Роль УДОД в реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2002 года № 2783 утверждает концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В соответствии с утвержденной концепцией ставится задача создания “системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на инвидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Какая же роль во внедрении установок концепции может быть отведена учреждению дополнительного образования детей?

Практика работы Центр детского творчества “Вега” по организации предпрофильного и профильного обучения школьников на протяжении ряда лет помогает достичь определенных целей:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Можно отметить также значительную роль учреждения дополнительного образования детей в организации преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках одного учреждения, что также в течение ряда лет внедряется в практику работы Центр детского творчества “Вега”.

Система преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в ЦДТ “Вега” сложилась как результат профориентационной работы педагогического коллектива, направленной на личностно-ориентированный подход к организации профильного обучения. Поскольку в течение ряда лет обучение старшеклассников и учащихся профессиональных училищ в учреждении превалировало над работой с учениками основной школы, важное место в процессе обучения отводилось оказанию помощи в выборе - предварительном самоопределении и создании образа своей “послешкольной деятельности”. С течением времени, изменением демографической ситуации в городе (уменьшением количества старшеклассников), изменением приоритетных направлений по работе с контингентами в самой школе большую значимость стала иметь деятельность по подготовке учащихся к самой ситуации выбора, т.е. предпрофильной подготовке.

Это просматривается фактически по всем направлениям обучения в ЦДТ “Вега”.

Предпрофильные направления Профессиональная подготовка
Кружки автодела, мотоциклистов, автоконструкторов- картингистов Группы подготовки специальностям “Слесарь по ремонту автомобиля”, “Водитель ТС категории В, С”
Кружки информатики, компьютерной графики и дизайна,обучения основам программирования Группы подготовки специальности “Оператор ЭВ и ВМ”
Кружки изучения иностранных языков Группы подготовки специальности “Секретарь руководителя” с изучением делового английского языка

Следует отметить, что профилизация в работе учреждения дополнительного образования детей отличается от профилизации массовой средней школы, и это естественно. Но принципы подхода к ней остаются однотипными:

- реализация опережающей стратегии в организации профильного обучения на уровне региона, муниципалитета (работа по профилям, востребованным на рынке труда);

- соответствие ресурсного обеспечения (наличие нормативно-правового, кадрового, программно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения);

- преемственность между предпрофильной подготовкой и профильным обучением;

- развитие субъектности учащихся (осознанное определение учащимися профиля дальнейшего обучения);

- возможность конкретизации и коррекции индивидуальных

образовательных маршрутов учащихся.

К сожалению, невозможно в рамках одной статьи охватить весь объем работы по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся нашего учреждения, поэтому рассмотрим некоторые моменты работы по основным направлениям:

- автодело

- информатика

- языковое направление.

Обратимся прежде всего к статистическим данным за последние три года, которые дают основное представление о масштабности проделанной работы.

АВТОДЕЛО

Объединения дополнительного образования и группы профессиональной подготовки направление “Автодело”

Учебный год

Кружки авто, мото, картинга

Группы профподготовки

“Водитель ТС кат. В, С”, “Слесарь по ремонту автомобиля”

 

Групп

Учащихся

Групп

Учащихся

2004-2005

5

68

7

135

2005-2006

5

71

8

150

2006-2007

4

50

8

134

ИНФОРМАТИКА

Объединения дополнительного образования и группы профессиональной подготовки направление “Информатика”

Учебный год Кружки информатики Группы профподготовки

“Оператор ЭВ иВМ”

  Групп Учащихся Групп Учащихся
2004-2005 10 148 4 78
2005-2006 12 148 6 97
2006-2007 12 163 5 73

Изучение иностранного языка

Учебный год

Кружки иностранного языка (английский, финский)

Группы профподготовки “Секретарь руководителя” с курсом “Деловой английский язык”

  Групп Учащихся Групп Учащихся
2004-2005 3 43 2 23
2005-2006 3 31 2 21
2006-2007 2 26 2 27

На сегодняшний день по окончании комплектования в учреждении наблюдаем примерно такое же соотношение по вышеуказанным направлениям:

2007-2008 учебный год

Кружки авто-, мото-, картинг:

4 группы - 53 человек

Группы профподготовки (автодело):
8 групп- 136 человек
Кружки информатики:

13 групп- 164 человека.

Группы профподготовки операторов ЭВиВМ:

3 группы- 46 человек

Кружки иностранного языка:

5 групп- 63 человека

Группа профподготовки секретарей: 1 группа- 11 человек

Обращаясь к принципиальным подходам организации предпрофильного и профильного технического обучения, прежде всего учитываются главные составляющие условия личного выбора школьника: это интересы и склонности учащегося; психологические и физиологические возможности; потребности рынка труда. Ежегодно Центр детского творчества в феврале-марте проводит Дни профориентации в общеобразовательных школах города и Дни открытых дверей для учеников и родителей в самом учреждении. Это помогает сделать первоначальный выбор.

Техническое обучение по направлению “Автодело”, главным образом профессиональная подготовка, предполагает учет психического и физического состояния подростка, т.е. медицинское освидетельствование в обязательном порядке. Обязательно, в числе прочих, заключение психиатра и нарколога, так как автомобильный транспорт является источником повышенной опасности.

