Урок по окружающему миру для 1-го класса с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Знакомство обучающихся с историей развития и разнообразием современных моделей велосипеда;
  2. Уточнение знаний об устройстве велосипеда;
  3. Закрепление знаний безопасной езды на велосипеде.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • клей,
  • конверты для работы в паре,
  • цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Проверка изученного материала.

- Подумайте и скажите, когда появилась одежда?

- Во что одевались древние (первобытные) люди?

- Людей каких профессий мы сразу узнаем по их одежде?

(Милиционеров, пожарных, военных, клоунов, водолазов, космонавтов)

Говорят, что для каждого случая есть своя одежда.

- Какую одежду вы знаете?

(Деловую, рабочую, спортивную, для дома).

3. Работа над новой темой.

Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадайте ее.

1 вариант:

Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем.

2 вариант:

У него два колеса,
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.

- Правильно, это велосипед. Муравьишка видит его первый раз. “Наверное его изобрели недавно” - подумал Муравьишка.

- Ребята, а как думаете вы, когда изобрели велосипед? (рисунок 1)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос “Когда изобрели велосипед?”

Вы познакомитесь с историей развития и разнообразием моделей велосипеда, уточните знания об его устройстве, узнаете о правилах безопасной езды на этом виде транспорта. (Рисунок 2)

1. Рассказ учителя.

- Знаете ли вы, кто первым изобрел велосипед? (рисунок 3)

Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса, руль.

Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы.

Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.

Вторым изобретателем был немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Он оснастил двухколесный самокат управляемым передним колесом. (рисунок 4)

А эта модель появилась 170 лет назад. Филлип Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженным педалями, и маленьким задним. Такой велосипед в народе прозвали “костотряс”. Он развивал скорость – 11 км/ч. (рисунок 5)

Еще через несколько лет (25 лет) появился экипаж с педалями на переднем колесе и тормозом на заднем.

Разработал и создал такую модель велосипеда француз, каретных дел мастер – Пьер Мишо. Проживал он в Париже. Сначала было построено 2 велосипеда, а потом построено и продано – 142 машины. (рисунок 6)

Стремясь еще больше увеличить быстроходность велосипеда, конструкторы придумали легкие металлические колеса с тонкими стальными спицами. Эту машину англичане-конструкторы назвали “пауком”. За быстроходность и множество тонких легких спиц. (рисунок 7)

Толпа людей-зевак с любопытством рассматривала эту модель велосипедов. (рисунок 8)

А потом начался самый настоящий бум велосипедов.

Первый велосипед для женщин был изобретен 137 лет назад, а более 150 лет назад Лоусон изобрел дамский велосипед со скошенной рамой. (Безопасный) (рисунок 9)

2. Из каких частей состоит велосипед?

(Ответы детей: колеса, шина, обод, крылья, над колесами (пыльники), рама, руль, педали, седло.)

(Обучающиеся называют, а учитель показывает эти части) (рисунок 10)

3. Практическая работа. Работа в парах. (В конвертах лежат части велосипеда)

- Игра “Собери велосипед”.

- Ребята, вам нужно наклеить части велосипеда.

- Какие части приклеили?

(ответы детей)

4. Разнообразие велосипедов.

В 20 веке велосипеды делят по различным признакам:

1. По возрасту потребителей. (рисунок 11, 12, 13)

2. По числу колес (одно-, двух-, трех-, четырехколесные)

3. По предназначению (мужские и дамские, дорожные, складные, спортивные)

5. Необычные велосипеды

- Чем необычны эти велосипеды? (ответы детей) (рисунок 14)

6. Работа в учебнике. (стр. 83)

- Пронумеруйте модели велосипедов.

7. Безопасная езда.

Для велосипедистов, так же, как и для водителей машин, есть правила безопасной езды. (рисунок 15)

- Кто знает, с какого возраста разрешается кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет)

- А где можно кататься? (Во дворе, парке, стадионе)

Даже существуют дорожные знаки для велосипедистов.

- А вы знаете эти знаки? (“Велосипедная дорожка” (синий цвет), “Движение на велосипеде запрещено” (красный цвет))

Итог урока.

- Когда же изобрели велосипед?

- Раньше или позже, чем появилась одежда?

- Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?

- А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно?

- А у кого за время урока снизилось настроение?

- А у кого повысилось?

- Кто из вас устал на этом уроке?

- А кто чувствует, что у него прибавилось сил?