"Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить юных пушкинистов с судьбой П.А. Осиповой-Вульф, проследить историю ее взаимоотношений с поэтом;
  • медленно и вдумчиво перечитать лучшие страницы любовной лирикиА.С.Пушкина;
  • “воспитывать Пушкиным”.

Оборудование:

  • книги (Н.Н. Скатов “Пушкин. Русский гений”, Л.М. Аринштейн “Преображение Дон-Жуана”, “Воспоминания А.П. Керн”,
  • путеводитель по Тригорскому,
  • сборник вопросов “Ай да Пушкин”,
  • книга о Пушкинской школе “С Пушкиным в сердце”),
  • видеофильм “Волшебные места”,
  • фотографии парка, интерьеров дома в Тригорском,
  • аудиокассеты,
  • ноты с музыкальными сочинениями Ц.Кюи и М. Глинки.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Беседа (цель ее – проверить знания по ранее изученным темам)

- Как звучала тема прошлого нашего занятия? О ком мы говорили?

- Кого еще из адресатов любовной лирики А.С. Пушкина вы запомнили? Что более всего понравилось?

3. Слово учителя.

В юбилейный Пушкинский год (кстати, какой?) по телевидению проводилась викториина: 100 дней подряд телезрителям задавались вопросы о жизни и творчестве А.С. Пушкина (демонстрация книги “Ай, да Пушкин!”, где они собраны). Один из вопросов звучал так: “Каков был поэтический ответ Пушкина на ежедневные букеты, присылаемые ему помещицей П.А. Осиповой?”.

Кто такая эта Прасковья Александровна Осипова? Когда Александр Сергеевич с ней познакомился? Как складывались их отношения?

Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

Надеюсь, что в конце нашего урока, названного пушкинской поэтической строчкой “Цветы последние милей…”, каждый из вас сможет дать исчерпывающий ответ на эти вопросы.

4. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Цветы последние милей…”

5. Слово учителя.

Это стихотворение поэт посвятил той, которою именовал “доброю старою соседкой”, “милой старушкой”, к которой в письмах обращался так: “дорогая и любимая Прасковья Александровна”…

Прасковья Александровна Осипова - Вульф… Не сохранилось ни ее портретов, ни фотографий. Ее внешний облик мы можем представить лишь опираясь на воспоминания ее племянницы Анны Петровны Керн (демонстрация книги), которая оставила такой словесный портрет…

6. Звучит отрывок из воспоминаний А.П. Керн – словесный портрет П.А. Осиповой-Вульф.

"... рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах; лицо продолговатое, довольно умное...; нос прекрасной формы; волосы каштановые, мягкие, тонкие, шелковые; глаза добрые, карие, но не блестящие; рот ее только не нравился никому: он был не очень велик и не неприятен особенно, но нижняя губа так выдавалась, что это ее портило. Я полагаю, что она была бы просто маленькая красавица, если бы не этот рот. Отсюда раздражитель ность характера"

7. Слово учителя.

- Так кто же она была? Как связаны Прасковья Александровна Осипова – Вульф и Александр Сергеевич Пушкин? Где и когда они познакомились? Вопросы, вопросы… (Зафиксировать их в тетради!) Найти ответы на них – цель нашего занятия.

Однако все по порядку.

… получила задание познакомиться с книгами о П.А. Осиповой и подготовить рассказ о ней от первого лица. Давайте посмотрим и послушаем результаты этой работы.

Итак, встречаем.

8. Ученица в образе П.А. Осиповой - Вульф от 1-го лица рассказывает:

Позвольте представиться…

Прасковья Александровна Осипова-Вульф, урожденная Вындомская. Внучка крупного екатерининского вельможи, дочь крупного псковского помещика XVIII века Александра Максимовича Вындомского.

Отец мой служил в гвардии, вращался в большом свете, затем уединился в свои поместья, где занимался “отчасти стихотворством, а более всего - сельским хозяйством”. Я - его младшая дочь. Родилась 23 сентября 1781 г.

В год рождения Александра Сергеевича Пушкина я вышла замуж за тверского помещика Николая Ивановича Вульфа. В этом браке родились мои дети: сыновья Алексей, Валериан, Михаил и дочери Анна и Евпраксия. Спустя 14 лет (в 1813 г.) я стала вдовой. Второй раз вышла замуж за Ивана Софоновича Осипова, отставного чиновника, статского советника. Мой второй муж скончался в год приезда Пушкина в Михайловское - в 1824 г. У меня на руках кроме старших детей остались малолетние Екатерина и Мария, а еще падчерица Александра.

С Пушкиными наше семейство находилось в недалеком родстве: моя родная сестра Елизавета была замужем за двоюродным дядей поэта по матери.

В момент приезда Александра Сергеевича в Михайловскую ссылку мне исполнилось 43 года, в момент смерти поэта - 56 лет.

9. Учитель:

- На какие вопросы дал нам ответ этот монолог? /Дети отвечают/.

Итак, мы узнали некоторые биографические сведения о героине урока, узнали о том, что с Пушкиным она общалась, когда поэт был в Михайловской ссылке.

