Набор деревянной посуды в традициях городецкой росписи

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Презентация

Знаменитая городецкая роспись занимает одно из почетных мест в ряду самых известных народных художественных промыслов России: палеха, хохломы, мстеры, жостова…

На протяжении полутора веков радуют своебразным красочным орнаментом и глубоким образным содержанием изделия городецких мастеров росписи и резьбы по дереву.

Выполненные по мотивам народных сказаний и песен, они раскрывают людям гармонию мира, природы и человека. Старательно исполненные, они делают художественный образ ярким, глубоким, многозначительным.

В последнее время очень популярным в различных детских творческих объединениях и школах стало преподавание наиболее известных видов росписей. К сожалению, учителя и руководители кружков не всегда обладают достаточным опытом и плохо обеспечены специальной литературой по соответствующей теме. И поэтому школьники мало интересуются, и мало знают о росписях. Именно через городецкую роспись, через ее интересные, красочные сюжеты можно вовлечь ребенка в прекрасный мир городецкой росписи.

Традиционными сюжетами в городецкой росписи являются чаепития, всадники на лихих конях, различные праздничные гуляния. И эти сюжеты всегда дополняют цветочные гирлянды, характерные только для этой росписи. Но эти однообразные сюжетные композиции не могут привлечь внимания школьников.

А ведь существуют традиции устного народного творчества! К устному народному творчеству мы можем отнести наши любимые сказки, которые мы знаем с детства. Каждый ребенок растет, воспитывается исходя из примеров, из отрывков сказок. Из поколения в поколение в сказках передаются традиции, связанные с историей, с бытом, с праздниками русского народа. Нужно постараться соединить две традиции, устного народного творчества и городецкой росписи, в единую традицию, в единый сюжет.

Возникает противоречие, в городецкой росписи сюжеты массовых гуляний, свиданий и чаепитий являются традиционными сюжетами, а в сказках таких сюжетов нет, либо они встречаются очень редко. Но как уже говорилось, гирлянда является традиционным украшением в любой сюжетной композиции. Цветочная гирлянда не нарушает традиции городецкой росписи при выполнении сюжетной росписи по мотивам сказок. Все эти обе традиции, устного народного творчества и городецкой росписи, будут лучше и ярче восприниматься на наглядных примерах.

Чтобы достичь цели, нужно создать расписной набор деревянной посуды в традициях сюжетной городецкой росписи, где главным элементом является – цветочная гирлянда, а второй – сюжет самой росписи. Разрисовывание единой сюжетной композиций будет творчеством школьника, юного художника.

Чтобы расписать деревянную посуду нужно решить ряд задач, которые позволяют лучше, быстрее и последовательно завершить работу.

Во-первых, нужно изучить и проанализировать литературу по истории, обычаям русского народа в Городце. Традиции и обычаи со временем, в определенным художественном промысле, развиваясь могут изменяться..

Во-вторых, нужно изучить, просмотреть сказки А.С. Пушкина, и обратить внимание на иллюстрации к ним.

Сказки А.С. Пушкина, больше привлекают детей, все их знают с детства, и в них больше описываются традиции и обычаи русского народа, история и быт, и культура.

В третьих, иллюстрации данные в книжках, сказочные образы, нужно стилизовать под городецкую роспись, так чтобы с одного взгляда можно было узнать данную сказку в городецкой росписи.

В четвертых, разработать эскизы сюжетной росписи для росписи деревянной посуде.

И последняя наша задача, это роспись деревянной посуды, завершающий этап нашей работы.

Сейчас, тема сохранения прошлого, их традиции и обычаев очень актуальна и важна.

Вот почему сейчас очень важно сохранить и “поднять” традиции из глубины, из прошлого, извлечь результаты, продукты культуры.

1. История возникновения и развития городецкой росписи.

Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким. Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. Привозили все, кто что мог и умел делать. Рядом с хохломской расписной посудой располагались яркие по цвету городецкие донца.

В Нижегородской губерний пряли не с лопасти, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями, на которую надевали кудель и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке – подставке с отверстием, куда вставлялся гребень (см. Приложение 1),

Однако промысел расписных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Резные донца делали в тех деревнях, где позднее развилась декоративная живопись. Эта работа требовала большого опыта и мастерства. После проведения всех подготовительных операций приступали к работе. На подготовленной деревянной основе лопасти раскладывали вырезанные из дуба фигурки – составляли композиций. Это были картинки со всадниками около деревьев, с каретами, со всадниками и барышнями на прогулке или просто крупной лучистой розеткой, окруженной цветами и листьями. В сложившиеся сюжеты и композиции мастера вносили что-то свое, оригинальное, проявляли выдумку и фантазию, которые способствовали созданию новых оригинальных вещей.

