Совершенствование познавательной деятельности старшеклассников при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию.

Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.

Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать.

Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык.

На уроках английского языка создаю благоприятный морально-психологический климат, стараюсь вести уроки в свободной, непринужденной обстановке, создаю ситуации успеха, поощряю самостоятельность, инициативу, критичность. Воспитываю у учащихся уважительное отношение к чужой точке зрения, необычным вопросам.

Формирую креативные качества  личности: раскованность мыслей, чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.

Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает умение пользоваться средствами обучения: текстами для чтения, словарем, грамматическим справочником; умение прослушать и понять различные аудио- и видеотексты.

Учителю следует развивать у старшеклассников понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.

Стараюсь поддерживать и развивать интерес к изучению английского языка, использую все приемы стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и положительного эмоционального воздействия на учащихся, чтобы усиливать мотивацию учения.

Для совершенствования умения в чтении текстов на английском языке даю задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло решать весь комплекс задач.

При чтении текстов, например, из газеты «Moscow News» у старшеклассников вырабатывается определенная система в самостоятельной работе.

Газетный материал разнообразен по тематике, он освещает все стороны жизни. Это экономическая и политическая жизнь нашей страны, зарубежных стран, новости научной, культурной и спортивной жизни, информация страноведческого характера. Мои старшеклассники с интересом работают со статьями из газеты «Moscow News».

При подготовке учебного сообщения по прочитанному тексту учащемуся следует показать, как нужно сократить текст, чтобы передать только главное, опустив дополнительную, второстепенную информацию; рекомендовать записать план пересказа и ключевые слова, что поможет ему при устном сообщении.

При подготовке устного сообщения по теме нужно научить школьника определенной последовательности в выполнении задания:

– определить, что хочешь и можешь сказать по теме на английском языке;
– обратиться к тексту, чтобы использовать материал для сообщения;
– составить план сообщения, записать его;
– устно проговорить свое сообщение в соответствии с планом.

Обучение старшеклассников приемам самостоятельной работы расширит их значения, обеспечит возможность достигнуть практических, воспитательных и образовательных целей при изучении иностранного языка.

Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Желание, умение трудиться, радость от выполняемой работы составляют основу успешного учения.

В качестве эффективных средств формирования норм отношения к учебной деятельности я выделяю следующие учебные ситуации;

– ситуации выбора деятельности;
– ситуации планирования деятельности;
– ситуации оценки и самооценки деятельности.

Ситуации выбора деятельности могут быть представлены в учебном процессе различными заданиями.

Задание №1. Назовите те упражнения, которые вам понравились.
Задание №2. Назовите задания, которые вам нравятся (+), не нравятся (–), к которым вы относитесь безразлично (0).
Задание №3. Назовите темы, которые вам нравятся, не нравятся, к которым вы относитесь безразлично.

Название тем

  +  

  –  

  0  

1. Моя семья
2. Моя школа (мой лицей)
3. Мои планы на будущее
4. Английский сегодня
5. Жизнь в 21 веке
6. Компьютерная революция
7. Великобритания
8. Лондон
9. США
10. Вашингтон, округ Колумбия
11. Российская Федерация
12. Москва
13. Санкт-Петербург
14. Олимпийские игры
15. Спорт в Великобритании
16. Спорт в России
17. Мой родной город
18. Путешествие
19. Космические исследования
20. средства массовой информации
     

– подготовьте по одной из понравившихся вам тем доклад (реферат), пользуясь дополнительными источниками.

Ситуации планирования деятельности можно представить различными заданиями.

Задание № 1.

– прочитайте текст и вопросы к нему.
– составьте свои вопросы к тем частям текста, к которым вопросов в задании нет.
– перескажите содержание близко к тексту.

Задание № 2.

– прочитайте текст и составьте вопросы к нему.
– составьте план по теме в виде вопросов.

Задание № 3.

– выберите те способы работы над сообщением, которые считаете полезными для выполнения задания:

  1. Выберу и прочитаю статью;
  2. Составлю тезисы;
  3. Сделаю наброски сообщения (выписки из статьи);
  4. Перескажу сообщение без опоры;
  5. Перескажу сообщение без опоры на текст;
  6. Прочитаю каждый абзац статьи и передам кратко его содержание;
  7. Составлю план, отражающий основное содержание выбранной статьи.

Ситуации оценки и самооценки деятельности предполагают формирование у старшеклассников критического отношения к выполняемой работе и могут быть представлены следующими видами заданий:

  • Задание №1. Назовите (прочитайте) вопросы к тексту, которые показались вам очень трудными.
  • Задание №2. Отметьте знаком «+» те вопросы к тексту, на которые вы знаете ответ.
  • Задание №3. Отметьте знаком «+» те предложения в тексте, которые являются самыми трудными.

Перечисленные учебные ситуации, на мой взгляд, являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы старшеклассников.
Включение учащихся в ситуации выбора и оценки позволяет постепенно формировать у учащихся правильную оценку своих возможностей. От правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей зависит положительное отношение учащихся к учению в целом.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы. Создается обстановка для естественного самовыражения ученика.