Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели и задачи занятия:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
  • формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение

Ход конкурса

Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды, две “Великолепные семерки” : У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

Почему именно 7-ка? Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив. Семь мудрецов почитаются эллинами. Вспомните А.С.Пушкина: “Входят семь богатырей, семь румяных усачей...”. Да, это необыкновенное число!

В игру вступают 2 команды по 7 человек. Им предстоит пройти 7 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число баллов за ответы, выполненные задания присваивается звание “Великолепная семерка”.

Представление команд.

II. Соревнование команд

I тур. Тайны фонетики

1)Прочитать высказывания о русском языке, зашифрованные в транскрипции.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П.Сумароков)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. (В.Г.Белинский)

Попробуйте отгадать авторов строк.

2) Прочитайте слова справа налево. При чтении учитывайте качество звуков, составляющих звуковую оболочку. Какие слова у вас получились?

Сев, лей, лог, ток, шелк, рос

3) Вы славно потрудились, устали, дайте отдохнем и “скоропоговорим”. Дружно

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь
Встретил в чаще еж ежа::
- Как погода, еж?
- Свежа…-
И вошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа

II тур. Секреты морфемики

1) А теперь настоящая игра.

У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 2 балла. Время пошло.

Пословицы:

  • Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

2) Шарады

1) Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова великое, то получим слово, обозначающее признак предмета.

Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова ,растение. Какой термин у вас получился?

III. Лексика

Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

1) Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица)

2) Записать фразеологические обороты со словом

Держать-

карман шире Дать - леща Дело - в шляпе
хвост трубой маху десятое
на уме подножку идет
в черном теле по рукам табак
камень за пазухой прикурить с концом
марку сдачи известное
на привязи о себе знать иметь дело
при себе слово ближе к делу
руки по швам урок грешным делом
слово как пить дать дело за малым
себя в руках сторона
себя в узде новое дело
язык за зубами гиблое и т.д.

3)Отгадать загадки: с 3-х попыток.

А)

  1. он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);
  2. его советуют искать в поле (2 попытка);
  3. на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

Отгадка: ветер

Б)

  1. его вешают, приходя в уныние;
  2. его задирают, зазнаваясь;
  3. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Отгадка: нос

IV. Аукцион “Пословицы и поговорки”.

1) Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”. Побеждает тот, кто назовет последним.

(Всемером пойдем-далеко уйдем. Семеро одного не ждут. Рубить семерым, а топор один. Семерым просторно, а двоим тесно. А ты, седьмой, у ворот постой.)

2) Попробуйте показать “смысл” пословицы жестами, мимикой, телодвижениями, танцами.

Сытый голодного не разумеет. Мал телом, да велик телом. Любишь брать – люби и отдавать. Мягко стелет, да жестко спать. Здоров на еду, да хил на работу.

Соперники должны угадать пословицу

V. Станция Орфоэпии и Орфографии

1) Соревнование на лучшего диктора. Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла.

2) На листочке - задание.

Ушол щас вирнус занит сщасвирнусю К. Р.

Найти и исправить ошибки, записать верно.

Я ушел. Сейчас вернусь

Кролик

Ответить на вопросы.

VI тур. Блиц-конкурс.

Задание 1-й команде.

Седьмая буква алфавита? (ё)

Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).

Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).

Седьмая буква в слове “электрификация”? (и)

Седьмая нота октавы? (си)

Задание 2-й команде.

Седьмой месяц года? (Июль).

Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).

Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).

Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).

В средневековой школе было 7 учебных предметов. Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).

2) А теперь проверим Ваше чувство юмора.

Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:

- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?

- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.

- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.

- Но, сэр, я ещё не завтракал…

Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!

(Не беда, всё равно опять проголодаешься”)

VII. Творческий разъезд.

Составить синквейны со словами язык, слово, словарь

Синквейн: слово на первой строке

  • Два прилагательных
  • Три глагола
  • Фраза
  • Слово-ассоциация к заданному.

Например; Гимназия

  • Энергичная, продвинутая
  • Участвует, учит, побеждает
  • Живет интересно, не скучает.
  • Центр школьной жизни.

Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Игра со зрителями

Отгадать загадки:

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком.)

4. Какую соль не кладут в суп? (морскую)

5. Из какого крана не льется вода? (подъемный)

6. Какой лук не кладут в суп? (из которого стреляют)

7. Какие три местоимения самые чистые (вы, мы, ты)

8.

Со звуком (с) я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С (м) берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)

9.

С (к) я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С (п) – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. (парта, карта)

10.

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но (к) на (ц) перемени –
Я по болоту зашагаю. (капля, цапля)

11.

С (б) мучительной бываю,
С (м) одежду пожираю,
С (р) актеру я нужна,
С (с) для повара важна. (боль, моль, роль, соль)

12.

Готов вас напоить водой,
Но (э) прибавите в начало,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале (кран, экран)

13.

Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет (ноша, юноша)

14.

Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима)

15.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада)

16.

Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)

17.

Я антоним шуму, стуку,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь …(тишина)

18.Откуда взяты крылатые выражения?

1. Разбитое корыто

2. Есть еще порох в пороховницах.

3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

4. Не по чину берешь.

5. Там русский дух, там Русью пахнет.

6. кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

7. на деревню дедушке.

8. У сильного всегда бессильный виноват.

9. Дела давно минувших дней.

10.Свинцовые мерзости жизни.

Используемая литература

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997
  2. Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
  3. Глазырина А.В. Игры “Интеллектуальный ринг” - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2006
  4. С.Ю.Михайлова Устный ученический журнал “Язык мой, давай с тобой дружить!” - Русский язык в школе №3, 1995
  5. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе. Библиотека журнала “Русская словесность”. Вып.15)
  6. Самитова А.З. КВН “Занимательная грамматика” - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2005