Комплексный анализ в 9-м классе (урок)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Закрепить умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

2. Вырабатывать умение правильного и глубокого понимания литературного произведения и анализировать языковые явления.

3. Развивать монологическую лингвистическую речь учащихся.

4. Создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Оборудование: образцы текстов русских мастеров слова: И. А. Бунина, Н. В. Гоголя; портрет И. А. Бунина; Этимологический словарь русского языка под ред. М. Фасмера.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

II. Работа по теме урока

1. Проверка знания теории в процессе выполнения практических заданий.

(Цель работы: выученные тексты предоставляют богатый материал для повторения различных грамматических тем, могут быть своеобразным эпиграфом, определяющим основной эмоциональный настрой урока).

a) Запись миниатюры на доске. Письмо по памяти.

Родная речь – отечеству основа.

Не замути Божественный родник,

Храни себя: душа рождает слово –

Великий, Святорусский наш язык!

Иеромонах Роман (А. Матюшин)

- Прочитайте стихотворение, написанное в 2001 году. Чем является родная речь для автора?

- Будут ли однокоренными слова родная, родник, рождает? Есть ли между этими словами связь? Прочитайте текст ещё раз, запишите в тетради.

(Взаимопроверка)

б) Работа в группах по дифференцированным программам. (Программа “А” рассчитана на учеников с высоким уровнем учебных возможностей, “В” - на средних учеников, “С” - на учеников с низким уровнем учебных возможностей.

(Цель работы: стимулировать познавательную и творческую активность учащихся через индивидуальные особенности).

“А” - Аргументируйте свой ответ на основной тезис стихотворения: “Родная речь – отечеству основа”.

В качестве образца прилагается ответ на часть “А”:

Величайшее богатство народа – его язык. Самое удивительное и прекрасное, что дано человеку, - это дар слова. Ведь Библия гласит: “В начале было Слово, и Слово было Бога… Всё через Него начало быть…”

Я думаю, что в характере каждого человека, который родился и вырос в России, который впитал в себя “русский дух”, есть какая-то стихия, необузданное кипение страстей и в то же время смирение и безграничное милосердие. Это удивительное противоречие души русской всецело выражает наш “гибкий”, “пышный”, неисчерпаемый язык. Да, действительно, родная речь – Божественный родник, воду которого пил и автор “Слово о полку Игореве”, и гений Пушкин, и мятежный Лермонтов, и видевший Русь издалека Гоголь. Для них слово было делом великим.

Я сознаю, что надо бережно относиться к нашей родной речи. И в наше время перед каждым человеком стоит задача хранить “Великий, Святорусский наш язык”. Только тогда мы будем понимать, что слово – это поступок и только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.

“В” - Объяснить знаки препинания в стихотворении. Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Что они выражают: просьбу или требование? В каком стиле чаще всего употребляются эти глаголы?

“С” - Назовите способы образования слова Божественный. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Укажите тип подчинительной связи, который используется в словосочетании Святорусский язык. Составьте свои словосочетания. Объясните постановку знака препинания в первом предложении. Запишите своё предложение с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

в) Проверка и обсуждение заданий.

2. Углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне широких обобщений.

а) Запись высказывания Н. В. Гоголя под диктовку. Учащиеся определяют основную мысль высказывания, определяют значение слов “громада, наслаждение, изловить (роль приставки в этом слове), чудные законы, неизмеримость”. Затем разбирают второе предложение по членам предложения, объясняют знаки препинания.

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н. В. Гоголь

- Ребята, вы показали своё умение работать со словарём, который поможет вам анализировать далее текст.

б) В подтверждение мысли Н. В. Гоголя о русском языке – “громаде”, о наслажденье погрузиться в “законы языка” проводим комплексный анализ текста.

На доске демонстрируется портрет И. А. Бунина.

- Знаком ли вам этот портрет?

- Что вам известно об этом писателе?

(Классик русской литературы И. А. Бунин – почётный академик по разряду изящной словесности, Нобелевский лауреат, которому в 1933 году была присуждена премия “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”. Ранние рассказы И. А. Бунина печальны и элегичны. Его художническое зрение предельно остро – в прозе играет и действует любая деталь, сразу запоминаясь. Но не фабула движет эту прозу, не сюжет, а хрустальный язык. М. Горький, прочитав “Антоновские яблоки”, восклицает: “Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно”).

На примере фрагмента из повести “Антоновские яблоки”, мы попытаемся провести комплексный анализ текста, проявить выразительные возможности языка, связанные с замыслом художественного произведения.

И.А. Бунин

АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада- сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги - два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

(Цель задания: развивать и углублять представления об изобразительно – выразительной роли синтаксических конструкций; развивать творческие способности и художественный вкус учащихся. “Исследование текста”- поиск его особенностей в его единстве формы и содержания, идеи и стиля).

в) Останавливаю внимание учащихся на том, как тематические группы слов обеспечивают единство текста.

1. Тема сада: садового вала, в саду, вишневых сучьев, в глубине сада, точно вырезанные из черного дерева по яблоням, по всему дереву, скользнет с яблони, по всей аллее.

