Урок русского языка в 4-м классе по теме "Изменение имен прилагательных по падежам"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить знания об имени прилагательном как части речи,
  • развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте,
  • познакомить со склонением имен прилагательных,
  • воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Дети готовили мини-доклады (тексты) о деревьях русского леса. Это творческое задание дало название нашему уроку “Береза –символ России”.

На доске выставка детских работ (учитель дает оценку творческим работам). Дети составляли тексты, содержащие научные данные, факты, использовали в своих работах много полезной информации.

- Как можно назвать полученные тексты?

Дети рассуждают: (научный текст, статья)

2. Словарная работа.

Вступительное слово учителя.

- Нет на земле человека, которого бы не тронула красота этого дерева. Его можно встретить в лесу и в поле. Оно украшает городские парки. Это любимое дерево русского народа, символ России. Ни об одном дереве не сложено столько стихов, песен, поговорок, загадок. Вот одна из них.

Загадка.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Дети записывают отгадку (береза). Используя указанные морфемы (няк, к, оньк, ов, ик, под), образуют ряд родственных слов к данному, записывают их.

- березняк, березка ,березонька, березовый, подберезовик

Графически обозначают орфограммы.

Задание по вариантам.

1 вариант- разбор по составу слова подберезовик

2 вариант- звуко-буквенный анализ слова березка

Взаимопроверка.

3. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

(В.Агафонов)

2). Игра “Что мы знаем об имени прилагательном”.

Класс делится на две команды. Одна команда задает вопросы по теме, другая отвечает. Побеждает та команда, чьи вопросы (ответы) были правильными, точными, научными.

4. Работа с художественным текстом.

Текст Аксакова на доске.

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая березка. Но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, душистая во время цвета.

Ученики выбирают сложные слова, определяют, какой частью речи они являются, выписывают словосочетания по схеме (существительное + прилагательное)

Дети определяют, какой это текст. (текст-описание), доказывают, почему так считают.

5. Постановка проблемы.

- Склоняются ли имена прилагательные? (Предположения детей).

6. Решение проблемы.

1. Исследование. Упр. 211, стр.122.

Задание: просклоняйте существительное и прилагательное. Понаблюдайте за тем, как изменяются имена прилагательные.

И.п. лесной ручей лесные ручьи

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т. е. склоняются.

2. Дети формулируют тему урока.

3. Сравнение собственного вывода с выводом учебника на стр. 189.

4. Ответы на вопросы после текста, стр.122.

5. Проведи эксперимент. Возьми любое словосочетание прил. + сущ. Поставь существительное в разные падежные формы. Что при этом произойдет с именем прилагательным? Какой вывод ты можешь сделать?

Выводы после выполнения задания:

1). Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, что и имя существительное, от которой оно зависит.

2). Окончания у вопросов к именам прилагательным совпадают с окончаниями имен прилагательных.

7. Первичное закрепление.

Запись под диктовку по вариантам.

1 вариант

Зимнее солнце освещает верхушки белоствольных берез.

2 вариант

Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега.

Выпиши словосочетания сущ. + прил., укажи род, число, падеж.

Взаимопроверка.

8. Итог урока. Рефлексия.

Теперь я знаю……..

Теперь я умею……..

9. Домашнее задание:

1. Продуктивное задание по новой теме (по желанию)

2. Выписать словосочетания сущ. + прил. Указать род, число, падеж.

(из текстов-докладов)

Учитель:

- Известно, что березы завезены и растут во многих странах мира. Но ни в одной из них к этим стройным красавицам не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России.

Не случайно русский композитор М.И. Глинка, возвращаясь на Родину, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко в пояс поклонился березке.

Я полностью согласна с выводом ученицы нашего класса (зачитывает)

- Каждый знает: для жителей России береза не рядовое дерево, а олицетворение прекрасной, светлой жизни. Это символ Родины, великой земли русской. И если мы к березе, да с ножичком, не только дереву, но и земле будет горько и больно.