Внеклассное мероприятие по математике "История имени, фамилии, рода" в 5-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обобщить знания учащихся по теме “Обыкновенные дроби”;
  • сформировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода.

Учитель: 2008 год – объявлен годом семьи. Сегодня, как ни печально это отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились своей родословной. А что же сейчас? Порой мы не помним, как зовут наших прабабушек, прадедушек.

Учащимся предлагается карточка с заданием:

Учитель: Выполнив данное задание, мы получили, что два слова обозначают одно и тоже. Какие же это слова? (Фамилия - семья).

Учитель: Слово “Фамилия” на латинском языке означает “семья”. В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия – это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилия появилось не сразу. Происхождение их растянулось, на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей – родовые прозвания, например князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские.

Это еще не фамилии, а указание места, откуда они.

Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, например, русский первопечатник Иван Федоров, т.е. он сын Федора.

Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.

От чего произошли наши фамилии, мы узнаем, решив второе задание.

Задание 2.

Запишите координаты точек изображенные на координатном луче.

Учитель: Одни фамилии происходят от личных имен; другие – от названий мест, где они жили; третьи – указывают на профессию; четвертые – от названия зверей.

Задание 3.

Вычислите:

1) 4) ( ): 2
2) 5) () -3 :4
3)  

Три первых учащихся, успешно справившиеся с заданием получают возможность рассказать о происхождение своего имени.

(Сообщение готовилось дома).

Задание 4.

Переходим к решению задачи.

Наш род насчитывает 36 человек. из него составляют взрослые. Сколько детей в нашем роду?

Учитель: Род, родословная – это два неотъемлемых понятия для любой семьи, сколько бы человек он не насчитывал. В понятие родословной входит кто их родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, откуда идет род. Названия мест, где они родились, примечательные события, реликвии семьи.

Задание 5.

На рисунке показано, как на станции формируется поезд. Уже к поезду присоединили всех вагонов. Сколько всего вагонов должно быть в поезде?

Учитель: если к ответу нашего последнего задания приписать букву “Я”, то получится слово “семья”. Каждая семья, как мы сегодня убедились на нашем мероприятии, имеет древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Помните об этом – это наш долг.

Используемая литература:

  1. Математика: Учебник для 5 класса/ Н.Я.Виленкин и другие. М.: Мнемозина, 2006г.
  2. Рабочая тетрадь “Математика 5 класс ч.1”/ Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. М.: Интеллект-Центр, 2007 г.
  3. Нестандартные формы внеклассной работы/ Н.М.Скоркина. Волгоград: Издательство “учитель”, 2001 г.