организм поступает растворимая часть чая. В ней содержатся все полезные вещества. Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость. На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов подарок царю Михаилу Федоровичу – упакованные по три четверти фунта пакетики. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: “Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений”. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение “чайком побаловаться”.

У меня для вас задание: Назовите известные вам сорта чая. ……

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

Ведущий 1:

Для здоровья, Для здоровья,
В чай добавим сладкий,
Но не для заварки, но не для заварки,
А для вкуса, и для пользы.
Что же это может быть?
А для подсказки, отгадайте загадки.

Ведущий 2:

Скатерть была,
Как снег, бела,
Зубцы вокруг,
Шита без рук;
А на скатерти той -
Каравай золотой. (Ромашка.)

И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)

Хороша трава –
Красная голова:
И медку подарит,
И чайку заварит. (Иван-чай.)

Ведущий 1:

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа.)

В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь -
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

Есть и украшение,
Есть и устрашение;
Гляди да любуйся,
А руками не суйся! (Шиповник.)

Ведущий 2:

А кто сможет вспомнить ещё названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь, чтобы чай был ароматнее?

(Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята…)

Ведущий 1:

Многие любят чай пить с вареньем мёдом, такой чай тоже очень полезен. И сейчас мы с вами проведём конкурс “Угадай варенье”.

Приглашаем желающих принять участие в конкурсе.

(3-5 человек. Участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают из чего было сварено варенье).

Приз связка сушек всем участникам.

Ведущий 1:

У нас в гостях есть крестьянин, который из-за чая пострадал. Давайте его послушаем, как так получилось.

Крестьянин:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом и догадался, что забыл я посолить!

Эх, ребята, подскажите, уму-разуму научите, что же я сделал не так?

Дети объясняют, как правильно заваривать чай:

Для заварки чая нужно брать свежевскипяченную воду. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, нужно сначала сполоснуть кипятком, затем всыпать чай, а потом залить кипятком на две трети, закрыть крышкой. Черный чай настаивают 3-5 минут, зеленый – 5-8 минут. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно

Ведущий 1:

У нас ещё гости, кто же это? Посмотрим, посмотрим…

Сценка Баба-Яга и Кузя.

Автор:

В одинокий вечер, сидя на печи,
Бабка Ёжка умирала от тоски.
Вдруг раздался стук в дверь
Входит в гости к ней Кащей,
С чёрной книгой на плече.
Говорит Кощей Яге:
“Что-то не видать тебя нигде.
Не летаешь, не гуляешь,
А сидишь ты только на скамье.
Расскажу-ка я тебе про гостей и этикет…”
Так три года пролетело.
Бабка Ёжка поумнела!

Заходят Баба-Яга и домовёнок Кузя

Баба Яга:

Здравствуйте, здравствуйте детки конфетки. Пришли к вам в гости навыки свои показать и вас поучить, а то смотрю этикета то у вас никакого нет, ничего не умеете. Я то год назад окончила школу, три класса у Кощея Бессмертного, хороший мужик всему научил. Правда, Кузя?

Кузя:

Отпусти меня, не хочу с тобой жить, хочу жить в чистоте, и чтоб ватрушки каждое утро на столе горячими лежали, да песню колыбельную слушать, а ты не у того училась.

Баба Яга:

А ну тихо, будут тебе ватрушки да колыбельная.

А сейчас слушай,

Да то, что на столе кушай.

Кузя:

Ребята не верьте ей. Это вы ее сейчас будете учить.

Баба Яга:

Помолчи Кузьма!

Автор:

Ой, ребята, что же это такое? Надо спасать Кузю. Поможем им разобраться.

Ответ учеников.

Автор:

Так ну что Яга, давай садись, да показывай чему, там тебя Кощей научил, а мы посмотрим да выводы сделаем.

Яга и Кузьма, не вымыв руки, садятся за стол.

Автор:

Стоп, стоп, стоп. Ребята, когда мы приходим с улицы и садимся за стол, что нужно сделать? Ученики:

Вымыть руки

Ученик 1:

Как же вы, друзья, забыли?
Руки с мылом не помыли.
Чтоб себе не навредить,
Нужно руки чаще мыть!

Автор:

Верно ребята?

Баба Яга:

Ой, ой, ну сейчас, ну забыла я, старая стала. Как ни как год цельный прошел.

Автор:

Баба Яга, а ты знаешь, когда нужно приходить в гости?

Баба-Яга:

Ну конечно, в любое время.

Кузя:

Что ты, старая городишь, всегда нужно в гости приходить только по приглашению! Так ребята?

Ученик 2:

В гости, милые друзья
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.

Баба-Яга:

Ой, ну конечно, все вы такие правильные, да маленькую оплошность допустила. Ой, ой какая у тебя красивая заколка.

(берет заколку либо другой предмет, который заранее лежит на столе и роняет его на пол).

Кузя:

Бабуля что же ты такая неловкая, и вообще чужие вещи, тем более в гостях не следует брать, а если берешь, так сначала спроси разрешение. Правильно ребята?

Ученик 3:

Надо вежливыми быть,
Разрешения спросить.
Разрешат – тогда бери,
Но на место всё клади.

