Урок развития творческих способностей в 7-м классе по теме "Географическая информация и компьютер"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщение.

Образовательные задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: “Графическая информация и компьютер”. Выявить качество усвоения учебного материала.

Развивающие задачи: Применяя индивидуальные фронтальные, проблемно-поисковые методы способствовать развитию у учащихся психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (наблюдательности, памяти, мышления, речи, умственных способностей), способствовать развитию детской фантазии, сообразительности, умения видеть скрытую информацию.

Воспитательные задачи: воспитывать компьютерную грамотность, информационную культуру.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме “Графическая информация и компьютер”. И, чтобы повторить всё, что вы узнали по этой теме, вы должны ответить на все мои вопросы и выполнить все задания, которые я вам предложу.

II. Разминка

1 – разминка общая:

Учитель: Вы должны как можно быстро ответить на вопросы. Работаем устно, по цепочке. В случае неправильных ответов поднимайте руки, поправляйте.

  1. Какое сегодня число?
  2. Номер кабинета информатики?
  3. Самая “главная” программа в компьютере? (операционная система)
  4. Как переводится слово Windows? (окна)
  5. Как называется главный рабочий экран Windows? (Рабочий стол)
  6. Компьютерный зверёк? (мышка)
  7. Наименьшая единица измерения информации? (бит)
  8. Папка, в которую временно попадают удалённые объекты, называется …? (корзина)
  9. После нажатия кнопки ПУСК открывается …? (Главное меню)
  10. Программы и данные на диске хранятся в виде …? (файла)

2 - Цифровой диктант.

Учитель: Я читаю высказывание. Если вы согласны – пишите “1”, если не согласны пишите “0”.

1 В текстовый документ можно вставить рисунок.
0 Любой рисунок можно открыть из папки “Мои рисунки”.
1 Клавишу CTRL в Paint используют, если надо сделать копию фрагмента рисунка.
0 Paint - это векторный графический редактор.
1 Программа Paint является стандартной программой Windows.
1 В Paint выделенный рисунок можно удалить клавишей DELETE.
0 В Paint нельзя изменить палитру.
1 Клавишу SHIFT в Paint используют, если надо нарисовать круг или квадрат.
1 В графическом редакторе Paint можно вставить рисунок из файла.
0 Рисунки, сделанные в Photoshop имеют расширение .bmp.

Взаимопроверка. Ответы на доске: 1010110110.

III. Развитие психических механизмов, как основы РТС (память, внимание, воображение, наблюдательность)

1. Развитие зрительной памяти

На доске написано слово:

АКИФАРГ.

Учитель: Задание: прочитайте это странное слово 3 раза.

Затем слово закрывается.

Учитель: Прочитайте слово с конца.

2. Развитие внимания: Найти слова.

Учитель: В приведённой таблице имеются слова, связанные с обработкой графики на компьютере. Они записаны “змейкой” - их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.п.), но не по диагонали. Одна и та же буква может использоваться в нескольких словах.

J B M P S D A
P A C O R E L
E I N T T P D
G P A O N S R
I C A S I A A
F X W H A E W
F I T O P E E

В помощь учащимся предлагаю подсказки:

PHOTOSHOP – растровый графический редактор.

PAINT – растровый графический редактор.

CORELDRAW – векторный графический редактор.

3DMAX – графический редактор для создания 3D-графики.

BMP, GIF, JPEG, PSD, EPS, PCX, TIFF – различные форматы графических изображений.

3. Развитие мышления:

Учитель: сейчас я вашему вниманию предлагаю анаграммы. Это некоторые буквосочетания. Необходимо переставить в них буквы так, чтобы получились слова, связанные с компьютером.

Тьмапя – память
Красен – сканер
Трионом – монитор
Перринт – принтер.

А как эти слова связаны с обработкой графической информации на компьютере?

4. Развитие наблюдательности:

Учитель: В приведённых текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют названия инструментов графического редактора Paint. Найдите их и прокомментируйте:

- На закате залив казался кроваво-красным. Ответ: ЗАЛИВКА

- Пока дети купались, они потеряли один ласт и красивую ракушку. Ответ: ЛАСТИК.

- Новый учитель математики спросил: “вы деление уже проходили?”. Ответ: ВЫДЕЛЕНИЕ.

- За холмом проходили масштабные испытания нового оружия. Ответ: МАСШТАБ.

- В селе Каран Дашу встретили новые родственники. Ответ: КАРАНДАШ.

- Вся семья корпела над письмом: отец, мать и даже семилетний Митька. Ответ: НАДПИСЬ.

- Главными камнями в композиции были турмалин и яшма. Ответ: ЛИНИЯ.