Действительно, в 1824 году “простая русская семья” (если вспомнить онегинский стих), семья Осиповых-Вульф, вольно или невольно стала семейным окружением поэта.

Впрочем, сближение произошло не вдруг. Поначалу поэта, приехавшего в Михайловское и оставшегося там в обиженном, оскорбленном и ожесточенном состоянии, видимо, почти все вокруг …раздражало:

“... По части общества я часто видаюсь с одною доброю старою соседкой, слушаю ее патриархальные разговоры; дочери ее довольно дурные во всех отношениях, играют мне Россини…” (октябрьское письмо В.Ф. Вяземской - черновое).

Чуть позднее, в декабрьском письме сестре, еще резче: “Твои тригорские приятельницы несносные дуры, кроме матери. Я у них редко. Сижу дома да жду зимы”.

“Кроме матери”...

Впрочем, деревенскому 1824 году предшествовали 1819 год и еще ранее 1817 - все в Михайловском. Тогда-то и произошло знакомство.

В свой первый приезд в родовое имение на Псковщине А.С. Пушкин посвятил Прасковье Александровне стихотворение “Простите, верные дубравы”. В альбоме стихотворение датировано 17 августа 1917 года.

10. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Простите, верные дубравы”

11. Учитель:

Среди литературоведов, среди первых биографов поэта (имевших возможность говорить с очевидцами!) бытуют разноречивые взгляды на роль Прасковьи Александровны и “тригорского мира” в жизни поэта.

Давайте познакомимся с ними. Кто прав? Предоставляю судить вам.

12. “Разноголосица” о П.А. Осиповой-Вульф:

П. Анненков: “Настоящим центром его духовной жизни было Михайловское и одно Михайловское: там он вспоминал о привязанностях, оставленных в Одессе; там он открывал Шекспира и там предавался грусти, радости и восторгам творчества, о которых соседи Тригорского не имели и предчувствия. Он делился с ними одной самой ничтожной долей своей мысли - именно планами вырваться на свободу, покончить с своим заточением, оставляя в глубочайшей тайне всю полноту жизни, переживаемой им в уединении Михайловского. Тут был для него неиссякаемый источник мыслей, вдохновения, страстных занятий”.

П. Анненков даже противопоставлял Михайловскому Тригорское как нечто для Пушкина несущественное и преходящее: “...никогда Пушкин не принадлежал Тригорскому вполне какой-либо частью своего ума, своей души или нравственного существования, для Пушкина это было мимолетное отдохновение, изящная забава, средство обмануть время и при том такое занятие, которое может быть порвано на полдороге, без тоски и сожаления”.

П.И. Бартенев: “поэт нашел себе нравственное убежище у П.А. Осиповой, которая вместе с Жуковским сумела понять чутким, всеизвиняющим сердцем, что за вспышками юношеской необузданности, за резкими отзывами сохранялась во всей чистоте не одна гениальность, но и глубокое, доброе, благородное сердце и та искренность, которая и доселе дает его творениям чарующую силу и власть над людьми”.

13. Учитель:

А вот мнение Н.Н. Скатова - академика, в недавнем прошлом директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, автора удостоенной Государственной премии книги “Пушкин. Русский гений” (демонстрация книги). Не случайно на обложке вышедшей к юбилею школы, книги (демонстрация книги) “С Пушкиным в сердце!” фотография, на которой в руках учащихся школы уникальный дар – 50 книг “Пушкин. Русский гений”.

14. Ученик (от имени Н.Н. Скатова):

“…именно она / П. А. Осипова – Вульф/ именно в это сложнейшее время и в этом драматическом положении помогала ему выходить к самому себе, открывать самого себя и сохранять самого себя… Врастание в тригорский быт было постепенным, но оказывалось все более плотным, становясь, наконец, и задушевным.

…В жизни друзья и отношения, найденные в Тригорском, сохранятся до конца. И даже чем дальше, тем больше укрепятся. И постоянными - при всякой возможности - общениями. И долгими переписками. И продолжительными гощениями”.

Учитель:

Предлагаю вам, друзья мои, перенестись в те края, про которые поэт говорил так: “Волшебные места, где я живу душой”, - в Михайловское и Тригорское.

/Просмотр фрагмента видеофильма “Волшебные места, где я живу душой”, привезенного из Пушкинских Гор/.

15. Учитель:

Наша экскурсия на Псковщину в Тригорское продолжается. сейчас с помощью ученицы …, несколько лет назад побывавшей там, мы посетим имение Прасковьи Александровны, окажемся в ее доме.

16. Ученица проводит заочную экскурсию в Тригорское. См. приложение 1.

17. Учитель:

Окна из комнаты Прасковьи Александровны выходили на хозяйственный двор. Так что она, как сказала нам экскурсовод, занимаясь своими делами, могла наблюдать за работой своих крепостных. Нередко ей доводилось слышать, как поют крепостные девушки…

Давайте послушаем народную песню “Пахал Ванька огород”, записанную А.С. Пушкиным и переданную им среди прочих для публикации нашему земляку П.В. Киреевскому.

