Методические рекомендации организации проектной и исследовательской деятельности школьников по математике с применением информационных технологий

Разделы: Математика, Информатика


Цель: Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике с применением информационных технологий.

Задачи:

  1. Обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике.
  2. Повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску.
  3. Научить применять информационные технологии для создания творческих проектов.
  4. Способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся.

А. С. Обухов

“Развитие исследовательской деятельности учащихся”

Для реализации проблемы “Проектная и исследовательская деятельность школьников по математике с применением информационных технологий”:

1. Разработала и использую в образовательном процессе:

  1. Программу научно-методической деятельности по математике, предполагающую руководство исследовательской и проектной работой школьников.
  2. Программу кружка “За страницами учебника математики”, ориентированную на обучающихся, увлекающихся математикой и занимающихся на продвинутом уровне;
  3. Программу кружка “Компьютерная грамотность” для обучающихся 5 – 6 классов, предполагающую работу на ПК;
  4. Программы элективных курсов для обучающихся 9 класса “Математика вокруг нас” и “Компьютерная презентация” в рамках предпрофильной подготовки;
  5. Электронный учебник к элективному курсу “Математика вокруг нас”;
  6. Программы групповых занятий по математике для обучающихся 5,6 и 8 классов.

2. Для реализации данных проектов использую технологии:

Коллективные и групповые способы обучения, технологию модульного бучения, интерактивные игровые технологии, технологию уровневой дифференциации, технологию проектно-исследовательской деятельности, “Портфолио”, информационные и коммуникационные технологии, технологию проблемного обучения, технологию поэтапного формирования умственных знаний.

3. Предлагаю школьникам на уроках, групповых занятиях и элективных курсах по математике творческие задания.

В кабинете математики имеются исследовательские работы по темам “Применение математических формул для решения задач сельскохозяйственной практики”, “Применение теоремы Пифагора для решения задач сельскохозяйственной практики”, “Симметрия вокруг нас”, “Золотая пропорция вокруг нас”, “Применение функции для решения задач сельскохозяйственной практики”, “Математика вокруг нас”, “Геометрия на туристической тропе”, “Математические расчеты ремонта школьной теплицы”, “Математика и математики в годы Великой Отечественной войны”, “Научные сказки по математике”.

4. На элективных курсах и занятиях кружка “Компьютерная грамотность” обучаю создавать презентации и Web-сайты.

К исследовательским проектам обучающиеся выполняют презентации, которые используются ими во время выступления на конференциях, а педагогом – на уроках и внеклассных занятиях. В медиатеке кабинета математики имеются компьютерные проекты:

Презентации: “Математическая шкатулка”, “Задачи сельскохозяйственной практики”, “Золотое сечение в природе”, “Золотая пропорция в природе”, “Природа говорит языком математики”, “Математика вокруг нас” - 2 части (Меры длины, меры площади в задачах сельскохозяйственной практики), “К истокам геометрии”, “С.П. Королев”, “300лет Л. Эйлеру”, “Кенгуру – 15 лет”.

Web-сайты: Электронный учебник по математике “Математика вокруг нас” для 9 класса к элективному курсу – 2 части; “Математический клуб “Пифагор”, “Игротека – “Информатика”.

5. Руковожу работой математического клуба “Пифагор”, объединяющего школьников, увлекающихся математикой и информатикой. Старшеклассники оказывают помощь педагогу в руководстве проектной работой младших школьников: подборке материалов, оформлении работ и составлении презентаций, используя программу Power Point. На заседаниях и конференциях клуба обучающиеся выступают с исследовательскими проектами, применяя информационные технологии. Самые содержательные проекты участвуют в конкурсах и муниципального, и регионального, и Всероссийского уровня.

Основная цель исследовательской и проектной работы – научить детей мыслить, правильно строить свое выступление, уметь ориентироваться в современном мире, используя современные компьютерные технологии.

Цель создания данных компьютерных продуктов – активное использование в учебно-воспитательном процессе.

Как использование новых технологий изменяет деятельность человека, так манера, в которой мы говорим об этих технологиях, изменяет наш язык и наше мышление. Эта новая манера разговора приводит к изменениям в мире, который мы создаем. Знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача преподавателя – создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний.

“В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собою устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение”.

(С. Соловейчик “Педагогика для всех”)

Приложение

1. ПРОГРАММА КРУЖКА “Компьютерная грамотность” (“Эта удивительная презентация”)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Программа “Компьютерная грамотность” предполагает знакомство с программой Power Point, создание документов (презентаций) в этой программе.

Мультимедийные презентации прочно входят в жизнь. Они являются наглядным представлением информации, представляющей какое-либо сообщение, особенно помогают при изложении материала на уроках, внеклассных мероприятиях и участникам научно-практических конференций при защите своего проекта.

