"У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Разделы: Литература


Вид урока: урок-размышление, урок-диалог

Технология: диалога и творческого чтения

Цели:

  • познакомить школьников с творческой и сценической работой над комедией;
  • развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев пьесы;
  • развивать у учащихся представление о драме, о жанрах драматургии

Оборудование: афиша спектакля, театральные программки; портрет А. С. Грибоедова; иллюстрации театральных деятелей того времени, сцен из комедии; грампластинка, текст комедии

На доске:

Слева - словарь:

  • Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.
  • Программка - содержание театральных, концертных, цирковых представлений.
  • Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
  • Бельэтаж - ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.
  • Балкон - верхний ярус в зрительном зале.
  • Ложа - место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц.
  • Режиссёр - художественный руководитель театральной постановки.
  • Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т. п.
  • Актёр - испольнитель ролей в театральных представлениях.

Справа: портреты, иллюстрации из альбома.

Посередине: тема, вид урока, слова Л. Н. Толстого о литературе:
“Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие заражаются этими чувствами и переживают их”.

Ход урока

(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

1. После звонка:

Сегодня первый урок по комедии “ Горе от ума” А. С. Грибоедова, называется он “У театральной афиши”.

2. Вступительное слово учителя:

Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.

Афиша театра… Какой она была? Зачем она? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был и вовсе.

И хотя мы с вами уже знакомы с драматическими произведениями, но сегодня, сейчас, мы впервые попадем в театральную обстановку.

Она особая, эта атмосфера. Ещё не прозвенел третий театральный звонок… Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Ёще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис… Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля…

Звенит третий звонок.

Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскланялись со знакомыми, предвкушая уже некое таинство…

Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка.

- Что таит спектакль?

- О чём пьеса?

Пробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.

3. Итак, действующие лица…

Посмотрим…

Чтение списка действующих лиц

Беседа:

- О чём вы подумали, пробежав глазами программку, про себя поразмыслив над нею?

Вывод: о теме пьесы, о социальном составе действующих лиц, о характерах героев, о месте действия.

4. Игра в театр.

А теперь забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество.

Вы – режиссер.

- Кто он? Чем занимается?

(Художественный руководитель театральной постановки).

Итак, автор сценария принес вам пьесу, которую вам, именно вам, предстоит поставить.

Обычно у драматурга нет текста, который бы объяснял характер персонажей (как, скажем, это было у Н. В. Гоголя в “Ревизоре”), значит, режиссер должен внимательно просмотреть ремарки (рекомендации) автора, чтобы определить характер героев пьесы и их костюмы. Давайте вернемся к списку действующих лиц. Возможно, они что-то подскажут.

- Что мы можем сказать о Фамусове? (Управляющий в казенном месте, у него есть дочь, секретарь, слуги, значит, перед нами богатый человек, занимающий определенное место в обществе, действие происходит в его доме, значит, он главное действующее лицо).

- Что можно сказать о Молчалине? Скалозубе? Князе Тугоуховском и княгине? Старухе Хлестовой? (“Говорящие” фамилии).

- Что можно сказать о социальном положении героев? (Высшее общество).

- Где происходит действие? (В Москве-столице).

- Есть ли фамилии без каких-либо объяснений? (Чацкий, Загорецкий, Репетилов).

- Как можно узнать о их характерах? (Только через чтение текста, их монологов и диалогов).

Итак, работа режиссера в том и заключается.

- Справится ли один режиссер с постановкой спектакля?

- Кто еще участвует в работе над постановкой?

(Помощник режиссера, художник-постановщик, звукорежиссер, музыкальный оформитель, осветитель, костюмеры, гримеры и, конечно же, актеры).

5. Работа над творческим чтением:

(1 действие, 1 явление)

Я – режиссер, вы – пока актеры.

В театре элементом серьезной работы в начальный период является так называемая “работа за столом”. Собираются все: актеры, художники и т.д. Читается текст и идет его обсуждение. Утверждаются актеры на ту или иную роль, обсуждается характер героев.

На роль Лизаньки назначаю…

(Лизанька – служанка Софьи Павловны, переживающая за свою госпожу).

- Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли?

Вывод: теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто.

6. Д/з: вы продолжите эту работу над 1 действием, явлениями 1-10.

Делю класс на 3 группы:

  • 1-3
  • 4-6 роли распределить самим!
  • 7-10

Индивидуальные задания на карточках:

  • художники-декораторы
  • музыкальное оформление посмотрите иллюстрации
  • костюмеры
  • осветители

Остальные – актеры, выбрать роль и рассказать об этом герое, как о себе, т.е. прочитать “её в образе”, как это делают актеры театра.

7. Включается грамзапись чтения комедии мастерами художественного слова.