Обобщение знаний о глаголе

Разделы: Начальная школа


Цель: выделить основные положения темы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Задачи:

1.Обучающая – систематизировать, закреплять знания, умения и навыки детей по данной теме; углублять знания по теме.

2.Развивающая – развивать умение и навыки коллективной и индивидуальной исследовательской и поисковой работы, умение работать с литературой; развивать научный стиль речи.

3.Воспитательная – воспитывать коммуникативность учащихся (умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения), расширять кругозор, воспитывать любовь к предмету.

Дидактические средства: карточки для учащихся; карточки со словами: кажется, хочется, думается, представляется; карточки с буквами: г, л, а, г, о, л;

Методическая литература:

  • Бейкман Э.А. и другие “Русское слово”;
  • Вахрушева Т.В. и другие “Русский язык” справочник школьника 1-4 кл.;
  • Волков С.В. и другие “Я познаю мир” детская энциклопедия;
  • Граник Г.Г. и другие “Секреты орфографии”;
  • Иванова В.А. и другие “Занимательно о русском языке”.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка темы урока.

3.Подготовительная беседа.

4.Знакомство с новым материалом:

а)выступление докладчика.

5.Закрепление пройденного материала:

а)выступление содокладчика;
б)выступление оппонента;
в)выступление эксперта.

6.Итог урока:

а)выступление провокатора.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня мы проведем немного необычный урок по русскому языку урок - семинар. Тема урока: “Глагол”. Цели урока – повторить то, что вы знаете о глаголе; закрепить эти знания; узнать новые сведения о глаголе.

3.Подготовительная беседа.

Учитель: Вы уже знаете, на семинаре каждый участник играет свою роль. Перед вами выступят ребята, которые исполняют роли: Докладчика, Содокладчика, Оппонента, Эксперта и Провокатора. Остальные участники семинара будут внимательно слушать, думать, выполнять задания.

Первое слово мы предоставим Докладчику. Кто же такой Докладчик?

Дети: Докладчик – это человек, который делает доклад.

Доклад – это публичное сообщение – развернутое (т.е.подробное) изложение какой-нибудь темы.

4.Знакомство с новым материалом.

Заранее подготовленный ученик делает доклад.

Докладчик: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.”

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из девяти тысяч слов глаголов входит около двух тысяч пятьсот. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели. Вот например одно высказывание: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!” (А.Югов).

Глаголы речи.

С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Дар речи…Каких только эпитетов не было дано этому бесценному чуду природы! Бессмертный… необыкновенный… божественный… изумительный… благословенный…

Чем тоньше становиться человеческий ум, чем глубже он познает окружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обозначающие речь, мысль и чувства.

Глаголы труда.

Все прекрасное на земле сделано трудом человека. О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок.

Поговорки: Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд – все перетрут.

Давайте вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться.

А в каждой отрасли есть свои слова, например, в сельском хозяйстве. Назовите их.

Дети: Пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и т.д.

Докладчик: В строительстве?

Дети: Строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и т.д.

Докладчик: В домашнем быту?

Дети: Варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и т.д.

При большом количестве глаголов труда все-таки они не охватывают все разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространенные профессии: педагог, врач, слесарь, бухгалтер, художник, артист и т.п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет.

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего “трудового” глагола работать + название профессии (работаю врачом, учителем, художником и т.д.).

Глаголы звучания и цвета.

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, а в умывальнике булькает вода.

А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Послушайте небольшой отрывок из “Золотой розы” К.Паустовского. Он дает нам впечатляющую зарисовку грозы, молнии, радуги и грома. И главным художественным средством здесь выступает глагол.

Грохот грома.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и “заваливаются” за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

- Давайте попробуем найти в тексте глаголы и определить их спряжение.

5.Закрепление пройденного материала.

Учитель: Слово предоставляется Содокладчику. Кто такой содокладчик?

Содокладчик – это человек, который выступает с содокладом. Содоклад – это дополнительный доклад другого лица по каким-нибудь вопросам основного доклада.

Мне бы хотелось дополнить докладчика. Да, действительно, глагол – вторая по важности часть речи после имени существительного. Если существительное называет предметы, то глагол обозначает действия, которые эти предметы совершают.

Глаголы изменяются совсем не так, как имена. Конечно, у них есть общие категории (число или род – как у имен прилагательных). Но гораздо больше различий. Глаголы спрягаются (изменяются по лицам), могут изменяться по временам. Они имеют прошедшее, настоящее и будущее время.

Давайте прочитаем стихотворение Ивана Никитина “Утро”.

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Уважаемые участники семинара, я попрошу вас определить времена глаголов, которые встретились в стихотворении.

Учитель: Я вижу, слово просит Оппонент.

Оппонент – это лицо, которое оппонирует кому – нибудь.

Оппонировать – выступать с критическим разбором чего – нибудь.

Оппонент: Вот вы все здесь восхищаетесь глаголом. Какая это часть речи! Стоит на втором месте! А кому нужен этот глагол? Он все время заставляет, что - то делать. Не было бы его , сидели бы мы спокойно ничего не делали.

