Внеклассное мероприятие в 7-м классе специальной социально-коррекционной школы-интернате VIII вида по теме "Три чуда" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Овладение детьми музыкальной культурой.
  2. Развитие музыкальности учащихся.
  3. Воспитание любви к музыке.

Задачи:

Образовательная

  1. Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Коррекционные

  1. Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии.
  2. Помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями через занятия музыкальной деятельностью.
  3. Способствовать снятию эмоционального напряжения.

Развивающие

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.
  2. Активизировать творческие способности.

Оборудование:

  • костюмы,
  • слайды,
  • магнитофон.
  • Наглядность:
  • рисунки детей,
  • портрет композитора.

Ход занятия

I. Организация класса.

- Здравствуйте, садитесь.

II. Вступительная беседа. (Слайд 1)

- На какую тему недавно прошёл конкурс рисунков? (Сказка о царе Салтане). (Слайд 2)

- О чём или о ком эта сказка?

Почему это произведение называется сказкой? (Потому что в нём есть превращения человека в насекомое, птицу, богатыри выходят из моря, ребёнок растёт в бочке не по дням, а по часам). (Слайд 3)

Правильно, а что такое театр? (Театр - это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников).

- Кто играет в театре? (Актёры, артисты).

- На уроках музыки мы с вами говорили о Н.А.Римском-Корсакове. Кто это такой? (композитор). (Слайд 4)

- А кто такой композитор? (Человек, сочиняющий музыку).

Что вы можете о нём рассказать? (Дети кратко рассказывают о композиторе).

- Р.-К. Написал на этот сказочный сюжет оперу. Кто из вас скажет, что такое опера? (Опера - это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.) (Слайд 5)

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о “трёх чудах” из оперы “Сказка о царе Салтане”.

IV. Объяснение (методом слушания, беседы, показа).

- Итак, как я уже сказала, композитор написал на сюжет этой сказки оперу.

Сегодня мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

Вспомните, в кого царевна-Лебедь превратила в последний раз царя Гвидона? (в шмеля). (Слайд 6)

1) Прослушав отрывок из этой оперы, подумайте, какой характер этой музыки? Звучание каких инструментов вы услышали?

2) Слушание отрывка “Полёт шмеля”.

3) Беседа о прослушанном.

Какой же характер музыки у этого отрывка? (радостный).

А почему? (Гвидон стал шмелём. Он тосковал по своему отцу-царю Салтану, хотел повидать родные края).

Звучание каких инструментов вы услышали? (Дети выбирают на Слайдах скрипку, кларнет, баян, ксилофон). (Слайд 7)

V.

1) Сейчас я предлагаю прослушать ещё три фрагмента из оперы.

Прослушав их, подумайте, каких героев изображает композитор.

Слушание музыки “Три чуда”. (Слайд 8)

Беседа о прослушанном.

- О ком или о чём идёт речь? (о “трёх чудах”).

О каких “трёх чудах” рассказывает композитор? (Белка, 33 богатыря, царевна-Лебедь).

- Да, это “три чуда” - так назвал Римский - Корсаков вступление ко второй картине четвёртого действия оперы. Это произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении.

VI. Работа над фрагментами из оперы.

- А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой) рассказал нам о чудесах острова Буяна.

1) Слушание отрывка. “Чудо 1”. (чтение отрывка)

... под ёлкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
“Во саду ли, в огороде”.

Слушание музыки: "Чудо Г\

Беседа о прослушанном.

Какой музыкой изображает белочку композитор? (Лёгкой, подвижной музыкой и народной песенкой “Во саду ли, в огороде”.

Какому инструменту поручает композитор изображение белочки? Как называется этот инструмент? (маленькая флейта - самый высокий и звонкий инструмент). (Слайд 10)

VII.

1) “ЧУДО 2”. (чтение отрывка).

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплескнётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря.

2) Задание:

Слушая фрагмент, подумайте, что хотел изобразить композитор этим отрывком из оперы и как определили.

Слушание музыки. (“Чудо 2”)

Беседа о прослушанном.

Что же хотел изобразить композитор этим отрывком? (В этом чуде создаётся впечатление рокота морских волн.

- Как вы определили? (Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трёх богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.) (Слайд 11)

VIII.

1) “ЧУДО 3”. (Чтение отрывка).

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

2) Задание:

Слушая третье чудо, подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал Н.А. Римский-Корсаков, звучание каких инструментов вы услышите.

Слушание музыки (Чудо третье).

Беседа о прослушанном.

Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Слайд 12)

(Царевну-лебедь характеризует нежная “узорчатая музыка”. Мягкие размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок).

Выберите инструменты, которые присутствуют в третьем чуде (скрипка). (Слайд 13)

Кроме скрипки композитор в третьем чуде использовал арфу.

Арфа - это один из видов древнейших музыкальных инструментов. Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись всё новые и новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны.

(Слайд 14)

IX. Обобщение.

Над чем работали сегодня на занятии? (над оперой).

Что такое опера?

Что вам больше всего понравилось?

Что нового узнали? (арфа).