Урок по предмету "Окружающий мир", 2-й класс, по теме "Растения в школе и дома. Зимний сад"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Уточнить и расширить знания учащихся о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
  2. Обобщить знания о дикорастущих и культурных растениях.
  3. Развивать мышление, наблюдательность и самостоятельность учащихся.
  4. Формировать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
  5. Воспитывать любовь и уважение к природе, чувство заботы о ней.

Оборудование:

  1. Наборное полотно.
  2. Карточки для прогноза погоды.
  3. Карточки с дифференцированным заданием.
  4. Картинки с цветами: подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, тюльпан, астра, гладиолус, хризантема, одуванчик, ромашка(2), береза (2), колокольчик, крапива.
  5. Таблички: “Новые слова”, “Практики”, “Наблюдатели”, “Исследователи”.
  6. Карточки – символы на подставках.
  7. Лотки, стаканчики, палочки, земля, вода для опыта.
  8. Табличка “Зеленая аптека” с символом здравохранения.
  9. Цветы комнатные для выставки: фикус, алоэ, монстера, кактус, бальзамин, традесканция, пеларгония, плющ, хлорофитум, каланхоэ, зигокактус.
  10. Плакат со стихотворением Виргуна С. и цветами-васильками, клевером, ромашками, гвоздиками.
  11. Магнитофон.
  12. Запись: П.И. Чайковский “Вальс цветов”.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ведь урок сейчас у нас!

- А какой прогноз погоды передали нам сегодня синоптики?

(Выходит ученик, выставляет на наборном полотне карточки с обозначениями, рассказывая о погоде, – температура, облачность, осадки.)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Обобщение представлений о дикорастущих и культурных растениях.

  • Скажите, ребята, а кому очень нужно, чтобы светило солнышко? (Животным: зверюшкам, птицам, рыбам и, конечно же, растениям.)
  • Давайте вспомним, какие бывают растения? (Деревья, кустарники, травы.)
  • А на какие ещё две группы можно разделить все растения? (На дикорастущие и культурные.)
  • Сейчас мы проверим, как вы знаете растения и умеете определять, к какой группе они относятся.

2. Работа по карточкам с дифференцированным заданием. (Приложение 1)

Ответы для самопроверки написаны на доске.

3. Игра “Деревья и кусты”.

- А сейчас поиграем в игру “Деревья и кусты”.

Как по величине можно отличить деревья и кусты? (Дерево высокое, а куст низкий; у дерева один ствол, а у кустов – много.)

- Молодцы, верно! Поэтому, когда ведущий назовет дерево, вы должны поднять руки вверх, соединив ладошки; а когда куст – присесть и развести руки в стороны – вверх. Ведущий может ошибаться.

Итак, начнем.

Ведущий.

  • Тополь, малина, береза, шиповник, дуб, клен, смородина.
  • Молодцы, никто из вас не заблудился в игровом лесу!

III. Сообщение темы и задач урока.

- Но ведь кроме деревьев и кустарников есть ещё травы, цветы.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.)

… И вот заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и, где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, тюльпанами…

- Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.

- Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, гвоздики, ромашки…

Ах, холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблекли.

- Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом.

Тут зацвели астры, гладиолусы, хризантемы. Снова распустились одуванчики.

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи (теплого помещения для выращивания растений) цветут бегония, цикламены, бальзамин.

- Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, -хвалится Зима.

- И сегодня мы отправимся с вами в этот зимний сад, чтобы поближе познакомиться с комнатными растениями.

К концу урока вы должны знать:

  • название, отличительные признаки, особенности размещения некоторых растений и правила ухода за ними;
  • уметь находить известные комнатные растения среди других.
  • А волшебным ключом от Зимнего сада пусть станут слова, которые прочитаем сейчас хором:

… Давай пройдемся
Медленно по саду
И “здравствуй”
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами
Наклониться.
Не для того, чтоб рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать.

(По С.Виеру)

IV. Формирование новых знаний и умений учащихся.

- Давайте представим себя цветоводами, поговорим о цветах, поговорим и с ними.

