Строение вещества. Обобщающий урок по физике в 7-м классе. Использование информационных технологий

Разделы: Физика, Информатика


Цель урока: проверить знания учащихся по основным вопросам изученной темы; умение пользоваться современными информационными технологиями (работа с интерактивной доской), сформировать умение планировать и проводить простейший эксперимент по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты эксперимента.

План урока:

  1. Контроль знаний учащихся по теме. Проводится физический диктант.
  2. Проведение и анализ опытов с помощью интерактивной доски.
  3. Фронтальный эксперимент. Групповая работа. Записи в тетрадях выводов по эксперименту.
  4. Домашнее задание. Запись задания на доске и в дневниках.
  5. Подведение итогов.
  6. Дополнение.

Ход урока

  1. Три ученика выходят к доске и записывают: 1-й ученик: физические явления; 2-й – физические термины; 3-й – физические величины. Для остальных учеников проводится физический диктант, куда наряду с простыми вопросами включаются и более сложные, выявляющие умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, по описанным свойствам устанавливать агрегатное состояние вещества. Учитывая, что не у всех учащихся данного возраста сформированы навыки быстрого письма, задания в основном даются в виде начала какого-нибудь утверждения, которое следует закончить в тетрадях под соответствующим номером. Задания на листочках раздаются каждому ученику.
  2. 1-вариант.

    1) Физика – это …

    2) Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.

    3) Физическое тело – это…

    4) Какой вид материи кроме вещества существует в природе?

    5) Назовите мельчайшую частицу вещества.

    6) Диффузия – это …

    7) Молекулы взаимодействуют, это значит, что они …

    8) Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:

    1. не сохраняет объем, не имеет собственной формы;
    2. каждая частица в теле колеблется около определенной точки;
    3. сохраняет объем и не сохраняет форму.

    2-вариант.

    1) В физике изучают явления …

    2) Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.

    3) Материя – это …

    4) Физические тела состоят из …

    5) Молекулы состоят из …

    6) Чем больше температура тела, тем …

    7) Почему кусочек мела не распадается самопроизвольно на отдельные частицы?

    8) Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:

    1. сохраняет объем и форму;
    2. расстояние между молекулами гораздо больше размеров молекул;
    3. частицы расположены в определенном порядке.

  3. Проведение и анализ опытов в программах «Интерактивные задачи для интерактивной доски» в разделе «Физика»:
  4. 1) Тепловое движение в газах;

    2) Тепловое движение в твердых телах;

    3) Диффузия молекул через отверстие.

    Продукт представляет собой электронное учебное пособие по ряду школьных дисциплин, выполненное по технологии активного модельного медиа.

    Предназначен для школ в системе традиционного, самостоятельного обучения.

    Среда представляет собой коллекцию интерактивных моделей и задач, спроектированных для ведения уроков в классе с использованием интерактивной доски.

    «Институт Интеллектуальных Технологий» выпускает программное обеспечение для интерактивных досок.

    Программное обеспечение:

    - позволяет моделировать виртуальный мир учебной дисциплины,
    - имитирует реальную учебную обстановку на интерактивной доске, заменяя меловую доску,
    - создает игровую мотивацию учащихся,
    - реализует интеллектуальные реакции учебных объектов на действия учащихся.

    Все это в комплексе помогает им лучше понять изучаемый материал.

    Цель – умение пользоваться современными информационными технологиями на уроках физики.

  5. Фронтальный эксперимент. Цель фронтального эксперимента – подготовить учащихся к поисковому методу выполнения простейших опытов. Особенность этого вида деятельности учащихся состоит в его творческом характере. Ученики не имеют подробной инструкции для выполнения эксперимента, перед ними ставится общая проблема: Какой эксперимент необходимо поставить, чтобы ее решить? Как объяснить результаты эксперимента на основе теории строения вещества? Какую гипотезу построить для объяснения наблюдаемых явлений и как доказать ее справедливость? Какие выводы сделать в процессе эксперимента и как оформить записи в тетрадях?
  6. Методика организации работы. Каждая пара учащихся, сидящих за одним ученическим столом, решает одну учебную задачу. Примеры задания напечатаны на листочках и раздаются по столам. Комплект объектов для опытов ученики выбирают сами из общего комплекта для проведения опытов, находящихся на отдельном столе. Отчет о работе делается в форме таблицы в три столбика:

    «Исследование свойств физических объектов»

    1 столбик – Что делаю?

    2 столбик – Что наблюдаю?

    3 столбик – Как объясняю?

    Проводятся минимум три опыта.

    Состав раздаточного материала:

    Деревянные брусочки – 4 шт., кусочки мела – 4 шт., пластилин – 4 шт., кусочки медной проволоки – 4 шт., магнит – 4 шт., компас – 4 шт., гвоздь – 4 шт., крупинки марганцовки (флакончик), сосуд с водой, стаканы – 4 шт., мензурки – 4 шт., детский резиновый шарик – 4 шт.

    Примеры экспериментальных заданий:

    1. Проведите опыты, позволяющие сравнить свойства тел находящихся в различных агрегатных состояниях.

    2. Докажите, что свойства твердых тел могут быть различными.

    3. Как заставить гвоздь подниматься в горку. 4. и т.д.

  7. Домашнее задание.
  8. Повторить изученное. Составить кроссворд по теме «Строение и свойства вещества».

  9. Подведение итогов урока.

  10. Дополнительные вопросы.
  11. 1. Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды?

    2. Как измеряются промежутки между частицами заклепки при нагревании и охлаждении?

    3. Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали?

    4. Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании? Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?

    5. Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?