Урок математики во 2-м классе по программе "Школа-2100" на тему "Длина ломаной. Периметр"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представления о длине ломаной, периметре многоугольника, способность в простейших случаях к их нахождению на основе измерений и вычислений; - закреплять и развивать навыки сложения и вычитания трёхзначных чисел;
  • развивать математическую речь, логическое мышление учащихся.

Оборудование:

  • проектор,
  • магнитофон,
  • кассета с фонограммой музыки из песни “Проснись и пой”,
  • карточки с цифрами,
  • раздаточный материал (геометрические фигуры),
  • схемы для составления и решения задач,
  • карточки для самостоятельной работы учащихся по рисунку.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие в страну Геометрию.

2. Актуализация знаний.

- С какими геометрическими фигурами мы познакомились с вами на предыдущем уроке? (Прямая, луч, отрезок.)

Чтобы продолжить путешествие, необходимо выполнить следующее задание.

<Рисунок 1>

(Рисунок отображается на экране. Проводится фронтальная работа.)

Найдите на рисунке лучи, прямые, отрезки и назовите их номера.

- Чем похожи и чем отличаются прямая, луч и отрезок?

- Какие фигуры мы не назвали? Почему?

Молодцы. Отправляемся в путь.

И вот перед нами домик.

<Рисунок 2>

- Из каких фигур он состоит?

- Какая фигура “лишняя”?

Угадаем, кто живёт в этом домике.

Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни-Пух)

Винни-Пух собрался в гости к Пятачку. Поможем ему быстро добраться до домика Пятачка.

- Запишите в своих тетрадях кратные числа 3 до 30.

- А теперь сосчитаем хором, пусть каждый проверит себя и исправит ошибки, если потребуется. (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.)

- У кого правильно – поставьте себе “+”.

Вот мы и в домике Пятачка. Но вот беда, Пятачку нечем угостить своего друга. Отправимся с Пухом за мёдом к волшебному дереву. Чтобы попасть к нему, надо без ошибок пройти по геометрическому пути.

<Рисунок 3>

- Найдите закономерность. В какой геометрической фигуре запишем ответ?

- Расскажите всё, что знаете об этом числе.

(84 - число двузначное, чётное, не круглое, состоит из 8 десятков и 4 единиц, сумма цифр равна 12.)

Мы подошли к лесу.

<Рисунок 4>

- Из каких фигур составлены деревья?

Дупло с мёдом ищите в дереве, в котором не 3 треугольника.

Только Винни-Пух подошёл к дереву, как на него налетели пчёлы. С каждой секундой их становится больше. Спасём Пуха. Считаем пчёл хором

(карточки с числами выставляются на доске):

56, 154, 256, 456, 656.

- Какое число “лишнее”? Обоснуйте свой ответ.

(56 – двузначное, а остальные трёхзначные; 456 – цифры идут подряд, а у остальных чисел – нет; 154 – в разряде единиц цифра 4, а у остальных чисел цифра 6)

- Выразите число154 в различных счётных единицах.

(154=1с5д4е=15д4е=1с54е.)

- Выразите число154 в различных единицах измерения.

(154см=1м5дм4см=15дм4см=1м54см.)

- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

(154=100+50+4)

Уберём 154 из нашего ряда чисел.

- Какую закономерность наблюдаете?

(Числа увеличиваются на 200)

- Какое число следующее в полученном ряду? (856)

Молодцы. Вы спасли Винни-Пуха.

Голодный Винни-Пух отправился подкрепиться к Кролику. Кролик живёт в норе.

<Рисунок 5>

- Какой формы вход в нору? (Квадрат.)

- Из скольких маленьких треугольников он состоит? (8)

Чтобы войти в нору, соберём из 8 треугольников фигуру Кролика.

(Геометрические фигуры лежат у каждого ученика на столе.)