Баба-Яга:

Да ладно ребята Кощей, наверное, это выпустил, не научил.

Автор:

Что-то мы видим с ребятами, ты Яга ничему хорошему у Кощея не научилась

Баба-Яга:

А чему вы меня можете хорошему научить?

Автор:

Ну, вот например, ты насорила, а кому теперь убирать?

Баба-Яга:

Да мы сейчас с Кузьмой все заметем.

Автор:

Нет, подметать мы тебе не дадим, т.к. ты в гостях у воспитанных детей, а вот помочь можете убрать, со стола, это будет хорошо выглядеть с твоей стороны.

Кузя:

А еще, я знаю, что грубить не хорошо окружающими тебя людям. Правильно ребята?

Ответ учеников.

Баба-Яга:

Да уж, правда Кузька мне говорил “Не ходи к Кощею, он тебя хорошему не научит”, а вот вы ребята нам помогли, с вами так интересно.

Кузя:

Ребята, а что вы знаете еще о правилах поведения в гостях? Расскажите нам.

Ответ учеников:

В гости нельзя опаздывать, надо приходить вовремя…

Ученик 1:

Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определённый час
Дружно всем собраться.
Вы, чтоб друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать.

Ученик 2:

Надо вам, ребята, знать:
Обувь грязную снимать
Вы должны при входе в дом,
Чтоб беречь порядок в нём!

Ученик 3:

Также я прошу учесть:
Перед дверью коврик есть.
Ноги вытрите друзья,
В дом вам грязь носить нельзя.

Ученик 1:

Без сомнения и спора
Каждый твёрдо должен знать,
Как столовые приборы
За обедом применять.

Ученик 2:

Чтоб со всеми жить в ладу,
Не ругай в гостях еду.
А за всё благодари,
И спасибо говори!

Ученик 3:

Что хочу сказать примером:
Нужно и в гостях знать меру.
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
Вам спасибо за приём!
До свиданья! Мы пойдём.

Кузя:

В заключение отметим:
Грубость ни к чему.
Будьте вежливыми, дети,
Не грубите никому!

Баба Яга:

Ой, хорошо ребята мы с вами посидели, пообщались, но нам пора. Полетим к Кощею, будем его учить навыками. До свидания. Спасибо вам за все.

За вниманье и участье,
За гостеприимный дом.
Пожелаем дому счастья…
И расстанемся на том.

Ученики и Автор:

До свидания.

Баба-Яга и Кузя уходят.

Ведущий 2:

(выходит в коридор)?

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние.
Торопись, честной народ!
Тебя развлеченье ждет.

Ведущий 1:

Дорогих гостей
Ждет множество затей:
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Вкусного чайку напиться!

Ведущий 2:

Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу – в самовар наливайте!

Итак, конкурс “Наливаем чайник”!

На столах стоят стаканы и чашки с водой. Участники переносят ложками воду в стакан. Выигрывает тот, кто быстрее справится, не прольет ни капли, и нальёт больше всех. Участвуют все, делятся на 2 команды. Когда каждый пробежит по разу, сравниваются результаты. Вручаются призы. (Всем по чупа-чупсу)

Ведущий 1:

Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Сюда бегите,
Чистоту наведите!

Конкурс для девочек.

На полу лежат два обруча, в них кубики. Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.

Призы

Ведущий 1:

Самовар-то греется,
Вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя
Стол наш был накрыт.

Ведущий 2:

Предлагаем конкурс для мальчиков “Нарисуй самовар”. С завязанными глазами рисуют по очереди части самовара на доске. Призы

Ведущий 1: (обращаясь к ведущему 2)

Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Ведущий 2:

Вот уже струится пар,
Закипает самовар!

Всех гостей приглашаем в чайную.

Ведущий 1: (в классе)

К чаю подавали обилие выпечки, разные блюда, угощения, сладости. Вот как готовила выпечку Василиса Премудрая из сказки “Царевна-лягушка”: “Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила его разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.”

Ведущий 2:

Хозяюшки пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже ее приготовили. Вся она на этом подносе, но только чтобы ее отведать, нужно назвать с чем любят пить чай. А помогут нам в этом загадки.

Ведущий 1:

В поле росла, под жерновом была, Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница.)

Ведущий 2:

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)

Ведущий 1:

Кольцо не простое - кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Бублик.)

Ведущий 2:

Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Ведущий 1:

Молодцы! А кто еще названия изделий из сдобного теста? (Пирожки, Ватрушки, Баранки, Сушки, Пирожные, Торты, Пряники, Калачи, печенье...)

(Этот конкурс можно продолжить, дав задание о том, кто назовет больше названий конфет.)

Ведущий 2:

Прекрасные нас ждут угощения на подносе. Мы вспомнили их названия. Но вот есть одно из них, без которого не обходился не один праздник на земле русской, а особенно их много готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется этот праздник? (Масленица.) Правильно.

Что традиционно пекли на Масленицу? (блины).

Ведущий 1:

Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.

Ведущий 1:

Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
Стол накрытый давно ждет.

Ведущий 2:

Для всех вас, взрослые и детишки:
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!

(чаепитие)