1. Беседа о комнатных цветах.

- Откуда же появились у нас комнатные растения? Об этом нам расскажет Женя.

Из жарких дальних стран Южной Америки, Африки, Азии пришли к нам в дом фикус, алоэ, монстера, кактус и немало других цветов. В лесах, болотах, пустынях они, конечно, не таких размеров, как у нас, гораздо больше.

Многие комнатные растения привезены 100 или даже 300 лет назад. У нас из-за холодных зим их держат в теплых помещениях.

Такие цветы украсят любой дом. Надо только за ними хорошо ухаживать, правильно размещать, заботиться о том, чтобы им хватало света и влаги. (На столе у доски стоят цветы.)

- Ребята, а знаете ли вы название этих растений?

(Учитель поднимает цветок, а дети его называют. Кактус, бальзамин, традисканция, пеларгония, плющ.)

- Какие еще комнатные растения вы знаете (есть дома, в классе?) (Каллы, бегония, аспарагус, фикус, папоротник.)

- Что же нужно для жизни комнатных растений? (Для жизни комнатных растений тоже нужны свет, почва и вода.)

- Верно, ребята!

- Порой нелегок к знаньям путь.

Не пора ли отдохнуть?

Физминутка “Солнечные зайчики”

Солнечные зайчики
Играют на стене. (Дети прыгают на 2-х ногах, поворачиваются вокруг себя.)
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне. (Дети манят пальчиком и бегут на месте.)
Ну, лови, лови скорей! (Хлопают в ладоши.)
Вот, вот, вот – левей, правей!
Убежал на потолок. (Бег на месте.)
Скок-поскок, скок-поскок. (Прыжки на двух ногах.)
Дети садятся за парты.

2. Практические наблюдения и работы.

  • Мы с вами проводили опыт с традесканцией: один цветок ставили на солнечной стороне, а другой на теневой стороне. Давайте посмотрим, что получилось. (Демонстрируются цветы)
  • Это цветок, который стоял на солнце. Что произошло с его листьями? (Они стали бледно-зелёными.)
  • А этот стоял в тени. Какие у него листья? (Листья остались ярко-зелеными.)
  • Давайте сделаем вывод, традесканция – это светолюбивое или тенелюбивое растение? (Традесканция – это тенелюбивое растение.)
  • Да, она требует умеренного света. Такие растения мы будем обозначать символом “Облачко”. (Карточки- символы на подставках.)

Это цветы: и бегония, и папоротник, и алоэ.

А к светолюбивым растениям относятся лимон, пеларгония (герань), аспарагус. Обозначим их символом “Солнышко”.

Теневыносливы – аспидистра, плющ обыкновенный, хлорофитум. К ним относится символ “Тучка”.

  • Все растения и поливают по-разному: одни родом из сухих пустынь (алоэ) – его нужно поливать редко (символ “Лейка 1/3”), а другие из болотистых мест, например, традесканция –её поливают чаще (символ “Лейка 2/3”).
  • Надо знать особенности каждого цветка, обильная поливка или, наоборот, заслушивание могут погубить растение.

3. Опыт: “Значение рыхления почвы для растений”.

  • А для чего рыхлят почву в цветочных горшках? (Вопрос на доске).
  • Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас проведем опыт. Работать будем по группам: I- “Наблюдатели”, II –“Практика”, III – “Исследователи”. В конце работы каждая группа должна будет сделать свой вывод, поможет вам в этом вопрос. Для опыта будут нужны палочки. Обращаться с ними нужно осторожно, чтобы не пораниться. Не спешить, не давить, использовать только по назначению.

Возьмите лотки с горшочками – стаканчиками, в них земля, а на дне – отверстия. Девочки возьмут палочки и в одном из стаканов взрыхлят почву.

  • А теперь по моему сигналу одновременно нужно вылить воду в стаканы с землей. Приготовились, начали.
  • Сделайте вывод по группам. (Задания на доске.)

I группа. В каком из стаканов вода быстрее протекла на лоток? Почему? (В том, где рыхлили землю. У воды было больше “дорожек”, промежутков между частичками земли. Земля не была слежавшейся.)

