"Горные породы и минералы своей местности"

Разделы: География


Цели:

  • определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в своей местности;
  • формирование умения описывать горные породы по плану;
  • расширение знания о горных породах своей местности; 
  • совершенствование умения работать с цифровым микроскопом;
  • совершенствование общеучебного умения – умения сравнивать, находить общее;        
  • развитие умения работать в группе;
  • развитие монологической речи.

Задачи:

  • определить в  коллекции горные породы, встречающиеся в своей местности:    калийные и поваренные соли, песок, глина, торф;
  • рассмотреть под микроскопом их структуру;
  • заполнить таблицу «Описание горных пород нашей местности»;    

Оборудование: образцы горных пород: калийные и поваренные соли, песок, глина, торф;
цифровые микроскопы Digital Blue(8), компьютеры (8), медиапроектор, экран, презентация, приготовленная учителем, карточки с инструктажем и планом описания горной породы (одну на группу).

Урок проводится в медиакабинете, форма работы – групповая (группы определены заранее – по 3 человека).

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся на урок

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы рассмотрели группы горных пород, слагающих земную кору, по происхождению.
– По фотографиям определите группы горных пород по происхождению, к которым они относятся (Приложение 1, презентация «Горные породы», слайды 1 – 14, использованы фотографии из диска «Планета Земля»).
– Выберите лишнее и обоснуйте свой ответ: песок глина, базальт, соли, торф (слайд  15).
– Как вы думаете, почему именно эти горные породы мы будем рассматривать и описывать сегодня на уроке? (определяют тему урока).
– Какие цели урока мы можем поставить перед собой? (учащиеся называют, учитель корректирует и дополняет).

3. Прослушивание заранее приготовленных учениками мини-сообщений о горных породах своей местности в форме  рубрики «А знаете ли вы?»

А знаете ли вы, что песок – рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. По способу образования различают горные, морские, речные пески. А еще на Земле встречаются поющие, визжащие, свистящие, причем звучат только чистые, сухие пески. При этом долинные пески  издают тихие звуки высокой тональности, а пустынные – громоподобные, низких тонов. В местах с приливно-отливным движением встречаются зыбучие пески – плывучие, как вода. Если на поверхность такого песка положить какой-либо предмет, то песок быстро начнет всасывать его внутрь. Мощность подобных грунтов может достигать нескольких метров, и тогда зыбучие пески способны затягивать в свою толщу крупные предметы, даже людей и лошадей.

А знаете ли вы, что глина – пластинчатая горная порода, состоящая из тончайших частиц, составляет половину (50%) всех осадочных пород земной коры. Диаметр частиц менее 0,005мм. Глины бывают серого, белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цвета. У нас преобладают красные глины.

А знаете ли вы, что торф, образующийся в болотах, способен удерживать огромное количество воды. Он состоит их из неполностью разложившихся остатков растений. В зависимости от условий образования различают верховой и низинный торф. Россия располагает крупнейшими в мире запасами торфа.

А знаете ли вы, что когда-то очень давно на месте нашего города плескались воды древнего моря, где и образовались соли: галит (поваренная соль), сильвинит (калийная соль), карналлит (сырье для производства магния). Их расположение похоже на слоеный пирог. Наше месторождение, одно из богатейших в мире, называется Верхнекамское. Галит – это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. В прошлом галит (поваренная соль) бывал и дефицитен, и дорог, о чем напоминает ветхозаветный обычай встречать дорогого гостя с хлебом и солью. На Руси бывали времена, когда соль доставалась лишь именитым и богатым, остальным приходилось покидать застолье «несолоно хлебавши». Причина не в редкости галита, это один из самых распространенных минералов на Земле. Однако он не встречается повсеместно, а сосредоточен в месторождениях. По цвету минерал преимущественно белый, встречается и бесцветный. Иногда из-за примесей других минералов приобретает синий или красный цвет. Красная соль – сильвинит, калийная соль. Калийная соль – тоже продукт питания, но для полей, чтобы получить высокий урожай.

4. Выполнение практической работы

– Переходим к выполнению групповой практической работы по описанию этих горных пород и минералов, сначала познакомимся с инструктажем.

Инструктаж по проведению практической работы:

– определить горные породы из предложенной  коллекции;
– рассмотреть внешний вид горных пород, заполнить соответствующие графы в таблице: 1, 2, 3, 4, 5;
– рассмотреть небольшие частички горных пород, используя цифровой микроскоп, сфотографировать их и поместить в коллекцию;
– описать их структуру, следы органического происхождения  у торфа (корни, стебли…), увиденные  под микроскопом, заполнить  6 пункт таблицы;
– сделать вывод, какие горные породы по происхождению преобладают в нашей местности, указать их общие особенности;
– указать список группы учащихся, сдать заполненные карточки учителю.

Комментарий по использованию цифрового микроскопа:

Микроскоп увеличивает в 10, 60 и 200 раз, поэтому просмотрите горные породы при разных увеличениях. Разрешение микроскопа небольшое,  прежде чем фотографировать, добейтесь максимальной четкости, вращая регулировочные винты. К сожалению, микроскопы недостаточно совершенны, следовательно, качество фотографий достаточно низкое.

Таблица. Описание горных пород нашей местности.

План

Горные породы

1.Название        
2.Группа горных пород        
2.Плотная, рыхлая или сыпучая        
3.Цвет        
4.Блеск        
5. Масса: тяжелая, средней тяжести, легкая        
6.Структура частичек горных пород под цифровым микроскопом: зернистая, землистая.        

Вывод:

5. Рефлексия

– Сделайте выводы по результатам практической работы. (Ученики читают выводы, написанные после работы).

– Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о горной породе? Какие открытия для себя вы сделали?

Закончить показом коллекции сфотографированных под микроскопом горных пород, сделанной учителем, сравнить с коллекциями учеников (слайды 16 – 19).

6. Домашнее задание:

  • стр. 50 – 51;
  • по желанию придумать кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
  • если дома есть горные породы, найти о них материал в Интернете или книгах и       приготовить краткий рассказ к следующему уроку.
  • Приготовить индивидуальные сообщения об использовании горных пород и минералов нашей местности к теме «Человек и мир камня» (в конце изучения темы «Литосфера»).