Обратите внимание на слово вал. Какова его этимология? (Сообщение ученика об истории слова вал, волна, каток по “Этимологическому словарю русского языка” М. Фасмера, издание 3-е, 1996г.)

2. Время: к ночи, темнеет, к ужину, по студёной заре.

3. Пространство: на гумне, садового вала, в саду, в глубине сада.

- Данный словесный ряд передаёт перемещение субъекта речи в пространстве.

4. Запахи: ржаным ароматом, душистым дымом.

5. Звуки: голоса на деревне, скрип ворот.

6. Ощущение: очень холодно и росисто, по студеной заре.

7. Лексику связанную с передачей цвета можно разделить на две группы.

- Какие два цвета преобладают в тексте? Какую роль в тексте они выполняют?

- Поскольку перед нами художественное описание, то доминирующими частями речи являются прилагательные, существительные, причастия. Обратим внимание и на глаголы, которые помогают представить действие ярко, реально, живописно. Безличные глаголы фокусируют внимание читателя на явлениях природы. Такое погружение в мастерство писателя вам необходимо для речевого, интеллектуального развития.

г) Выполняем задания по дифференцированным программам.

“А” - сделать анализ синтаксического уровня. Какова роль сложносочинённых, бессоюзных предложений в тексте?

Образец ответа на часть “А” прилагается:

Я считаю, что сложносочинённые предложения помогают мне зримо представить конкретно – чувственный образ сада. Например: “То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки…”

Союз и передаёт последовательность явлений, что создаёт цельное динамическое описание. Повторяющийся сочинительный союз то…то передаёт чередующиеся явления. Бессоюзная связь в предложениях конкретизирует “сказочную картину” сада. Таким образом, благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче, разностороннее.

“В” - Найти односоставные предложения, определить вид, какова их роль в тексте?

Образец ответа на часть “В” прилагается:

Исследовав текст, я понял что односоставные безличные предложения (К ночи в непогоду становится очень холодно и росисто. Темнеет) являются художественным средством изображения мира природы.

Односоставное назывное предложение (В темноте, в глубине сада, - сказочная картина…) позволяет сфокусировать внимание читателя на объекте эстетического восприятия. Все предложения находятся в одном абзаце, его единство придаёт всей картине природы целостность и завершённость.

Их роль в предложении велика. Действительно безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, - самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений.

“С” - в приведённом фрагменте использованы тропы и стилистические фигуры. Какова их роль в тексте?

Образец ответа на часть “С” прилагается:

Автор использует возрастающую градацию: темнеет, в темноте, в глубине сада…, точно в уголке ада.

Метафора: То…ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба.

Сравнение: точно вырезанные из чёрного дерева, точно в уголке ада.

Первое сравнение придаёт повествованию выпуклость, рельефность, а также цветовую насыщенность. Второе сравнение выражает не только чёрно-красную гамму цветов, но и придаёт тексту дополнительные экспрессивные значения, связанные с образом ада.

И возрастающая градация, и метафора, и сравнения “работают” над созданием одного того же образа.

Сад – микромир, изображение сада – картина мира, в котором есть место непознанному, таинственному и даже страшному.

Проверив ваши работы, я могу сделать вывод. Анализ текста прежде всего помогает вырабатывать языковое чутьё, развивает вашу самостоятельность в монологическом ответе на лингвистическую тему.

III. Закрепление знаний учащихся.

1. Сравнительный анализ текстов.

Перед учащимися лежат заготовки стихотворения И. А. Бунина “У шалаша”

Распали костёр, сумей
Разозлить его блестящих,
Убегающих, свистящих,
Золотых и синих змей!
Ночь из тьмы пустого сада
Дышит холодом прудов,
Прелых листьев и плодов-
Ароматом листопада.
Здесь же яркий зной и свет,
Тени пляшут по аллеям,
И бегущим жарким змеям,
Их затеям – счёта нет!

- Что общего между этими текстами?

- Каким настроением они проникнуты?

- При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?

- Укажите эпитеты, метафоры, олицетворения. Какова их роль в тексте?

2. Выполняем задания по дифференцированным программам коллективно.

“А” - Написать миниатюру на тему: “У костра”. Выписать все местоимения, определить их разряды.

Образец ответа на часть “А” прилагается:

Потрескивал костёр, словно кто-то тихонько надламывал сухие поленья и сучья. Искры сверкающими огненными бабочками взлетали и исчезали, так и не добравшись до широкого узорчатого шатра, образованного могучими ветвями дуба, - шатра, на котором, казалось, были вытканы звёзды, просвечивавшиеся сквозь листву.

“В” - Выписать и сгруппировать слова из текстов по теме: “Н и НН в суффиксах разных частей речи”.

“С” - Чем интересны фонетически слова из текстов: становится, гигантские, змеям, счёта?

IV. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Ребята, данный подход позволил вам не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как они работают над передачей содержания текста, его смысла.

V. Домашнее задание. Какие размышления у вас вызвал текст И. А. Бунина? Обоснуйте письменно.