"Русский народный костюм. Вариации"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • познакомить детей с историей и символикой русского костюма, с самим русским костюмом, сюжетами вышивки;
  • осуществить комплексный подход через межпредметные связи;

Задачи урока:

  • привитие бережного отношения к культурным традициям народа;
  • развитие исполнительско-творческих навыков и умений;
  • обогащение музыкальных впечатлений учащихся.

Оборудование: изображения русского народного костюма; слайдфильм “Образ русского человека”; элементы одежды с вышивкой; схемы символики русской вышивки, музыкальные инструменты, презентация, аудиозаписи.

Ход урока:

I. Организация учащихся на урок

- приветствие с учащимися;

- тема урока и цели;

- дети входят в класс под мелодию “Во поле береза”.

II. Развитие темы

- Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая. Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках. Уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку повязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнули концы пояска, получился круг – символ солнца и бесконечности. “Распоясался (говорим иногда) – значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда в гроб клали. Ребенка пеленали в свивальник – узкую длинную полосу ткани. Пеленали до тех пор, пока мать могла удерживать его двумя руками и коленкой, не удерживала – значит, надевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух родителей защищал младенца.

Если мы посмотрим на русскую народную одежду, то увидим изобилие орнаментики. Все они были густо усеяны солнечными знаками (показать схемы символов солнца).

Каждая местность имела свою форму и орнаментику повязки, чаще всего ее называли “красота”, “волюшка”. Красный цвет был цветом солнца, радости, веселья.

Понёвный ансамбль состоял из рубахи, понёвы и фартука. (показ модели в русском понёвном костюме).

Понёва — вид женской одежды из домашней шерсти в клетку, состоящий из несшитых между собой трех кусков ткани на одном пояске. Позднее стали сшивать эти три полотнища, а еще позже добавили четвертое – получалась как бы четырёхклинная юбка.

Самая главная понёва была клетчатая и темная. Клетка — это знак поля, пожелание плодородия, плодовитости женщине. Клетчатая юбка-понева была принадлежностью только замужней женщины. Праздничная понёва отличалась яркостью, богатством украшения — красная клетка, с позументом, с золотой нитью.

Фартук — запон, передник, занавеска. Чаще всего он был длинным, от уровня груди, поскольку считался своего рода “паспортом” женщины. Вышивка и орнамент содержали зашифрованную информацию о его хозяйке. Ромбы сточками внутри — замужняя женщина, птицы — есть дочери, кони — есть сыновья. Головные уборы – девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, тканей, лент бисера, пуговиц, блесток, крашеных перьев. Повязка имела прямоугольную форму и укреплялась с помощью лент или тесемок. Женские головные уборы полностью закрывали волосы (обладавшие по народным поверьям колдовской силой). Ходить с непокрытой головой считалось для замужней женщины позором, грехом.

  • Каково назначение фартука сейчас?
  • Как женщины украшали свою одежду, и в каких местах?
  • Какова основная цель этих украшений? (Оберег)

Сюжеты вышивки.

Первый сюжет вышивки – дерево (показать на рисунке), ибо первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Оно же несет знак тотема, мифического предка рода, рода вообще: корни – предок, ствол – сам род, а листья – дети, обреченные на умирание в отличие от бессмертия ствола и корней – “Древо жизни”.

До наших дней дошла традиция изображения в вышивке оленей (показать рисунок). Олень – один из тотемов славян. Культ оленя был распространен очень широко, хотя и не получил большой земной близости и родства с человеком. Жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность — вот тематика оленя. С появлением лука и стрелы олень стал более доступен человеку-охотнику. Уничтожив доступных примитивной охоте зверей, человек был вынужден уходить на далекие расстояния и ориентироваться по звездному небу, поэтому олень в сказках у северных народов сюжетно связан с небом: шаман, поднимающийся на небо, видит там лосих, которые рожают домашних и диких оленей, а вместо очага – солнце. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни.

Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила, которая приравнивалась к силе плодоносящей земли. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. “Берегиня” (женщина) на одних вышивках поднимает руки вверх, к небу, на других – вниз, к земле. Первый вариант связан с весенними ритуальными обрядами, когда все взоры обращены вверх, от того, как солнце согреет землю, как дожди ее увлажнят, зависит будущий урожай. Второй вариант связан с макушкой лета: высказанные весной просьбы уже выполнены, земля понесла семя, и опущенные вниз руки фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай.

Частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделен божественной силой, знаком солнца и неба.

Конь, конник – от слова “кон”, что означает “основа”, “начало”, и не просто начало, а мужское начало олицетворял символ коня. На вышивке кони обычно изображаются с солнцем, деревьями, девами, зарей утренней и зарей вечерней.

Птица (показать на рисунке) – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Чаще всего она включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет часто встречается в женской одежде. Она же знак хорошего урожая. “Где утка шла – рожь густа, околотистая, да обмолотистая”. Птицы олицетворяли весну и урожай.

III. Повторение пройденного материала

- Как переводится термин “жанр”?

- Назовите мне жанры по составу и количеству исполнителей.

- Назовите мне жанры русской народной песни.

  • лирические песни (“Вниз по матушке по Волге”, “Тонкая рябина”);
  • плясовые (“Во кузнице”, “Светит месяц”, “Пойду ль я, выйду ль я”, “Во саду ли, в огороде”, “Ой полным-полна моя коробушка”);
  • частушки;
  • солдатские песни (“Солдатушки”);
  • трудовые песни (“А мы просо сеяли”, “Посею лебеду на берегу” и др.);
  • семейные (колыбельные);
  • обрядовые.

Если звучит музыкальное произведение, в котором тема несколько раз повторяется с изменениями в фактуре (звуковой тесани произведения – мелодия, аккордная фигурация, то есть “обработка”), ладе, тональности, мелодии и т. д., его называют…? (темой с вариациями).

Для чего используются вариации в музыке? (Играют одну и ту же мелодию, но с разными украшениями, то есть по-разному. Делается это для красоты звучания, создания более интересного произведения).

- А теперь давайте, сравним форму русской народной песни с орнаментом на русском костюме. В чём они похожи?

  • Прослушивание аудиозаписи “Два весёлых гуся”.

- Какое это произведение по характеру? (работа с таблицей.)

- Да, это плясовая русская народная песня.

IV. Ритмическая минутка.

Задачи: развивать слуховую дифференциацию на несловесном материале; формировать умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков, развивать чувство метро-ритма.

Детям встать. Предлагается ритм, прослушанной песни, состоящий из длинных (четвертей), и коротких (восьмых) хлопков. Ритм усложняется по мере усвоения.

а) ребёнок у доски выкладывает ритмический рисунок первой фразы (и далее весь куплет);

б) каждый повторяет ритм отдельно.

в) все повторяют ритм, вместе работая в паре.

- Какие русские народные инструменты вы, дети, знаете, слышали, видели? (Баян, гусли, балалайка, домра, ложки, бубны и т. д.)

- Ложки, бубны и треугольник, трещотки – это ударные инструменты, мы ими уже не раз пользовались.

- А какая форма музыкального произведения прозвучала? (Вариации.)

Учитель раздает ударные инструменты детям.

V. Исполнение “Два весёлых гуся”

с варьированием из куплета к куплету (изменение характера музыки), с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек, трещотки.

- Какая форма музыкального произведения исполнена нами? (Вариации.)

- Форма вариации часто встречается в русских народных песнях и их обработках композиторами.

- Теперь разучим мелодию с текстом.

- Ребята, кто хочет исполнить песню в ансамбле? (Дети исполняют делясь на ансамбль и хор.)

VI. Обобщение.

- Что узнали мы на сегодняшнем уроке? (О народной музыке, ее жанрах, характере.)

- С какой формой музыкального произведения мы сегодня познакомились? (С вариациями.)

На сегодняшнем уроке мы познакомились с русским народным костюмом, его символикой, с историей костюма, сравнили вариации в орнаменте с вариациями в музыке.

VII. Итог урока.

Выставление оценок.

Выход из класса под музыку “Светит месяц”.

Презентация

Видеозапись