Вы только посмотрите, какие проблемы доставляет нам сочетание букв ТСЯ – ТЬСЯ, встречающееся в глаголах. Звучит это сочетание как Ц.

И наша аудитория не исключение.

Учитель: Наш уважаемый оппонент считает, что мы зря восхищаемся глаголом, что он приносит определённые трудности. Давайте попробуем разобраться.

Дети: Мы знаем, что на конце глаголов нельзя писать Ц, несмотря на то, что такой звук там слышится. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то нужно выбрать – ТЬСЯ, если что делает? Что сделает? – то - ТСЯ.

Особо запоминаем глаголы: кажется, хочется, думается, представляется и т. д.

Учитель: А теперь попробуйте вставить пропущенные буквы в предложениях:

Мне хоче…ся сня…ся в кино. Но маме каже…ся, что у меня ничего не получи…ся. А я ведь буду, стара…ся!

Когда льви…а охоти…ся, её приходи…ся опаса…ся.

Оппонент: Хорошо, в этом вы меня убедили. Но глаголы приносят ещё одну немаловажную трудность – это спряжение. Попробуй, разбери: где тут 1, где 2 спряжение.

Учитель: Уважаемые участники семинара, поможем товарищу?

Дети: Мы знаем правило. В личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, а в окончаниях 2 спряжения – И.

Ещё нам известны глаголы – исключения. Мы даже знаем стишок.

Гнать, держать,
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать,
Ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Мы запомним навсегда,
Их на – Е – спрягать нельзя.

Учитель: Думаю, мы убедили уважаемого оппонента в том, что глагол играет большую роль в нашей жизни. И не так много страданий приносит нам. Просто надо знать правила и умело применять их.

- Давайте предоставим слово эксперту. Кто такой эксперт?

Эксперт- это специалист, дающий заключение при рассмотрении кого – нибудь вопроса.

Эксперт: И так, уважаемые, подведем некоторые итоги всего вышеизложенного.

Я предлагаю вам заполнить тест по теме “Глагол”

1) Выберите верное определение:

а) Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ?
в) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

2) В предложении глагол чаще является:
а) Главным членом предложения,
б) Второстепенным членом предложения.

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
а) ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
б) ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
в) ЧТО ДЕЛАЕШЬ? ЧТОСДЕЛАЕШЬ?

4) Укажите, в каких словах пишется окончание – ЕМ
а) перебира…м, б) слыш…м, в) чу…м, г) усво…м.

5) В каких глаголах пишется суффикс –И-
а) клее…л, б) ла…л, в) увид…л, г) успоко…л.

6) В каких словах не пишется ь знак.
a) бреч, б) леч, в)без задач, г) грач.

7)В каких случаях верен разбор по составу?
а)видел; б)приказал; в)почистили; г)слышал.

8)В каких случаях верно определено спряжение?
а) гладят-1, б) решать-1, в) услышать-2,г) бросать-2.

9) В каких случаях верно определено время глагола?
а) зеленел – в пр. вр.; б) работает – в буд. вр.;
в) нарисует – в буд. вр.; г) встречает – в наст. вр.

10) Укажите, в каких словах пишется гласная –Е в окончании.
а) уч…шь, б) чист…шь, в) шага…шь, г) счита… шь.

- Молодцы, вы справились с моим заданием.

6.Итог урока.

Учитель: А последнее слово мы предоставим Провокатору.

Провокатор - это человек, который подстрекает кого- нибудь к чему-нибудь.

Провокация - искусственное возбуждение.

Я наблюдаю возбуждение познавательной активности участников семинара. Хочу задать вам провокационные вопросы, проверить все ли поняли по теме, над чем нужно поработать.

Если вы правильно ответите на шесть вопросов, вы узнаете слово, которое “спряталось”.

1.Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

(По неопределенной форме глагола: ИТЬ – 2; АТЬ, - ЯТЬ – 1; ЕТЬ, - ЫТЬ, - ОТЬ, - УТЬ – 1)

2.Назовите глаголы – исключения.

3.Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по числам; в единственном числе – по родам)

4.Как определить род глагола в прошедшем времени? (по существительному, с которым он связан в предложении)

5.Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом – Л в глаголах прошедшего времени? (в глаголах прошедшего времени перед суффиксом Л пишется тот же суффикс, что и перед – ТЬ в неопределенной форме)

6.Какие глаголы не имеют настоящего времени? (глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?)

Дети читают вслух слово ГЛАГОЛ.

Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, называть слово и определять спряжение.

Быть не здоровым. (болеть)

Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)

Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)

Обратиться к кому-нибудь с вопросом, с целью узнать, выяснить что-нибудь. (спросить)

Провокатор: И ещё выполните одно задание.

Вставьте необходимые гласные, чтобы получились глаголы.

РЖДТС ПРЧТС
ЛБТС СМТС
ПКЧВТС ПТГВС

(Рождается, улыбаются, покачивается, прячется, смеётся, потягиваются)

Учитель: И так наше занятие заканчивается. Мы повторили все, что знаем о глаголе, что-то узнали новое.

- Встаньте, кто считает, что активно потрудились на занятии.

(Дети встают)

- Всем спасибо. Занятие окончено.

7.Домашнее задание.