Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  1. Обобщить фактический материал по теме “СССР в 30–50-е годы XX века”, сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.
  2. Попытаться разобраться в “сталинизме” как в явлении, выявив “его связь и идентичность” в российской и всемирной истории.
  3. Организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя коллективные дискуссионные вопросы, драматизированные изображения событий.
  4. Преподнести информацию ярко, необычно, интенсивно, чтобы вызвать эмоционально-оценочное восприятие событий.
  5. Продолжить работу над развитием навыков конспектирования, умения вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление.
  6. Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей малой родины, в установлений причастности своего “я” к прошлому и настоящему. Учить воспринимать историю как свое минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Оборудование:

  1. Карта “Народное хозяйство СССР в 1926–1940 гг. + карта Хакасии” показать где формировались лагеря для политических заключенных 30-х гг.
  2. Плакаты, фотографии репрессированных.
  3. Мультимедиа с презентационным сопровождением урока.

Оформление доски: Тема, план урока, новые слова (репрессированные, спец.контингент, Гулаг, спец.поселенцами), домашнее задание.

План работы:

  1. Коллективизация, раскулачивание в Республики Хакасия.
  2. Начало репрессий в Хакасии.
  3. Количество репрессированных в Хакасии.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Беседа с учащимися по вопросам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

  1. В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 30-х гг.?
  2. Какими методами коммунистическая партия добивалась полного подчинения граждан СССР своей воле?
  3. Кто мог занимать важные государства должности в стране?
  4. Как назывался партийный орган, без одобрение которого не принимался ни одного решения государственных вопросов?
  5. Какова роль ВКП(б) в жизни нашего государства в 1920–1950-х гг.?

Коллективизация, раскулачивание в Республики Хакасии (слайд 1)

Учитель. Ну, что ж, не вспоминать – это самый простой вы ход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложней. Тем более что текущий день нельзя разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение того или иного политического явления, требуется взгляд из прошлого, чтобы совершить прорыв в будущее. Почему именно сейчас мы так часто напоминаем сталинское время? Не потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшихся решенными, все ещё отзывается эхом и сегодня?

Мы вынуждены возвращаться к этому времени ещё и потому, что, защищая Сталина, защищаем право на произвол. Мы учимся анализировать пережитое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо.

История – это память народа, дающая знание того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чем предпочитаем молчать.

Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Равнодушных к нему нет. Есть два противоположных лагеря – за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме “СССР в 1930–1950-е годы XX века”, сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.

Сообщение учащегося о коллективизации и раскулачивание в Республики Хакасия.

(Дополнение учителя)

В мировой истории впервые в советской стране правящая партия и послушное ей правительство теоретически обосновали и практически претворили геноцид против собственного народа. Были уничтожены десятки миллионов своих граждан от имени революции, государства, партии и народа. Репрессиям подверглись по социальному признаку дворяне, крестьяне, интеллигенция, военные, священнослужители всех религий, по национальному признаку выселялись целые народы с исконных мест проживания.

В процессе коллективизации за несколько лет были ликвидированы зажиточные крестьянские хозяйства во время пресловутой политики – ликвидации кулачества как класса. Все недовольные, а тем более противодействующие коллективизации карались как государственные преступники.

Раскулачивание проводилось с конфискацией Имущества и высылкой крестьянских семей. Эта карательная акция была организована дифференцировано по категориям. Наиболее богатая часть кулаков, баев, арестовывалась, а семьи высылались в самые отдаленные районы. Из Хакасии высылали на север Красноярского края, Иркутскую область, Томский округ. Большая группа зажиточных крестьян переселилась в пределах округа на специально отводимые места. После все они являлись спец.поселенцами, находящиеся под неусыпным контролем спец.комендатур ОГПУ–НКВД.

