Методическая разработка урока по теме "Исполнение надписей в графическом редакторе Paint" для 6-го класса (компенсирующее обучение)

Разделы: Информатика


Цели:

  • введение и развитие ключевых для информационно-компьютерных технологий понятий;
  • обучение методам обработки графической и текстовой информации в графическом редакторе.

Основные понятия: графика, графический редактор, инструменты рисования, стандартные фигуры, области, объекты, монтаж.

В результате изучения учащимися необходимо…

Понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности;
  • назначение и функции графического редактора PAINT.

Знать:

  • способы загрузки графического редактора;
  • способы работы с документом;
  • сиды инструментов, применяемые для обработки графики.

Уметь:

  • загружать графический редактор PAINT;
  • создавать, сохранять и вызывать графические документы;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта с использованием всех средств графического редактора PAINT.

Используемая литература:

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2002.
  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004.
  3. “ Информатика”. Газета издательского дома “Первое сентября”, 2000–2007.

Урок по теме: “Исполнение надписей в графическом редакторе PAINT”

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

образовательные:

  • проверка теоретических знаний и практических умений работы с документом;
  • научить работать с текстовой информацией в графическом редакторе PAINT;
  • научить использованию справочной литературы при получении новых знаний;
  • продолжить формирование навыка работы с клавиатурой и инструментами графического редактора PAINT.

развивающие:

  • учить объективно оценивать себя и товарищей, корректировать свою деятельность в ходе урока;
  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • формировать умение четко и ясно излагать ответы на вопросы;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе.

воспитательные:

  • прививать интерес к информатике; воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе;
  • работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся;
  • следить за осанкой учащихся при работе.

Выбор методов обучения.

Основными методами обучения являются беседа и практический метод, хотя на различных этапах урока могут быть использованы и другие методы, в частности частично-поисковый и исследовательский.

Оборудование урока:

Учебник С. Симоновича “Общая информатика. 5–9-й класс”, технологические карточки с заданиями, созданные на предыдущих занятиях графические документы. Занятия проводятся с использованием оборудования:

Аппаратное обеспечение: Компьютер на базе процессора Pentium 2, мышь.

Программное обеспечение: Microsoft Windows 2000; пакет Microsoft Office 2000.

План урока.

1. Повторение ранее изученного материала:

  • загрузка редактора;
  • заливка областей;
  • сохранение файла;
  • открытие файла.

2. Изучение нового материала.

  • инструмент Надпись;
  • текстовая рамка и панель атрибутов текста;
  • форматирование текста;
  • ввод понятия гарнитура шрифта.

3. Практическая работа.

В созданный на предыдущем занятии рисунок:

  • вставить надпись любым шрифтом;
  • отформатировать ее (гарнитура, размер, начертание, цвет);
  • сохранить рисунок.

Задание на дом: читать в учебнике стр.388–389.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3 мин).

Организованный впуск учащихся в кабинет "Информатики и ИКТ" по звонку. Учащиеся занимают рабочие места, подготавливаются к предстоящей работе, проверяется присутствие учащихся по списку, выявляются причины отсутствия.

2. Сообщение темы и цели занятия (2 мин).

Тема нашего занятия “Исполнение надписей в графическом редакторе PAINT”, сегодня мы с вами познакомимся с методом ввода текста в графический документ, но сначала повторим пройденный на прошлом занятии материал.

3. Проверка знаний полученных на предыдущем занятии (7 мин).

Проводится проверка знания полученных на предыдущем занятии путем фронтального опроса учащихся:

В соответствии с программой предыдущая тема была посвящена работе с графическим документом (заливка областей и сохранение документа). Задаются вопросы (примерные):

1. Как загрузить графический редактор PAINT?

