Способы размножения организмов (урок по биологии)

Разделы: Биология


Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи урока:

Обучающая: способствовать осознанию процессов полового и бесполого размножения на основе их сравнительного анализа, сформировать знания учащихся о клонировании организмов.

Развивающая:

  • развивать у учащихся исследовательские умения,
  • развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
  • продолжить работу по обучению учащихся умению публично защищать результаты творческой деятельности.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимообогащению.

 Ход урока

Этап урока (этап работы над проектом ) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент (запуск проекта) Определяет готовность учащихся к работе.

Сообщает тему проекта “ Способы размножения организмов”. Формирует группы по 5-6 чел. Выдает бумагу, карандаши, фломастеры.

Готовят учебники, тетради с записями, дополнительную литературу.
Целеполагание и мотивация (планирование работы) Вызывает затруднения, формулирует проблемы: Какой способ размножения эффективней ? Половой или бесполый ? Участвуют в формулировании проблемы, определяют конечную цель – продукт совместной деятельности, ставят задачи.

Определяют форму презентации проекта и количество выступающих.

  Формулирует задания ( подпроблемы)

1. В каких случаях бесполое размножение эффективней?

2. В каких случаях половое размножение эффективней?

3. В каких случаях человек использует для разведения организмов бесполое размножение, а в каких половое?

4. К какому из двух способов размножения относится клонирование? Клонирование : “ за” и “ против”.

Группа 1

Выполняет проект, раскрывают смысл, преимущества бесполого размножения. Определяет условия, при которых этот способ происходит. Подготавливает выступление и схему.

Группа 2

Выполняет проект, раскрывают смысл полового размножения. Определяют условия при которых этот способ происходит. Оформляют схему и готовят выступление перед учащимися.

Группа 3

Выполняют проект, обосновывают ответ на поставленный вопрос, готовят выступление, подбирают иллюстрации.

Группа 4

Выполняют проект, готовят выступление по теме “ Клонирование: “за” и “ против”, делают плакат-опору, подбирают иллюстрации.

Актуализация знаний и умений,   определение уровня готовности к   поисковой работе Актуализация определений, понятий необходимых для изучения темы: размножение, деление, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение.

Напоминает алгоритм выполнения исследования.

Дают определения.

Вспоминают алгоритм исследования.

Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию.

Первичное усвоение знаний (сбор информации) Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся. Знакомятся с информацией и отбирают источники. В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта.
Осмысление учебного материала (структурирование информации) Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учебник. Продолжают выполнять исследования источников информации.

Структурируют содержание.

Закрепление учебного материала (обмен информацией) Организует работу между малыми группами. Продолжают выполнять исследование.
Применение знаний в новой ситуации (оформление результатов) Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта ( краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем и др.) Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой, готовят выступления, плакаты, схемы, рисунки, иллюстрации и др.
Проверка и оценка результатов (экспертиза) Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проектанта. Собирает письменные работы для оценки.

Организует конкурс проектов и определение победителей по номинациям “ Самый научный проект”, “ Самый содержательный”,“Самый оригинальный”, “ Самый лаконичный”.

Защищают исследовательские проекты.

Сдают письменную работу для контроля.

Высказывают суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов.

Подведение итогов учебного занятия ( рефлексия ) Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты работы которых способствовали достижению цели урока, предлагает заполнить листы самооценки. Руководители групп перечисляют фамилии наиболее активных учащихся, заполняют листы самооценки.