Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4-м классе с использованием ИКТ по теме: "Там, где бывал Л.Н.Толстой". Анализ рассказа С.Толстого "Лев Николаевич Толстой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Познакомить учащихся с краеведческими материалами экскурсии “По Толстовским местам”, повторить изученные произведения Л.Н.Толстого; познакомить с усадьбой “Ясная Поляна” и образом жизни писателя, путем анализа рассказа внука писателя выделить нравственные заветы великого писателя.

Оборудование: Портрет Л.Н.Толстого; краеведческие материалы из жизни Льва Николаевича Толстого. Иллюстрации: дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, терраса, передняя, зал-столовая, гостиная, кабинет, спальня, аллея в парке, скамья, могила. Выставка книг Л.Н.Толстого; учебник “Родная речь” для 4-го класса (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий).

Презентация

Ход урока

I. Речевая разминка

Ра-ра-ра – весь мусор уберем с утра

Ро-ро-ро - весь мусор соберем в ведро

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе

Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три

Ры-ры-ры – не заметили жары.

Работа над пословицей.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Как вы понимаете эту пословицу?

II. Вступительная беседа

Слайд № 2.

Учитель. Ребята, вам известно, что когда-то наши края посетил Лев Николаевич Толстой. Вот как писалось в газете: “Особым событием в жизни Ржевска было посещение хутора в конце марта 1894 года Л.Н. Толстым. Он поселился с дочерью в небольшом домике, где находились дом для прислуги, каретный сарай, конюшня, ледник, кладовая и другие, жилые и хозяйственные постройки”. Место, где когда-то стоял Ржевск, и теперь привлекает своей красотой. Проросшие лесом склоны оврага спускаются к широким прудам. В прошлом веке их было четыре, а сейчас осталось только два. Растущие вразброс по берегам старые вербы низко наклонили свои гибкие ветви к спокойной прозрачной воде. Весной здесь пахнет сиренью.

Отдельно от леса, на поросшем густою травой берегу верхнего пруда, стоят два могучих каштана. Они были посажены во время приезда Л.Н. Толстого. Один посадил он сам, а другой – В.Г. Чертков. Был и третий каштан, который они посадили вместе, но он пропал во время войны.

Учитель. Сегодня мы отправляемся еще и на экскурсию в Ясную Поляну. Кто из писателей родился и провел свое детство в Ясной Поляне?

Дети. Лев Николаевич Толстой.

Учитель. Ребята, давайте послушаем сообщения ваших товарищей о Льве Толстом и рассмотрим его книги, представленные на нашей выставке.

Выставка книг

Дети. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей округе.

Все эти книги, представленные у нас сегодня на выставке есть в наших библиотеках. Вы их можете взять и прочитать.

Учитель. Спасибо, ребята, ваши сообщения были очень полезны нам. Единственное, что я хочу добавить, это то, что Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

III. Литературная викторина

Пока мы добираемся до Ясной Поляны, вспомните, как называются произведения, отрывки из которых прочитают нам ребята.

    “На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море”.

(Акула.)

    “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех”.

(Прыжок.)

    “Мальчик осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть, какой ловкий!..Учитель остановил его и сказал: Ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор он стал ходить с ребятами в школу”.

(Филиппок.)

    “Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел”.

(Косточка).

    “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье”.

(Лев и собачка).

Какие еще рассказы, басни, были, Льва Николаевича Толстого вы знаете?

Ответы детей.

IV. Ясная Поляна

Учитель: Книги великого русского писателя уже более ста лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него есть много рассказов, сказок и басен для детей.

В усадьбе “Ясная Поляна” под Тулой Лев Николаевич Толстой устроил школу для крестьянских детей. “Азбуку”, по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы мы сегодня вспомнили.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”.

Между Литературным музеем и Домом-музеем Толстого, где сейчас растут старые деревья, стоял дом, в котором родился Лев Николаевич Толстой. Дом был большой, трёхэтажный, с 42 комнатами. В1854 году, находясь в Севастополе и нуждаясь в деньгах на издание журнала для солдат, Л.Н.Толстой продал этот дом помещику Горохову на своз в село Долгое. Сейчас об этом доме напоминает лишь каменная плита.

Слайд № 3.

Перед нами Дом-музей Льва Николаевича Толстого. Дом Толстого со всей обстановкой производит глубокое впечатление своей простотой и значимостью. Многие предметы, находящиеся здесь, упомянуты в художественных произведениях гениального русского писателя.

Слайд № 4.

Дети “входят в дом” - рассматривают иллюстрации.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда.

Слайд № 5.

Зал-столовая – самая большая комната в доме – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Предметы быта накладывают отпечаток теплоты и уюта. Здесь нет роскоши.

Слайд № 6.

Гостиная – тут долгие годы жила родственница, а затем жена писателя Софья Андреевна.

Слайд № 7.

Кабинет – тут он написал много произведений.

Спальня – ночью 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной Поляны, покончить с барской жизнью и начать жить в условиях простой, естественной, трудовой жизни.

Слайд № 8.

Он намеревался ехать на юг, чтобы начать крестьянствовать. 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово. У Льва Николаевича поднялась температура, врачи определили воспаление легких. В 6 часов утра 7 ноября Толстого не стало.

Слайд № 9.

Продолжаем нашу экскурсию. Мы находимся у могилы Льва Николаевича. Как он завещал, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зелёную палочку с тайной человеческого счастья.

Лев Николаевич Толстой рассказывал нам об этом в своих “Воспоминаниях”.

V. Тема урока

Учитель: Мы немного устали, остановимся в парке у скамьи Толстого и послушаем, что рассказывал внук о своем дедушке в произведении “Лев Николаевич Толстой”.

Слайд № 10.

VI. Изучение нового материала

Первичное чтение.

Сейчас мы будем читать произведение маленькими отрывками и процессе работы ознакомимся с “уроками жизни”. Эти советы давал Л.Н.Толстой своему внуку.

Слайд № 11.

На доске записаны “уроки жизни”:

  • Делай по возможности всё сам, не будь “барином”.
  • Не будь назойлив.
  • Будь внимательным.
  • Не надо жадничать.
  • Не нервничай, держи себя в руках.
  • Будь твёрд и стоек.
  • В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
  • Будь организованным.
  • Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
  • Имей собственное мнение.

Дети по очереди читают отрывки произведения и ищут “уроки жизни”, которые подходят к данному абзацу.

VII. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VIII. Закрепление нового материала

Беседа по вопросам:

  1. Понравился ли вам рассказ? Почему?
  2. Как вы считаете, как внук относился к деду?
  3. Каким он его запомнил, найдите в тексте описание Льва Николаевича.
  4. Что нового вы узнали из жизни Льва Толстого?
  5. Какой образ жизни он вёл?

IX. Итог урока

О жизни какого писателя мы говорили на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

X. Домашнее задание

Вспомнить и прочитать рассказы Толстого.