(Через меню ПУСК—>ПРОГРАММЫ—>СТАНДАРТНЫЕ—>PAINT или с ярлыка на рабочем столе)

  1. С помощью каких инструментов можно создавать рисунки? (Карандаш, кисть, распылитель, резинка, линия, кривая, стандартные фигуры – прямоугольник, овал, многоугольник, прямоугольник со скругленными углами)
  2. Как можно нарисовать квадрат или круг? (Прямоугольник и овал в комбинации с клавишей SHIFT)
  3. Как можно закрасить фигуру? (Используя инструмент заливка – банка с краской или окно свойств инструментов)
  4. А как закрасить несколько пересекающихся фигур? (Каждую полученную область отдельно)
  5. Как можно сохранить документ? (Через меню ФАЙЛ—>СОХРАНИТЬ… или ФАЙЛ—>СОХРАНИТЬ КАК…)
  6. А чем эти пункты меню различаются? (СОХРАНИТЬ… сохраняет файл под текущем именем, т.е. у него уже должно быть имя, а СОХРАНИТЬ КАК… позволяет сохранить под любым новым именем)
  7. А зачем нужно сохранять документы? (Чтобы можно было потом вызвать его из памяти и изменить)
  8. Как это можно сделать? (Через меню ФАЙЛ>ОТКРЫТЬ>имя документа)

4. Объяснение нового теоретического материала. (8 мин)

Откроем учебник на странице 389 и рассмотрим нижний рисунок.

Графический редактор PAINT позволяет создавать рисунки, содержащие надписи. Такие надписи становятся частью рисунка, их текст впоследствии нельзя редактировать иначе как очисткой и повторным вводом.

Для создания надписи используют инструмент Надпись (см. под цифрой 3). Создание текста выполняют в три приема:

  1. Сначала необходимо создать рамку, внутри которой будет размещен текст надписи. Эта рамка всегда имеет прямоугольную форму и создается методом протягивания. На первом этапе размер рамки не важен – его можно изменить путем перетаскивания маркеров изменения размера.
  2. Текстовая рамка – особый объект. Создав рамку, щелкните внутри нее – появится текстовый курсор и откроется дополнительная панель – Панель атрибутов текста (см. под цифрой 4), позволяющая выбрать гарнитуру, размер и начертание используемого шрифта. На этом этапе достаточно просто ввести и отредактировать текст. Это можно сделать любым шрифтом.
  3. Закончив ввод, проверку и правку текста, можно приступить к его форматированию. Можно назначить нужную гарнитуру, размер и начертание шрифта. В случае необходимости текстовую рамку можно растянуть, сжать или переместить (см. под цифрой 5).

Скажите мне, пожалуйста, что такое размер шрифта? (Это его высота). А начертание? (Как записываются буквы – жирные, наклонные или подчеркнутые). А что такое гарнитура шрифта, знаете? (Нет). Для того чтобы узнать значение непонятного слова, которое может вам встретиться при изучении нового материала, можно воспользоваться словарем терминов или алфавитным указателем, которые обычно располагается в конце учебника. Страница 552, буква Г. Есть? (Нет). Тогда смотрим в алфавитном указателе на стр. 573. Есть? (Да, стр. 300). Открываем ее, читаем и выписываем определение.

При обработке текста важно следить за тем, чтобы все операции производились внутри текстовой рамки. При щелчке за ее пределами текст становится частью рисунка, после чего его нельзя ни редактировать, ни форматировать.

5. Закрепление новых знаний на практическом занятии (20 мин).

Теперь садимся за компьютеры, загружаем графический редактор PAINT. Вызываем из памяти файлы, сохраненные на прошлом занятии. Над картинкой вставляем текстовую рамку и записываем в нее текст, содержащий ваши данные и название вашего рисунка. Возьмите технологические карты и, кому нужно, учебники, приступаем к работе.

(Выполнение работы)

6. Подведение итогов работы (5 мин).

Сохраняем работу под прежним именем. Как это сделать? (Через меню ФАЙЛ—>СОХРАНИТЬ…). Все справились с работой? Есть вопросы по пройденной теме? Домашнее задание: читать стр. 388–89. Выписать определения, выделенные шрифтом. Оценки за урок следующие… Урок закончен, до свидания.

Приложение