Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно- ориентированного подхода, а достижения нового образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся.

Одной из ключевых компетентностей является социально- личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач образовательного процесса.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственности, гражданской позиции, различных ролей в процессе обучения.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника.

Для реализации поставленных задач в нашей школе широко используются различные активные методы обучения, в том числе и игровые. Например, в основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строиться не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников.

Учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Это научит школьников не оставаться в стороне от проблем, происходящих в государстве.

Современный учитель истории и обществознания практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую, социальную или какую-либо проблему.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою “истину”, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретение для взрослой жизни.

Так же данные формы проведения урока способствуют реализации поставленных целей курса обществознания, таких как:

  • Способствование успешной социализации учащихся;
  • Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения свободного человека свободного общества;
  • Формирование потребностей в получении новых знаний;
  • Осознание учащимися необходимости личного выбора ответственности за сделанный выбор;
  • Формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.

Автором данной статьи были разработаны несколько спецкурсов делающих упор на социализацию учащихся, на формирование гражданственности. Данные спецкурсы призваны помочь учащимся 5-9 классов пополнить свои знания о человеке, обществе, о правилах и нормах жизни, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, оценивать социальную реальность и действовать осознано и ответственно.

Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Условиями, обеспечивающими эффективность усилий по социализации школьников, являются:

  • Опора на те элементы современной социально-экономической, политической правовой, духовной ситуации, которые соответствуют принципам динамично развивающейся экономики, гражданского общества и правового государства;
  • Отбор содержания образования в соответствии с принципами демократизма, историзма, научности, законности, гуманизма.

Такие темы как: “Государственная символика России. Гимн”, “Государственные символы в истории России” способствуют воспитанию патриотизма, развитию познавательного интереса к истории своей страны, популяризации государственных символов и гимна Российской Федерации, расширяет историческое знание учащихся.

Литература

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. 160 с.
  2. Великородская А.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.