Вытянутая форма донца привела к определенной схеме его украшения. Оно делилось на два или три яруса. В верхней части донца часто располагали двух всадников рядом с деревом и птицу на его ветвях. Второй ярус обычно занимала орнаментальная полоса. В нижней части донца, как и в верхней, могла изображаться сюжетная сцена. (см. Приложение 2) Причиной развития искусства росписи было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным.

Первый этап работы состоял в грунтовке донец клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Рассортировав донца по качеству изготовления и ширине лопасти, художник приступал к грунтовке.

После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донце. Основа была готова под роспись. Роспись велась такими же красками, приготовленными на клею.

Первым этапом росписи шел “подмалевок”. Мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу или цветок. Этим цветом он проходил по всей партий донец. И так до тех пор, пока все донца не были “замалеваны” основными цветовыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечали основной сюжет композиций.

Теперь мастер приступал к “оттеневке”. Более темным цветом, чем подмалевок, он наносил мазки на цветы, выделял тычинки, прописывал прожилки листочков.

Последним этапом была “разживка”. Она выполнялась черным или белым цветом, способствовала оживлению росписи, объединяла все мотивы в целостную композицию.

Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой. Когда она высыхала, изделие было готово на продажу.

В верхней части донца, как правило, воссоздавался главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались наездники, выезды. Второй ярус – поясок – разделял верхний и нижний ярусы. Там рисовались гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

В конце XIX в. городецкий промысел переживает упадок, вызванный тем, что дерево, необходимое для заготовки “белья”, сильно подорожало. Быстро развивалось мануфактурное производство. В связи с этим появилось много дешевого ситца, который вытеснил ткани, изготавливаемые вручную. Отпала надобность в прялках, гребнях, мочесниках, веретенах – нехитрых орудиях деревенской пряхи.

2. Традиции, нравы и фольклор народа в городецкой росписи.

Традиция – это элементы социального и культурного наследия.

Она сохраняется в овеществленных источниках знаковой информации, а также в предметах, объектах, не предназначенных для информации.

Талантливые художники пытались возродить роспись “старого Городца” с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками), птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

  • цветочная роспись;
  • цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;
  • сюжетная роспись.

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях “массовых”, так как он наиболее прост в использовании. В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

“Букет” - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики.

“Гирлянда” - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно. (см. Приложение 3)

“Ромб” - один из вариантов “гирлянды”, когда в центре один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. (см. Приложение 4)

“Цветочная полоса” - сохранилась в росписи еще с расписных прялок. (см. Приложение 5)

“Венок” - напоминает “цветочную полосу”, замкнутую по краю блюда. (см. Приложение 6)

Цветочные композиции, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива “конь” и “птица”.

Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи.

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. (см. Приложение 7, 7.1) Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

В том случае, когда в композиции мотивы “конь” или “птица” изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нагружена. (см. Приложение 8)

Изображение мотива “петух” или “конь” трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение “петуха” и “курочки” символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись.

В сюжетах росписи чувствуется своеобразие городецкой деревни, близость к Нижегородской ярмарке с ее ярким и броским купеческим бытом. На донцах стали изображать дам в модных и богатых туалетах из узорных шелковых тканей, с широкими юбками и глубокими декольте, с высокими прическами, перевитым жемчугом, мужчин в щегольских сюртуках и лаковых сапогах. Они стоят в торжественных позах и как бы позируют художнику.

Мастера расписывали панно, с разными сюжетными композициями, которые были посвящены гуляньям на каретах, свиданиям, а также зимним гуляниям на санках, например, в масленицу.

Прогулки на каретах.

Вот вдоль всего поля по светлому фону мчится тройка коней с тонкими изящными ногами, с горделиво откинутой шеей, они везут карету. (см. Приложение 9)

Такие изящные, красивые кареты могли позволить себе только дворяне. Кареты украшали пышно, увидеть такие караты в жизни деревенскому мастеру было трудно, но ему помогли лубочные картинки. Это были ярко раскрашенные гравюры, иногда с пояснительным текстом. Они заменяли крестьянам книгу, газету и нередко служили единственным источником знаний.

У коней всегда была расписана изящная, танцующая походка. Как будто кони не скачут, а летят, и их копыта не касаются земли.

Чаепития.

В Пермогорье (Архангельская область) чаепитие один из любимых сюжетов. Сцена дышит там простотой, семейственностью, крестьянской домовитостью.