18. Звучит русская народная песня “Пахал Ванька огород” (исполняет трио девочек)

19. Учитель:

А сейчас мы попытаемся услышать голоса тех, кто помнил живого Пушкина, встретимся с многочисленным семейством Осиповых-Вульф.

Слышите? Они здесь…

Появляются

Прасковья Александровна Осипова-Вульф

Анна Николаевна Вульф

Александра Ивановна Осипова

Мария Ивановна Осипова

20. Сцена 1-я. В доме Осиповых-Вульф. См. приложение 2.

21. Звучит русская народная песня “Ты топись, топись, банюшка”

22. Учитель:

Дамы, к нам пожаловала Анна Петровна Керн.

Появляется ученица в образе А.П. Керн, тригорские обитатели встречают ее.

23. Сцена 2-я. Явление Анны Петровны Керн (начало). См. приложение 3

24. Звучит “Цыганская песня” А. Верстовского.

“Цыганскую песню” А.Верстовского исполняет дуэт девочек

25. Сцена 2-я. Явление Анны Петровны Керн (продолжение): См. приложение 3

26. Ученица исполняет романс М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”

26. Учитель:

Спасибо Анне Петровне за то, что она поделилась с нами своим воспоминаниями.

Но ради справедливости надо добавить, что она не совсем была откровенна. По какой-то причине гостья умолчала о том, что по той самой аллее в Михайловском, которая теперь известна всем как аллея А.П. Керн, они гуляли втроем: она, Пушкин и Прасковья Александровна. Факт. Но мало кому известный.

Отчего Прасковья Александровна не оставила наедине поэта и племянницу?

Возможно, об этом и еще о многом другом нам поведает ученица.., с интересом и вниманием прочитавшая книгу Л.М. Аринштейна “Преображение Дон-Жуана”.

27. Сообщение ученицы точки зрения на взаимоотношения Пушкина и П.А. Осиповой-Вульф, которая представлена в главе “Милая старушка” кн. Л.М. Аринштейна “Преображение Дон-Жуана” (обложка книги и страница с началом главы “Милая старушка” проецируются на экране)

28. Учитель:

Мы можем соглашаться с Леонидом Матвеевичем или же нет. Как бы там ни было, но особые чувства у поэта к хозяйке Тригорского были. Одно из доказательств тому – посвящение ей стихотворения (да еще какого!) - одного из самых значительнейших созданий поэта - “Подражания Корану”.

29. Звучит часть 9-я “Подражаний Корану” А.С. Пушкина.

30. Сцена 3-ая. Обитатели Тригорского узнают себя среди героев “Евгения Онегина”:

См. приложение 4

31. Учитель:

“…лишь только буду свободен. Тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к кото-рому отныне навсегда привязано мое сердце”, - это пишет А.С. Пушкин П.А. Осиповой, едва покинув Михайловское (когда закончилась ссылка).

Письма Пушкина - величайшая радость и гордость для нее. Прасковья Александровна благоговейно хранит каждый листок его переписки и нисколько не преувеличивает, сообщая ему уже в 1833 г., что перечитывает его письма “с наслаждением скупца, пересчитывающего груды золота, которые он копит” ...

С глубокой и искренней нежностью она сама пишет ему: “Целую ваши прекрасные глаза, которые я так люблю”, называет его “мой дорогой и всегда любимый Пушкин”, “сын моего сердца”. При этом она проявляет исключительную заботливость о нем - устраивает его земельные и хозяйственные дела, тщательно исполняет его поручения, заботится о его доходах, дает ему практические советы и указания.

Приложение 5

Вот фрагменты этих писем.

32. Ученица в образе П.А. Осиповой-Вульф читает фрагменты из писем Прасковьи Александровны к Пушкину. См. прилжение5.

34. Учитель:

Прасковьи Александровны не стало через 22 года после смерти Пушкина - в 1859 году. Перед смертью она уничтожила всю переписку с собственной семьей – письма обоих мужей и всех детей. Единственное, что она оставила в неприкосновенности, - письма Пушкина.

33. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “П.А.О***” (“Быть может, уж недолго мне…”).

34. Ученица в образе Екатерины Ивановны Осиповой рассказывает о погребении А.С. Пушкина.

Когда произошла эта несчастная дуэль, я, с матушкой и сестрой Машей, была в Тригорском, а старшая сестра, Анна, в Петербурге. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти. В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 года. Матушка недомогала, и после обеда, так часу в третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, за ним длинные сани с ящиком. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда. Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтобы не проститься с Тригорским и с нами. Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядили копать могилу. Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, - ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе - сестра Маша и я, чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром, с настоятелем, архимандритом, столетним стариком Геннадием во главе, похоронили Александра Сергеевича, в присутствии Тургенева и нас, двух барышень. Уже весной, когда стало таять, распорядился отец Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама моя мать, Прасковья Александровна. так любившая Пушкина. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839 году."

35. Ученица читает свою творческую работу “15 минут наедине с Пушкиным”. См. Приложение 6.

36. Подведение итогов урока.

37. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений, прозвучавших на уроке, принести на следующее занятие сборник стихотворений Пушкина)

37. Звучит стихотворение “Цветы последние милей…”, посвященное П.А. Осиповой-Вульф, которой был посвящен урок:

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.