Официальная кампания по раскулачиванию началась после Постановления ЦК Политбюро от 30 января 1930 года, когда вся государственная машина насилия обрушилась не на действительные, а на бывшие кулацкие хозяйства и с легкостью распространилась на середняцкие хозяйства. Вся эта кампания проводилась по строго жесткому плану, как на военном положении: с какого округа, сколько хозяйств раскулачить, куда выслать эти семьи, что конфисковать, что оставить кулакам для поддержания жизни, сколько, куда подать эшелонов, вагонов, подвод, как производить оплату труда и т.д. Так, согласно секретного Постановления Сибкрайисполкома от 12.02.30 г. конфискации подлежали рабочий, продуктивный скот, жилые здания, постройки, сложный и простой сельхозинвентарь, оборудование и постройки промышленных заведений, транспортный инвентарь, зерновые продукты, фураж, масло семена, волокна, промышленное сырье, полуфабрикаты и фабрикаты, животное сырье (кожа, шерсть и т.д.), торговые заведения, склады, всякого рода товары, произведенные озимые посевы, денежные вклады, паи, ценные бумаги и ценности, находящиеся на хранении в государственных, кооперативных, общественных организациях. Имея в виду, что переселяемое на север кулачество будет выдворено в совершенно необжитые или малообжитые районы разрешалось из конфискованного имущества оставлять на дорогу часть продуктов и иметь денег до 500 рублей на семью.

Президиум Сибкрайисполкома от 11.02.1930 года принял под грифом "совершенно секретно" Постановление, в котором определялись контрольные цифры выселения по сибирскому краю 30 тыс. кулацких хозяйств в отличие по Хакасскому округу 354 хозяйств. 18 февраля 1930 года Хакасский окрисполком выносит свое "секретное" постановление, где эту контрольную цифру доводит до районов:

Аскизскому району выселить 70 хозяйств в Приангарский район, Канский округ. Боградскому району 90, Таштыпскому 60 , Чарковскому 70, Чебаковскому 64.

Срок выселения должны были закончить к 25 февралю 1930 года. Этот план Хакасия (единственный округ из 17 округов Сибири) выполнила на 100%, а по Сибирскому краю задание было “выполнено на 53,4%. В числе 354 высланных семей числилось 1961 человек в т.ч. детей до 18 летнего возраста 858 человек. На сотнях подвод с вооруженной охраной по Хакасии насильно переселялись самые трудолюбивые крестьяне в то время, когда им надо было заниматься весенним севом, готовить почву, семена. Такое творилось по всей Хакасии. Даже Чингиз-Хан не позволял перемещать покоренные народы с места на место в период сева окота скота и уборки урожая.

3. Начало репрессий в Хакасии.

Рассказ учителя о началах репрессий в Хакасии с мультимедийной демонстрацией слайдов.

- Начавшиеся в начале 30-х годов репрессивные меры с каждым годом ужесточались (слайд 2). В 1934 году ОГПУ Запсибкрая раскрыла контрреволюционную националистическую организацию" среди хакасской интеллигенции в составе около 30 человек. В приговоре специальной коллегии Западно-Сибирского краевого суда эта группa была обвинена в том, что проводит работу за объединение трех южно-сибирских народностей (хакасов, шорцев, алтайцев ) в одну автономную социалистическую республику. (На суде в качестве обвиняемых были и представители Горного Алтая и Горной Шории, студенты-хакасы Ленинградского и Иркутского институтов. 30 августа 1934 года суд вынес приговор обвиняемым. Все они были осуждены на 3–8 лет исправительно-трудовых лагерей ИТЛ). До сих пор они были не реабилитированы. Только в августе 1992 года прокуратура Новосибирской области реабилитировала всех за отсутствием в их действиях состава преступления и восстановила их доброе имя.

Пик репрессивных мер приходится на 1937–1938 годы, когда контрольные цифры" на аресты приходится не сотни, а тысячи людей. Тройки УНКВД осуждали "врагов народа" не только в Абакане, Минусинске, Ачинске, но и в Красноярске. В Красноярске работала выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР. По указанию Сталина в десяти регионах страны работали выездные сессии Военной коллегий, в том числе в Красноярском крае.

В мировой истории подобного еще не было: миллионы советских граждан было уничтожены, загнаны в концлагеря, ошельмованы. За два-три года страна, признанная во всем мире одной из сильнейших, оказалась обезглавленной. Сталинскими репрессивными органами было уничтожено 43 тысяч командиров Красной Армии, 20 тысяч чекистов, миллионы рабочих, крестьян и представителей интеллигенции.

