Программа индивидуальных образовательных маршрутов "Физиология растений"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

В требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 03.06.2003 года, рекомендованных для использования в практической работе отмечается, что содержание образовательных программ должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

На основании данных требований разработана программа кружка “Физиология растений” по индивидуальным образовательным маршрутам для занятий исследовательской деятельностью эколого-биологического направления на базе ДЭБЦ “Дом природы”. Основными задачами Центра является эколого-биологическое образование, которое способствует формированию у ребенка естественнонаучной картины мира, обеспечивает развитие его познавательных способностей, расширение интеллектуальных возможностей личности. Развитые творческие способности, в том числе способности самостоятельного поиска знаний, служат универсальным инструментом успешной адаптации человека в обществе и его самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строится на принципах личностно-ориентированного образования, именно в процессе ее организации удастся достичь определенных результатов личностного развития школьников. Личностно-ориентированное образование такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Целью такого образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”, при этом отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем “проб и ошибок”, личными и личностными открытиями.

Актуальность программы

Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества.

Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 14-17 лет с учетом особенностей развития их в подростковый период. В книге Немова Р.С. “Психология”, в статье № 12 “Личность подростка” автор пишет, что: “Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение”.

Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

- показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

- развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;

- развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 2 года, занятия проводятся 2 раза в неделю с нагрузкой 2 часа, что составляет 144 часа в год.

Отличительной особенностью данной программы является: ориентирование детей на научно-исследовательскую деятельность, возможность расширить знания учащихся помимо биологии по таким предметам как – экология, история, география, химия, физика.

В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.

В методике преподавания по данной программе используются различные формы учебной деятельности.

Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ.

Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

- основы организации работы с научной литературой;

- научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;

- требования к оформлению результатов работы;

- способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;

- критерии оценки исследовательских работ.

Уметь:

- выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;

- формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;

- подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;

- применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;

- выступать с защитой исследовательской работы.

Учащийся должен знать:

- научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы.

В качестве результата по проделанной работе выставляется оценка в зависимости от объема самостоятельной работы. Большая часть исследовательских работ представляется учащимися в качестве выпускного экзамена по биологии.

Организация работы индивидуальной группы

Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу учителей биологии школ и желанию детей. Возраст учащихся от 14 до 17 лет.

На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ с их кратким описанием. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

Время, отведенное на каждое занятие (по 2 часа 2 раза в неделю) разбивается на части (по 20-30 минут), где проводится работа с малыми группами (2-3 человека), что позволяет экономить время учащихся и является более эффективным методом работы.

Такая методика позволяет уделять большое внимание при работе с учеником, учитывая индивидуальные особенности восприятия ребенка в ходе исследовательской работы.

Организация работы по такому принципу позволяет проследить отношение ученика к выполнению работы, умению работать самостоятельно, анализировать полученные результаты.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Для получения наилучшего образовательного результата необходимы:

- методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы;

- научно-исследовательская литература по выбранной теме;

- консультации специалистов: преподавателей школ и высших учебных учреждений;

- средства компьютерной поддержки;

- учебные пособия, таблицы, графики, схемы, дневники наблюдений, чертежи;

- оборудование для проведения опытов: микроскопы, растительный материал (тест – растения), почвенный грунт;

- финансирование участия школьников в научно-исследовательских конкурсах и конференциях;

- оформление и выпуск сборника исследовательских работ.

Библиографический список

  1. Бондарчук М.М., Ковылина Н.В. Биология, дополнительные материалы. Волгоград, из-во “Учитель”, 2006 г., 167 стр. тираж – 7 100 экз.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. Москва, “Владос”, 2003 г., 190 стр., тираж 20 000 экз.
  3. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Издательство “Учитель”, г. Ростов-на-Дону, 2005 г. 324 стр., тираж 3 000 стр.
  4. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. Москва, “Владос”., 2003 г., 256 стр., тираж 5 000 экз.
  5. Рожков М.И., Байбородова А.В. Организация воспитательного процесса в школе. Москва, “Владос”, 2001 г., 256 стр., тираж – 60 000 экз.
  6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Москва, “Народное образование”, 2000 г., тираж 12 000 экз.

Дополнительная литература:

  1. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. Москва, “Агропромиздат”, 1991 г., 336 стр., тираж 50 000 экз.
  2. Артамонов В.И. Зеленая лаборатория планеты. Москва, “Агропромиздат”, 1987 г., 143 стр., тираж 50 000 экз.
  3. Зверев А.Т. Экология. Практикум. Москва, “Оникс” 21 век”, 2004 г., 176 стр., тираж 5 000 экз.
  4. Колбовский Е.Ю. Изучением малые реки. Ярославль, Академия развития, 2004 г., 224 стр., тираж – 7 000 экз.
  5. Колбовский Е.Ю. Изучением ландшафты России. Ярославль, Академия развития, 2004 г., 224 стр., тираж 7 000 экз.
  6. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. Санкт-Петербург, “Крисмас+”, 1999 г., 210 стр., тираж – 2 000 экз.
  7. Опаловский А.А. “Планета Земля глазами химика”. Москва, “Наука”, 1990 г., 222 стр., тираж – 10 000 экз.
  8. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. Москва, “Просвещение”, 1980 г., 184 стр., тираж 40 000 экз.

Литература для учащихся:

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль, Академия Холдинг, 2000 г., 240 стр., тираж 10 000 экз.
  2. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М. Карманная книга натуралиста и краеведа. Москва “Географгиз”, 1961 г., 260 стр., тираж 40 000 экз.
  3. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Ярославль, Академия Холдинг, 2003 г. 256 стр., тираж – 7 000 экз.
  4. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я. Москва, “Колос”, 1992 г., 351 стр., тираж – 50 000 экз.
  5. Муравьев А.Г., Каррнев Б.Б., Лянзбург А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Санкт-Петербург, “Крисмос+”, 2000 г., 164 стр. тираж 1 000 экз.
  6. Селищев Е.Н. География для любознательных. Ярославль, Академия Холдинг, 2002 г., 240 стр., тираж – 7 000 экз.

Приложение 1.

Приложение 2.