Процесс чаепития, в городецкой росписи, тоже был традиционным сюжетом. Особенно в купеческих семьях всегда устраивались большие чаепития. Стол накрывали богато и красиво: различные пряники, баранки, конфеты. Большой особенностью в таких чаепитиях был самовар: он стоял по середине стола, большой, и нужно учесть, что он был главным предметом. Так как купчихи в основном ни чем не занимались, они могли пить чай подолгу, почувствовать весь вкус и аромат свежего чая (см. Приложение 10)

Свидания.

Так же в сюжетных композициях изображали, свидания дам и кавалеров.

Обычно по вечерам устраивались свидания. После всех будничных проблем, суеты, наступает долгожданный вечер, когда можно отвлечься от всех проблем и можно отдохнуть.

Барышни и кавалеры любили гулять по вечерней улице, по вечернему городу. (см. Приложение 11)

Всадники.

Изображали различные военные действия, или только всадников. Их изображали парами по сторонам дерева или цветка: обращенные лицом друг к другу, с поднятым оружием. Иногда их окружали люди, собаки, птицы, что придает всему более миролюбивый вид и напоминает бытовую сценку. (см. Приложение 2)

Древо-цветок в этой символике представляло великую богиню, образ которой являлся символом жизни и плодородия. Всадники по сторонам древа трактуются как войны-охранители, птицы в древнем искусстве символизировали стихию воздуха.

Роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье – приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхние и нижние ярусы, представлена в виде цветочной полосы. (см. Приложение 12)

Горизонтальное панно, как и вертикальное, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использовать изображение колонн и штор. Таким образом художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу сюжетами, показанными на боковинах.

Последовательность выполнения городецкой росписи.

Как уже упоминалось, городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемых в подготовительных операциях данного технологического процесса. Так как наша роспись предназначена для детей, мы используем гуашевые краски. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны для учащихся.

Последовательность выполнения росписи городца можно разделить на четыре этапа. К примеру, берем один из горшочков от набора деревянной посуды, и начинаем работу. Работу начинаем с эскиза.

Первый этап. Выбор сказки для рисунка изделия. Выполнение рисунка на альбомном листе формата А4. Находим в композиции основной центр, акцентирующий внимание зрителя. При росписи сказку пишем в традициях городецкой росписи.

Второй этап. Следующим этапом в нашем эскизе идет “подмалевок”.

Обычно мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу, и цветок. Этим цветом он проходил по всей партий донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока все донца не были “замалеваны” основными цветковыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечаем основной сюжет композиции.

Третий этап. Этот этап мы можем назвать или даже правильнее будет его назвать “оттеневка”.

Более темными цветами, чем “подмалевок”, наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки листочков.

Четвертый этап. Последний этап в выполнении эскиза, это “разживка”. Она выполняется белым цветом, способствующая оживлению росписи, объединяющая все мотивы в целостную композицию.

После подготовительного рисунка, подготовки эскиза на формате А4, можно приступать к нанесению рисунка и росписи изделия. Расписываем изделие точно также по этапам. В конце работы получается расписной горшочек, расписанный в традициях городецкой росписи.

4. Технология выполнения сюжетной росписи городца по дереву.

Технологию выполнения сюжетной росписи городца на изделии разделим, на шесть этапов.

Первый этап. Выбор формы доски, на которую будут прикреплены полочки. Подбираем размер, толщину, места для полок.

Второй этап. Готовим изделия, вырезаем его по данной форме, основу отшлифовываем шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись.

Третий этап. Выполнение на ватмане эскиза для доски, где находится основная композиция, определяются основные цветовые пятна, пишется сам сюжет в традициях городецкой росписи.

Затем мы наносим этот же рисунок карандашом на “белье”, то есть на изделие, чтобы нам легче было его расписать.

Четвертый этап. Готовый рисунок, который нанесен на доску, начинаем расписывать, то есть выполняем “подмалевок”. Подмалевком пишем основные цветовые пятна.

Пятый этап. Следующим этапом после подмалевка идет “оттеневка” или моделировка.

Более темными цветами наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки листочков, так же выделяем сказочные персонажи.

Шестой этап. Последний этап в росписи доски является “разживка”. Она выполняется белым цветом, которая способствует оживлению росписи, объединяет все мотивы в целостную композицию.

И так, наша основная доска готова.

5. Этапы выполнения сюжетной росписи по мотивам русских сказок на деревянной посуде.

Прежде чем расписать посуду, нужно пройти несколько этапов ее выполнения. Для выполнения росписи подобрана деревянная посуда различной формы, состоящая из четырех горшочков, двух кружек, и из двух разделочных досок.