Всякое упущение на производстве расценивалось как диверсия или предательство. Девятого декабря 1937 года тройка УНКВД осудила 13 человек из Усть-Абаканского лесокомбината: 6 чел. были расстреляны, остальные получили 5–10 лет ИТЛ. За вредительство были осуждены Савин И.Д. – обвинения: умышленно не докармливал лошадей (работал конюхом), перебил ногу голубого мерина – (10 лет), Воронин СИ. – в пригородном Черногорском хозяйстве небрежно относился к скоту, увечил телят, Допустил падеж скота, при вывозке сена в зародах оставлял большое количество сена, которое потом сгнило (5 лет ИТЛ). Высказывание недовольства, считалось как покушение на Советскую Власть террористический акт. Особенно беспощадно и последовательно выкорчевывалось инакомыслие. Более половины репрессированных проходила по статье за антисоветскую агитацию (АСА) и пропаганду. Пилюгина С. из прииска Кизас обвинили в том, что он предлагал выдвинуть кандидата в депутаты Верховного Совета из своего коллектива и за него голосовать (10 лет ИТЛ). Васильева М.Ф.народного судью Боградского района – исключили из партии и репрессировали, обвинив в том , что он высказывал антипартийную теорию о невозможности построения социализма в одной стране. Репрессиям подвергались по обвинению в буржуазном национализме, в подготовке вооруженного восстания, в троцкизме, в офицерско-белогвардейском заговоре и т.д. В области были обнаружены десятки, сотни заговоров. Судьба человека вершилась по материалам следственных органов. "Органы не ошибаются" – такое было расхожее изречение тех трагических лет. Из следственных застенков были лишь две дороги – одна в камеру смертников, другая в бесчисленные лагеря, из которых большинству не было суждено выйти на свободу (слайд 3).

Руководящие партийные и советские работники молчаливо соглашались на арест десятков и сотен коммунистов и беспартийных. Если ознакомиться с решением пленумов и бюро Хакасского обкома и Усть-Абаканского райкома ВКП(б) за вторая половину 1937 года.

Члены выборных партийных органов единогласие решая исключить из своих рядов своих единомышленников, друзей и товарищей по работе. В 1937 году были исключены из партии 3 секретаря Обкома ВКП(б), как враги народа. С июля по декабрь 1937 г. на бюро обкома ВКП(б) были исключены как враги народа 6 – зав. отделами обкома, 19 – секретарей райкомов партии, 14 руководителей облисполкома, 19 – руководителей рудников, трестов, совхозов, колхозов, 5 – редакторов газет, 8 – прокуроров и судей, всего более 1000 человек.

Страна находилась под воздействием массового психоза поиска ,"врагов народа", "вредителей", "шпионов" и т.д. Создавалась соответствующая обстановка в парторганизациях, коллективах предприятий, организаций. На втором пленуме обкома партии 11 октября 1937 г. с докладом выступил начальник НКВД по Хакаской автономной области, член бюро, Хмарин, который говорил : “ В области был блок правых троцкистов и националистов. Этот блок объединял бывших работников обкома, членов бюро. Они были врагами народа, членами контрреволюционной организации. Нет ни одного участка в советских и хозяйственных организациях, где бы враги народа не посадили своих ставленников. Цель, которая их объединяла состояла в том, что они хотели ряд областей, в том числе и Танну-Туву сделать буржуазным государством. Враги вели работу по ослаблению мощи обороны страны и экономики, основная работа их была диверсия и шпионаж. Ведя подготовку к свержению Советской власти они сблизились с белогвардейцами...” (слайд 5, 6).

Это была установка НКВД для всех партийных, хозяйственных организаций Хакасии. Между прочим, за полгода все члены бюро обкома были исключены из партии, репрессированы и расстреляны, кроме одного Хмарина. Органы НКВД отпускали контрольные цифры на аресты, также как на раскулачивание. Существовали специальные бланки-задания: сколько предстояло арестовать, из них должно быть рабочих, служащих, адвокатов, врачей, агрономов, инженеров, ученых, крестьян, кулаков, середняков, бедняков, командиров и солдат Красной Армии, чекистов, служителей культа и т.д.

Допускались в камерах следственных изоляторов беззакония и перегибы. Руководство НКВД СССР со ссылкой на решения ЦК ВКП(б) разрешило при допросах применять физические меры насилия.

Система репрессивных мер была разработана так, что одна категория людей должна была доносить на других, а те на вторых и т.д. День и ночь проводились аресты, следователи НКВД фабриковали дела, надо было выполнять план репрессий. Только 27 ноября 1937 года тройками в Хакасии было осуждено 137 человек, из них приговорено к расстрелу 107, 27 человек осуждено к 10 годам ИТЛ и т.д.