Но как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда остается за личностью, его творческим мышлением.

Цели и задачи программы: формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

Программа рассчитана для обучающихся 5 и 6 классов и рассчитана на два года обучения.

После первого года обучения, обучающие должны уметь создавать простейшие презентации из 4-5 слайдов по указанию учителя. На втором годе обучения школьники должны самостоятельно выбирать тему для презентации, использовать анимации и гиперссылки.

После каждого года обучения проводится выставка работ кружковцев в школе, участие в районных конкурсах и конференциях.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Компьютер для начинающих.

Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Основные устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера. Ввод и вывод данных.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой. Осваиваем мыши.

Практическая работа №2. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью меню.

Практическая работа №3. Выполняем вычисления с помощью приложения. Калькулятор.

2. Информационные технологии.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Мультимедийные технологии.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1. Вводим текст.

Практическая работа №2. Редактируем текст.

Практическая работа №3. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.

Практическая работа №4. Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать.

Практическая работа №5. Создаем комбинированные документы. Мультимедийные технологии.

Итоговые практические работы.

Выполнение индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ)

3. Мультимедийные технологии

Техника безопасности в компьютерном классе.

Программа Power Point, ее назначение. Планирование презентации. Режимы презентаций. Создание презентаций. Выбор шаблона оформления. Настройка анимации. Художественное оформление презентации. Звуки и видеоизображения. Гиперссылки в презентации.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1. Режимы презентаций.

Практическая работа №2. Выбор шаблона оформления.

Практическая работа №3. Создание презентации.

Практическая работа №4. Художественное оформление презентации

Практическая работа №5. Настройка анимации

Практическая работа №6 Звуки и видеоизображения.

Практическая работа №7. Гиперссылки в презентации.

Итоговые практические работы.

Выполнение индивидуальных творческих работ (создание собственных презентаций).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П\п Тема Количество часов всего Теория Практика
Первый год обучения
1. Компьютер для начинающих 13 4 9
2 Информационные технологии. 18 6 12
3. Итоговые практические работы 3   3
  ВСЕГО 34 10 24
Второй год обучения
1. Мультимедийные технологии 20 6 14
2. Итоговые практические работы 14 5 9
  ВСЕГО 34 11 23

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Первый год обучения: обучающие должны уметь создавать простейшие презентации из 4-5 слайдов по указанию учителя.

Второй год обучения: обучающиеся должны уметь самостоятельно выбирать тему для презентации, создавать презентацию и использовать в ней анимации и гиперссылки.

2. ПРОГРАММА групповых занятий “Избранные вопросы математики” для 8 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель данной программы – развивать способности учащихся к самостоятельной математической деятельности, способствовать осознанному выбору математики как профиля, сориентировать в выборе профессиональной деятельности после получения профильного образования, подготовка обучающихся к продолжению образования, повышения уровня их математической культуры.

Преподавание строится как углубленное изучение вопросов предусмотренной программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление школьников.

Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое внимание занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в нестандартной ситуации.

Основная методическая установка программы – организация самостоятельной работы обучающихся при ведущей и направляющей роли учителя.

Главная задача программы – повышение уровня школьной математической подготовки.

Учебный процесс включает следующие методы обучения: словесные – с целью сообщения новой информации, наглядные – для усвоения образцов применения математической науки и практические – для самостоятельного овладения навыками работы по изучаемым темам.

Формы работы ориентированы на подростковый возраст детей и специфику предпрофильного обучения и представляет собой: лекции, презентации, практикумы, самостоятельную работу с научной литературой.

На изучение программы отводится 17 часов в 8 классе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Рациональные выражения. Преобразование рациональных выражений

Тема 2. ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Рациональные выражения. Преобразование рациональных выражений. Проценты. Основные задачи на проценты: а) нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, изменение тарифов и др. Задачи, связанные с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

Тема 3. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ.

Задачи по теме “Натуральные числа”: на сложение и вычитание с использованием кругов Эйлера, на умножение и деление; на движение, разные (старинные) задачи. Задачи по теме “Рациональные числа”. Задачи на прямую и обратную пропорциональность. Задачи на составление уравнений и их систем. Нестандартные способы решения текстовых задач: переформулировка задачи, “лишние” неизвестные, использование делимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы Количество часов
1. Рациональные выражения 2
  Рациональные выражения 1
  Преобразование рациональных выражений. 1
1. Процентные расчеты на каждый день 8
  Основные задачи на проценты 4
  Процентные вычисления в жизненных ситуациях 4
2. Текстовые задачи 7
  Задачи по теме “Рациональные числа”. 2
  Задачи на прямую и обратную пропорциональность. 2
  Задачи на составление уравнений и их систем. 3
  ИТОГО 17