Урок художественного труда по теме "Творческий проект «Морозные узоры»"

Разделы: Технология, Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: ознакомить учащихся с проектной деятельностью.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления активности и творческой инициативности всех учащихся в процессе работы над проектом;
  2. Побудить детей к логическому мышлению для рационального выбора вариантов решения творческих задач;
  3. Развивать умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях, умение делиться полученной информацией с другими членами группы и самостоятельно решать возникающие проблемы;
  4. Подвести к осознанию учащимися социальной значимости той деятельности, которой они овладевают.

Художественные материалы: бумага цветная и белая, цветной и белый картон, самоклеющаяся пленка, блестки, пряжа, лист ватмана с рисунком, зубная паста в тюбике, восковая свеча, акварельные и гуашевые краски.

Оформление доски: словарь, образцы изделий в различных техниках, заготовка для панно выполненная учителем.

Технические средства: ведется показ мультимедийной презентации (Приложение 1).

Ход урока

I. Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобней, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них. (Слайд2)

Посмотрите на экран и представьте, как вдыхаете в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха….

II. Проверка домашнего задания.

Наблюдение в природе.

  • подойти к изучению темы урока;
  • учиться наблюдательности: умению отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы;
  • развивать внимательность к прозе, поэзии.

- Наконец-то зима вступила в полную силу и леса, поля, улицы города преобразились (Слайд 3,4,5).

- Что необычного, красивого вы заметили в зимней природе? Я просила подготовить дома стихи, загадки, поговорки, скороговорки.

/Ответы детей: наблюдения, стихи, загадки, поговорки, скороговорки/

Можно предложить детям:

Загадки.

Побелело за ночь всюду,
а у нас в квартире чудо!
За окошком лес исчез –
Там волшебный вырос лес!

Морозные узоры.

Он вошел – никто не видел,
он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

Мороз.

Он все время занят делом,
он не может зря идти.
Он все время красит белым
Все, что видит на пути.

Мороз.

Замечательный художник
у окошка побывал
Отгадайте-ка ребята, кто окно разрисовал?

Дед Мороз.

Пословицы.

Февраль – ветродуй, вьюговей и бокогрей.

В феврале два друга – мороз и вьюга.

Белее зима – зеленее лето.

- Друзья, спасибо, что вы с нами поделились своими необыкновенными наблюдениями.

А вот так о красоте зимней природы рассказали русские художники и мастера фотографии. (Слайд 6)

III. Подготовка к восприятию нового материла.

1-й этап. Погружение в проект.

-Прошли новогодние праздники и исчезли из наших классов чудесные украшения. Мне бы хотелось продолжить тему зимы и вновь сделать наш класс красивым.

Ведь Зима вместе с Дедом Морозом так стараются, украшают природу. Самое время учиться у них красоте и мастерству. (Слайд 7)

Что же нам сделать? Ведь вы у меня так много умеете: рисовать, лепить, поделки из бумаги изобретать… (Слайд 8)

(Слайд 9)

/Идеи детей. Подвести к созданию коллективного панно/

IV. Актуализация прежних знаний.

2-й этап. Организация деятельности.

Тема нашего урока «Морозные узоры».

Нужно создать наш проект зимнего оформления

-что такое проект?

Проект - это придумывание, разработка и выполнение своего замысла.

Но до того как начать проектировать - изобретать и воплощать в реальность свои идеи нужно внимательно разобраться с материалами, инструментами, правилами работы, что мы сейчас с вами и сделаем.

Ночь.…Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки
Взял иголку
Свет от звезд. Тянет нить
Сквозь щелку в шторах –
Все окно уже в узорах.
Завтра утром
Рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.

- Вы, наверное, не раз видели, как рисует Мороз Иванович на оконных стеклах узоры, внимательно ли вы рассматривали эти узоры? /они сложные/

Мне однажды удалось сфотографировать, как работал Мороз Иванович. (Слайд10) (Слайд11) (Слайд12)

- На что похожи рисунки Мороза Ивановича? /на узоры/

- Рисовать узоры интересно.

- Из чего состоит узор? /из линий/

Физкультминутка.

Какая должна быть линия? У нее свой характер, настроение.