- Недаром с детства интересовалась Элли психиатрией. Ответ: ЭЛЛИПС.

- Взмахнув кистью руки, дирижёр заставил оркестр замолчать. Ответ: КИСТЬ.

5. Развитие воображения.

Учитель: Люди, которые трудятся над изобретением и созданием устройств и программ для компьютера, безусловно, обладают богатым воображением. Чтобы проверить ваше воображение, хочу задать вопрос, а вы постарайтесь на него ответить:

- Что такое 86 smopuiM? (Раздаю каждому ученику карточку с этим словом)

Ответ: Windows 98 в перевёрнутом виде.

Учитель: Оказывается уравнения бывают не только в математике. Я предлагаю вам решить словесные. В уравнениях вида Х = А + В + С А,В,С,Х есть некоторые слова, известны также определения терминов А,В и С. Нужно найти Х:

Х = А + В + С (Линейка)

А – 13-я буква русского алфавита
В – тонкий слой ледяных кристаллов на поверхности
С - название 12-й буквы русского алфавита.

Х = А + В + С (Макрос)

А – цветок
В – название греческой буквы, которой обычно обозначают удельное сопротивление
С - согласная буква.

Х = А + В + С (Настройка)

А – заледеневшая корка на снегу
В – стая летающих насекомых
С - название 12-й буквы русского алфавита.

Х = А + В + С (Палитра)

А – движение в танце, балете
В – 1000 см3
С - гласная буква.

Х = А + В (Пиксель)

А – остроконечная вершина горы
В – бурный поток из грязи и камней в горах, возникающий во время дождей

IV. Частично-поисковые задачи.

1. Учитель: Перед вами таблица с двумя колонками. В первой колонке приведены понятия, используемые в информатике, во второй – комментарии к этим понятиям. Нужно найти соответствие между понятиями и комментариями. В тетрадях укажите пары номеров соответствующих ячеек из разных колонок.

1. Буфер обмена 1. Наименьший участок изображения на экране.
2. Загрузка 2. Часть оперативной памяти, используемая для временного хранения информации.
3. Растр 3. Копирование данных из внешнего запоминающего устройства компьютера в оперативную память.
4. Пиксель 4. Совокупность пикселей.
5. “Мои рисунки” 5. Пространство в окне программы, где отображается информация, создаваемая пользователем.
6. Фрагмент 6. Часть имени файла.
7. Расширение 7. Папка, где в виде файлов хранятся рисунки (документы).
8. Рабочее поле 8. Выделенная часть рисунка в графическом редакторе.
9. Видеопамять 9. Он периодически (50-70 раз в секунду) читает содержимое видеопамяти и управляет работой дисплея.
10. Дисплейный процессор

10. Это получение движущихся изображений на дисплее.

11. Анимация 11. В ней хранится двоичный код изображения, выводимого на экран.

Ответы: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, 5-7, 6-8, 7-6, 8-5, 9-11, 10-9, 11-10.

2. Учитель: а знаете ли вы, что такое Логические каноны?

Канон в переводе с греческого – “правило”

Таблицы построены по определенному правилу, которое следует определить и восстановить недостающий элемент. Это ваша задача. И ответьте на вопрос: “Что общего в каждой группе слов?”

1.

Документ С
Графический П
Печатать ?

Ответ: Слова, связанные с графическим документом.

Документ С существительное
Графический П прилагательное
Печатать Г глагол

2.

Вставка 7
Выделение 9
Копирование ?

Ответ: Название операций.

Вставка 7 в слове 7 букв
Выделение 9 в слове 9 букв
Копирование 11 в слове 11 букв

3.

Ластик 1
Заливка 2
Кисть ?

Ответ: Названия инструментов графического редактора Paint

Ластик 1 одна буква А
Заливка 2 две буквы А
Кисть 0 нет букв А

4.

Backspace 2
Shift 4
Ctrl ?

Ответ: Клавиши клавиатуры.

Backspace 2 вторая сверху
Shift 4 четвёртая сверху
Ctrl 5 пятая сверху

V. Творческое задание.

Работа за компьютером: разработать рекламу своей фирмы.

Показываю примеры.

VI. Домашнее задание.

Продолжить работу над проектом рекламы. Разработать модель на бумаге.

VII. Подведение итогов урока.

Оценка активности, комментирование оценок.

Литература:

  1. И.Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9 класс.
  2. В.А.Хребтов. Информатика для младших школьников.
  3. В.А.Хребтов. Информатика: понятия и определения.
  4. Библиотечка “Первого сентября”. Информатика. №1(13)/2007.
  5. Библиотечка “Первого сентября”. Информатика. №1(7)/2006.
  6. “Первое сентября. Информатика”. №23 (455)/2004.