Имена, имена, имена,
Как в шеренгах солдатские плечи.
Память здесь и твоя, и моя,
Озарённая пламенем вечным...

(Слайд 7)

Сообщение учащегося: “Сколько людей репрессированию всего в Хакасии?

(Дополнения учителя)

Редко можно найти семью которой не коснулись бы репрессивные меры. Вот примерные сведения: Хакасский облсуд в 1956–1963 гг. реабилитировал свыше 2 тыс. человек осужденных тройками УНКВД в 1937–1940 гг. Краевой суд в 1956–1982 гг. реабилитировал свыше 500 человек, репрессированных из Хакасской автономной области. Прокуратура Новосибирской области ходатайству Республики реабилитировала 24 человека, осужденных в 1934 г. из среды хакасской интеллигенции по обвинению в буржуазном национализме. Десятки справок о реабилитации представили родственники репрессированных. К настоящему времени примерно на 3 тыс. человек осуждённых из Хакасии политическим мотивам и реабилитированных судами и органами прокуратуры. Еще много граждан из Хакасии были осуждены Военной коллегией Верховного Суда СССР, работавшей в Красноярске и другими судебными органами. Нет о них сведений по реабилитации, пока нет допуска в архивы в Красноярске.

В годы коллективизации были лишены избирательных прав, раскулачены и высланы из родных мест за пределы области, района более 2 тыс. семей, а это свыше 10 тыс. человек, считая детей, женщин, стариков. Часть их умерла в ссылке, на специальных поселениях в Томской, Иркутской областях. Только в Хакасском гос. архиве хранится свыше 2 тыс. дел на "лишенцев". Понятно, что в на всех оформлялись и сохранились дела.

Следует сказать, что Хакасия являлась местом политической ссылки, спец.поселения и исправительно-трудовых лагерей систем ГУЛАГа (было свыше 10 лагерей). В 1930 году в Саралинском, Усть-Абаканском районах были размещены на спец.поселении сотни семей из Калининской, Псковской и других областей (слайд 8).

Перед войной сюда были отправлены ссыльные поляки, прибалтийцы, в годы войны – немцы Поволжья, калмыки, чеченцы, ингуши, греки и т.д. Здесь хакасы, русские приняли их дружелюбно, оказали посильную помощь в жилье и продуктах, морально поддержали. Бывшие ссыльные поляки пишут в Хакасию благодарственные письма за поддержку и сочувствие им со стороны хакасов.

В настоящее время в Республике Хакасия проживает свыше 200 человек, которые были репрессированы в других регионам непосредственно репрессированных из Хакасии в живых осталось более 20 человек – это меньше одного процента из числа репрессированных в 1937–1938 годах. Они безвинно пострадали, прошли пытки и допросы следователей НКВД, рабский труд в самых тяжелых климатических и бытовых условиях. Они вместе совсем народом ковали победу над фашизмом в Отечественной войне. Но их труд не отмечен ничем. За все время нахождения в концлагерях они или их родственники получили только двухмесячную зарплату.

Тяжелая участь постигла семьи репрессированных. Они объявлялись женами и детьми "врагов народа", подвергались унижению, выселению с прежних квартир, увольнялись с работы. Детей не принимали в учебные заведения. К сожалению, наше правительство пока не может возместить наследниками нанесенный материальный ущерб в период раскулачивания вдовам и детям за безвинно погибшего своего кормильца в период сталинских репрессий.

Государство и общество в огромном долгу перед жертвами незаконных политических репрессий. Еще в психологии наших граждан не изменилось окончательно отношение к жертвам незаконных репрессий. И сейчас еще имеется боязнь людей говорить о своем лагерном прошлом и своих близких. Среди некоторых граждан и даже руководителей бытует еще предвзятое, настороженное отношение к репрессированным и их семьям.

Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа, куда свозились дети политзаключённых? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Великими целями? Они оправдывают средства?

(Два-три мнения учащихся)

4. Работа учащихся с историческим документом. Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г. (Раздаточный материал, приложение 1)

5. Беседа с учащимися по во вопросам к документу (слайд 10).

  • Какие права по Конституции 1936 года имели граждане СССР?
  • Что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-х гг.?

6. Закрепление изученного на уроке.

Как вы думаете каково было значение репрессий в республики Хакасии?

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: Читать записи в тетради, подготовить развернутый ответ. Написать эссе на тему: “Цена страха”.