<Рисунок 6>

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

<Рисунок 7>

Кролик угостит Пуха мёдом, но для этого ему нужно составить и решить задачи по схемам. Поможем Винни-Пуху.

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

3. Постановка проблемы.

Проследим путь Винни-Пуха по карте.

<Рисунок 10>

- Можно сказать, что это прямая линия? (Нет,)

- Вспомните, как называется такая фигура? (Ломаная линия)

<Рисунок 11>

- Сегодня на уроке мы попытаемся выявить признаки и свойства ломаной линии, а также вспомним, что такое периметр фигуры и как его находить.

4. “Открытие” нового знания.

- Что можете сказать об этой ломаной линии?

(Эта ломаная состоит из 3 отрезков или звеньев. Ломаная имеет 2 вершины.)

(Дети выходят и показывают звенья ломаной и её вершины.)

-Верно. Ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена-отрезка является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной. Ломаная линия не замкнута.

-Какие из букв темы нашего урока являются ломаными линиями?

- Какая из ломаных имеет больше звеньев? (м)

- Какая из ломаных самая длинная? (м? л?)

- Как доказать? (Нужно измерить длину ломаной.)

- Как измерить длину ломаной? (Измерить длину каждого звена и результаты сложить.)

- Можем ли мы букву О в записи темы урока назвать ломаной? Чем она отличается от предыдущих? (Это замкнутая ломаная)

- Какие геометрические фигуры образуют замкнутые ломаные?

- Можем найти длины этих многоугольников? Что для этого нужно сделать?

(Измерить длину каждого звена и найти сумму длин всех сторон.)

- Вспомните, как называют сумму длин сторон многоугольника? (Периметр.)

5. Физкультминутка.

(на мотив песни “Проснись и пой”)

Утром наш Винни Пух проснулся
Он потянулся, оглянулся,
Сделать зарядку вздумал с Пятачком.
Вот Пятачок к нему примчался,
Не растерялся, раскачался,
И заглянул в кладовку он тайком!
Потом дупло явилось с мёдом, рядом пчёлы летят.
И Пятачок и Винни Пух на них глядят.
Витает музыки дух, голодный наш Винни Пух,
А пчёлы мёд свой отдавать им не хотят. (2 раза)

Снова в дорогу Пух собрался,
Он через мост пройти пытался,
Мост раскачался и осел под ним.
Вот впереди он домик видит,
А из него к ним Кролик выйдет,
Всеми детьми он с детства был любим.
И был любезен он и мил и всех гостей накормил,
И Винни Пух и Кролик сытые теперь.
А мы зарядкой горды, сомкнём теснее ряды,
Мы стали лучше и сильнее стали мы. (2 раза)

6. Первичное закрепление.

Поупражняемся в нахождении длины ломаной и периметра.

№1, с.16

Учащиеся измеряют звенья ломаной и находят её длину.

№ 2, с.16

- Какую фигуру образует замкнутая ломаная АВСД?

(Прямоугольник.)

Что вы знаете о сторонах прямоугольника?

(Противоположные стороны равны.)

- Чтобы найти его периметр, длины каких сторон достаточно знать?

(Нужно измерить только длину и ширину.)

Дети находят периметр прямоугольника в сантиметрах и клеточках.

№4, с. 17

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

7. Повторение пройденного материала.

Вычислите. Расположите ответы в порядке возрастания – вы узнаете имя известного древнегреческого математика.

<Рисунок 12>

Евклид – древнегреческий математик. Автор первого дошедшего до нас труда по геометрии. Его учебником пользовались более 2000 лет!

8. Итог урока. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Чему научились?

- Кто был самым активным на уроке?

Список использованной литературы:

  1. Л.Г. Петерсон. И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. Москва “Школа 2000…” 2001 г.
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова Поурочные разработки по наглядной геометрии. Москва “ВАКО” 2004 г.
  3. С.В.Савинова. Е.Е. Гугучкина Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград “Учитель” 2003 г.