1. Выполнение сюжетной росписи на разделочных досках.

Первый этап: Даны две разделочные досочки, нужно подобрать сказку так, чтобы в обеих досочках происходил определенный сюжет дополняющий друг друга. Например, поэма “Руслан и Людмила”.

Второй этап: Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, составляя сюжетную композицию, не забывая о традициях в городецкой росписи.

Третий этап: По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.

Четвертый этап: Наносим на подмалевок оттеневку более темными цветами.

Пятый этап: Последний этап при выполнении эскиза “разживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.

Шестой этап: Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать акриловыми красками. Акриловые краски не стираются, более стойкие, практичные. Завершаем работу, покрываем лаком.

2. Выполнение сюжетной росписи на первом горшочке.

Первый этап: На первом горшочке будет изображена сказка “О рыбаке и рыбке”.

Второй этап: Выполнение рисунка на альбомном листе.

Третий этап: Выполнение подмалевка гуашевыми красками.

Четвертый этап: “Оттеневка” по подмалевку.

Пятый этап: Этап “разживки” белым цветом.

Шестой этап: Роспись изделия так же выполняется по этапам акриловыми красками. Готовое, расписное изделие покрываем лаком.

3. Выполнение сюжетной росписи на втором горшочке.

Первый этап: На втором горшочке будет изображена сказка “О царе Салтане…”

Второй этап: Выполнение рисунка на альбомном листе

Третий этап: Выполнение подмалевка гуашевыми красками.

Четвертый этап: Оттеневка.

Пятый этап: Разживка.

Шестой этап: Роспись изделия. Покрытие лаком.

4. Выполнение сюжетной росписи на третьем горшочке.

Первый этап: На третьем горшочке будет изображена сказка “О золотом петушке”.

Второй этап: Выполнение рисунка на альбомном листе.

Третий этап: Выполнение подмалевка гуашевыми красками.

Четвертый этап: Оттеневка.

Пятый этап: Разживка.

Шестой этап: Роспись изделия. Покрытие лаком.

5. Выполнение сюжетной росписи на двух кружках.

Первый этап: На кружках будет изображена сказка “О попе и о работнике его балде”.

Второй этап: Выполнение рисунков на альбомном листе.

Третий этап: Выполнение подмалевка гуашевыми красками.

Четвертый этап: Оттеневка.

Пятый этап: Разживка.

Шестой этап: Роспись изделий. Покрытие лаком.

Заключение.

Изучение в городецкой росписи традиции и обычаев, помогает раскрытию сюжета изображения в полном масштабе.

В этой выпускной квалификационной работе содержатся все традиционные элементы, мотивы и сюжеты композиции, необходимые для изучения традиций и обычаев городецкой росписи.

Выполненные по мотивам русских сказок, они раскрывают людям гармонию мира, природы и человека. Старательно исполненные, они делают художественный образ ярким, глубоким, многозначительным.

Поставленная передо мной проблема была решена. Самым трудным в решении проблемы было объединение двух традиций, традиции городецкой росписи и традиции устного народного творчества.

На наборе деревянной посуды не показаны традиционные чаепития, гуляния и свидания городецкой росписи, а показаны сюжеты из сказок, стилизованные под городецкую роспись. На каждый сюжет сопровождается традиционной цветочкой гирлянды.

Цветочная гирлянда украшает любой сюжет в городецкой росписи. На расписной посуде цветочная гирлянда, присутствует, не нарушая традиции городецкой росписи, а так же дополняет сюжетную роспись выполненную по мотивам русских сказок.

То есть, две традиции, городецкой росписи и устного народного творчества, дополняют друг друга, тем самым в городецкую роспись дополняются элементы новизны.

Соединение двух традиции, городецкой росписи и устного народного творчества, встречается в наше время очень редко.

Именно через расписной набор деревянной посуды, который расписан в традициях городецкой росписи, можно привлечь внимание школьников к этой росписи. Городецкая роспись, и не только эта роспись, и другие росписи, лучше воспринимаются на наглядном примере.

Для решения проблемы и достижения цели в выпускной квалификационной работе, были выполнены ряд задач. Самой трудной задачей было соединение двух традиции: изучение истории и традиции городецкой росписи; анализ и просмотр иллюстрации сказок А.С. Пушкина.

В сказках описаны традиции и обычаи народа, сами композиции, это тоже традиции.

Этот набор расписной деревянной посуды можно использовать, как наглядное пособие, на уроках изобразительного искусства в школе, при изучении росписей. Школьники лучше, ярче воспринимают на наглядном примере, лучше запоминают и выполняют данную роспись.