Обучение по направлению “Информатика” предполагает углубленное изучение отдельных тем предмета, особенно программирование (2 языка), участие в олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня, подготовка к сдаче квалификационных экзаменов (выбор формы ЕГЭ по предмету информатика) и вступительных экзаменах.

Обучение по направлению “Секретарь руководителя” предполагает углубленное изучение английского языка.

При изучении потребностей рынка труда в этих направлениях можно сказать, что специальности водителя и автослесаря, оператора ЭВ и ВМ, Секретарь руководителя, Продавец продовольственных товаров всегда востребованы на рынке труда, кроме того, получение данных специальностей является средством социальной защиты молодых людей как в плане трудоустройства (сразу же после школы, во время дальнейшей учебы), так и в плане прохождения службы в рядах армии (престижная армейская специальность).

Ресурсное обеспечение предпрофильного и профильного технического обучения раскрывается следующими факторами. Нормативно-правовое: заложено в положениях Устава школы; кадровое: преподавателями направления могут быть только лица, имеющие высшее или среднеспециальное образование по соответствующим специальностям, мастера производственного обучения вождению должны в обязательном порядке иметь свидетельства на право обучения, выданные Мурманской ОТШ РОСТО; те и другие должны раз в пять лет проходить курсовую переподготовку в Мурманской ОТШ РОСТО, в противном случае учреждение может лишиться лицензии на этот вид образовательной деятельности. Программно-методическое обеспечение: профильное направление технического обучения использует федеральные, предпрофильное - федеральные и скорректированные федеральные программы обучения, в которых дается подробное пояснение, полностью раскрывается содержание, даются стандарты образования, а также списки необходимого технического оснащения кабинетов, лабораторий и учебных площадок для вождения. В некоторых случаях отклонение от программ не допускается. Это связано с особенностями приобретаемой специальности. Материально-технические ресурсы технического обучения в школе соответствуют программным требованиям. Это оборудованные кабинеты - 7, лаборатории для проведения ЛПЗ - 4, учебная площадка, учебные маршруты, учебные автомобили, мотоциклы, картинги, мопеды, персональные компьютеры, обеспечение работы локальной и глобальной сети.

Преемственность между предпрофильной и профильной подготовкой просматривается на следующих уровнях:

- учебные планы школы (от объединений дополнительного образования к группам профподготовки),

- образовательные программы (их взаимодополнение, как в кружке автодела и картинга и группах водителей, или интеграция, как в программах слесарей по ремонту автомобилей);

- уровни обученности (с восходящей сложностью при изучении разделов);

- а также сформированности специальных умений и навыков (например, простые навыки технического обслуживания автомобиля и сложные регулировки и работы с двигателем).

Принцип развития субъектности школьников как осознанное определение ими профиля дальнейшего обучения хорошо просматривается в нашем учреждении как учреждении разнопрофильном. Поэтому возможны следующие ситуации: в основной школе учащийся занимался в кружке информатики, затем пошел в группу автослесарей. Считаем, что каждый учащийся должен иметь такую возможность, а также право на совместное с педагогом решение об индивидуальном образовательном маршруте. Но эти отдельные случаи только подтверждают общую тенденцию обучения: если в основной школе ученик сориентирован на определенное направление, имеет возможность для саморазвития по этому направлению и не имеет противопоказаний для дальнейшего обучения по нему, то к средней школе он делает осознанный и обоснованный выбор. Наконец, каждый учащийся должен иметь возможность уже в ходе обучения скорректировать свой так называемый индивидуальный образовательный маршрут: например, уменьшить или увеличить количество категорий, по которым обучается, отдать предпочтение изучению мотоцикла или карта, выбрать или отказаться от изучения иностранного языка, изменить специализацию по специальности “Оператор ЭВМ” и .т.п. Но эта возможность подразумевает наличие в самом учреждении средств для ее удовлетворения (разнообразие объединений дополнительного образования, различные программы обучения, наличие необходимых кадров для их выполнения, финансовые ресурсы и другие аспекты).

Еще об одной стороне преемственности предпрофильного и профильного обучения следует помнить именно в учреждении ДОД. Сама специфика ДОД подразумевает массовую воспитательную работу, выражаемую в различных мероприятиях разного уровня. Каким образом центр обеспечивает это? Следует признать, что это довольно сложно, так как технология и методика проведения воспитательных мероприятий для разновозрастных детей все же имеет отличия, но опыт кой работы тоже есть. В школе существуют традиции базовых мероприятий по различным направлениям в которые можно включать деятельность школьников как из кружков, так и из групп профподготовки:

по направлению “автодело”- это традиционный профессионально-технический городской конкурс учащихся (группы подготовки водителей транспортных средств категорий В,С - включается показательное выступление учащихся кружка картингистов);

это традиционная научно-практическая конференция ЦДТ “Грани наук”, секция “транспорт”,

по направлению “информатика”- это традиционная научно-практическая конференция ЦДТ “Грани наук”, секция “информатика”, предметная неделя.

Совсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования. Учреждение дополнительного образования детей также не стоит в стороне от реализации того направления. Особенно это касается участия УДОД в предпрофильной подготовке ученика, которая должна строиться на определенных общих принципах, но в то же время носить индивидуальный характер (учитывать статус образовательного учреждения, его традиции, потенциал, материальную базу и т.д.). Такая деятельность и позволит у большинства учащихся сформировать индивидуальные образовательные потребности и позволит ощутить для себя связующую нить между “я хочу” и “я могу”.