II группа. Для чего же рыхлят почву? (Для того, чтобы вода поступала к корням растений.)

III группа. Для чего еще нужно, по-вашему, рыхлить почву в цветочных горшках? (Чтобы к корням растений поступал воздух.)

4. Работа по учебнику, с. 25 (Плешаков А.А. “Мир вокруг нас”, 1 класс.)

- Давайте откроем книги и прочитаем, какие советы по уходу за комнатными растениями даёт нам мама Сережи и Насти, с.25. (Чтение советов учащимися.)

V. Закрепление изученного.

- Артем, Эля, Аделина очень внимательно прислушивались к разговору цветов и услышали их просьбы. Давайте послушаем их рассказы и узнаем, какой цветок просит о помощи. (Цветы на столе у доски.)

1. Мои листочки повяли без воды: меня поставили так высоко, что туда не дотянется ни одна детская рука. А так хотелось раскрыть свои бутоны в декабре и улыбнуться.

- Какой цветок жалуется на нас? (Декабрист, зигокактус).

2.

Ни медведи, ни волки
Есть такое не станут.
Очень злые иголки
У меня вырастают.
И не бегаю где-то
Я в лесу по дорожке,
Я зеленого цвета
И живу на окошке.

- Какой цветок жаловался на свою жизнь? (Кактус.)

- Мы давно уже сами отделились от своих родителей и протягиваем руку деткам, а они нас не замечают и не хотят пересадить отдельно в горшок.

- Какой цветок просит о помощи? (Хлорофитум.)

Дополнительно: проблемное задание.

- Докажите, что кактус, который не поливали 5 месяцев, – живой организм.

VI. Дополнительные сведения: “Зеленая аптека” на окне. (На доске – символ.)

- Но цветы не только просят о помощи, но и сами помогают нам. Всеволод Рождественский писал:

“Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.”

- Сейчас мы заглянем в “Зеленую аптеку” нашего Зимнего сада. Среди комнатных цветов тоже есть лекарственные. С ними мы и познакомимся. Может вам уже известны, какие – нибудь комнатные цветы –лекари, доктора?

(Алоэ и каланхоэ.)

- Да верно, ребята! Целебные свойства алое и каланхоэ используют, например, при заживлении ран. А сок алоэ принимают по назначению врача даже внутрь и используют в изготовлении косметики. (Учитель читает стихотворение.)

… Шелестят дожди по сельским домикам.
Алыми восходами зари
Приросли герани к подоконникам,
Будто к русским душам приросли.

Сергей Красиков.

- Неслучайно поэт пишет о герани (пеларгонии), как о близком друге. Ведь герань действительно всегда помогала людям в беде. Её масло полезно при ожогах, ранах, язвах, воспалении кожи. Оно действует как успокаивающее, улучшающее настроение средство. Герань за одни сутки убивает почти половину (43%) микробов в воздухе. И недаром в Болгарии её так и называют – “Здравница”.

VII. Обобщение изученного.

- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Мы учились наблюдать.

Развивать нужно всегда качество – внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

- Какие же тайны и загадки природы помогла раскрыть сегодня ваша внимательность и любознательность? (Мы вспомнили, какие бывают растения. Узнали новые комнатные растения и правила ухода за ними. Побывали в “Зелёной аптеке” и узнали о лекарственных цветах. Проводили опыты и наблюдения.)

VIII. Оценка работы. Задание на дом.

- Вы сегодня хорошо потрудились.

Задание на дом сегодня необычное, выполнять вы его будете целых два месяца:

Дома или в школе нужно выбрать цветок и ухаживать за ним, готовить к выставке, а в апреле мы проведем праздник цветов, на котором вы расскажете о своем питомце. А “Исследователи” ещё и узнают, откуда и когда появились их цветы. В подготовке задания вам могут помочь книги:

Борис Вовк “Цветы”, “Домашняя энциклопедия”, наборы открыток “Комнатные растения”, “Цветы в квартире”.

IX. Итог урока.

- (Звучит музыка).

“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.

Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, любуйтесь ею!