  • легкая, воздушная,
  • живая, энергичная,
  • эмоциональная, радостная!

(словосочетания подкрепляются пластическими движениями)

Упражнение на тактильное ощущение линии.

- Рассмотрите кружевную салфетку ф (Слайд13), поводите пальчиками по узорам в воздухе. Вы увидите, что линия живая. Проследите изгибы линии. А мы для изображения линий, чем можем воспользоваться?

Какими материалами?

  • Рисовать красками, фломастерами, карандашами, свечой и даже зубной пастой!
  • Процарапывать в технике граттажа.
  • Вырезать из разного цвета и фактуры бумаги.
  • Использовать пряжу.
  • Блестки и бисер.
  • Самоклеющуюся пленку.

Образцы демонстрируются.

-Сегодня вы сами будете выбирать каким материалами будете работать. (Помните, что подобного рода изделие, в котором используются разные материалы и техники называется - коллаж- словарная работа)

- Когда-то давным-давно Мороз Иванович имел своих учеников, это были мастерицы и мастера, которые посуду расписывали, из металла узоры творили плели кружева, даже дома строили. Многие узоры они срисовывали с оконных стекол. (Слайды 14,15,16,17)

Учились у Мороза Мастер поэтического слова – поэт заметил и выразил в стихотворных строчках как. (Слайд 18)

Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег,
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.

…Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – белый, белый цвет,
Небу – голубой рассвет.

- Какие цвета взял поэт для описания зимы? /белый, голубой, синий/

Закрепление знаний о цвете, о правилах смешивания красок/

- Царство каких цветов приглашает нас к себе в гости? Какие цвета будем использовать в работе?

- Что вы знаете о белом цвете?

  • /белый цвет – нейтральный; (Слайд 19)
  • если добавим в синий цвет белого чуть-чуть, то получим голубой;
  • в синий можно добавить воды, тоже получим голубой/

- Что знаете о голубом цвете? (спектр голубого цвета на доске)

  • /голубой – холодный цвет; белый и голубой цвета зимние/

Какие ощущения у вас вызывают эти цвета? (Слайд 20)

  • /нежность, чистота, трепетность, изменчивость, спокойствие, привязанность, холодность, мечтательность/

Как на вас действуют эти цвета?

  • /привлекают, даже заманивают вдаль, вглубь/

Осталось выяснить как мы сегодня работаем? /в группах/

-Почему вы присоединились к этой группе? /…друзья, знакомые материалы../ (Слайд 21)

Давайте вспомним правила работы в группе:

  • каждый имеет право высказывать свое мнение.
  • обязан выслушать и понять другого.
  • говорить тихо.
  • нести личную ответственность за порученную ему часть общего дела.
  • …….

И, конечно же, выполнять правила безопасной работы (Слайд 21)

-Выберите капитанов команд и название команды………

Учитель разъясняет задачи группам.

V. Практическая работа.

-Войдите в мир фантазии, выдумки и творчества. Вы становитесь учениками Мороза Ивановича. (Слайд 22)

3-й этап-осуществление деятельности.

  1. изготовление изделия.
  2. дополнения, исправление (в конструкции, форме, технологии).
  • учитель ненавязчиво контролирует;
  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

VI. Итог урока.

4-й этап-презентация.

1. Капитаны команд проводят защиту проекта.

  1. что решили делать и для чего.
  2. как рождался образ объекта.
  3. какие проблемы возникали.
  4. как решались проблемы.
  5. что получилось.

2. Я считаю, что мы не напрасно провели минуты этого урока вместе.

Вспомните, как называлась тема нашего урока? /«Морозные узоры»/

Мы создали проект, наш вариант решения темы «Морозные узоры», который выполнили в технике коллажа. Вы создали прекрасную работу, которая украсит ваш класс. Все ребята в нашей школе удивятся вашему мастерству и творчеству, которое стало возможным потому, что вы очень старались, помогали друг другу, работая в группах, а дружба может творить настоящие чудеса.

(выделенные слова - еще раз проводится словарная работа).

Так давайте, давайте дружить!
Пусть не раз вам урок это вспомнится.
Если дружбой всегда дорожить
То любые проекты исполнятся!