"Обычаи и обряды Егорьева дня"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Формирование чувства принадлежности к национальной культуре.

Задачи:

Образовательная: Дать представление об обычаях и обрядах Егорьева дня.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и любви к отечественной культуре.

Развивающая: Развивать эмоционально-чувственную сферу через:

  • календарно-обрядовую поэзию
  • песенно-музыкальный фольклор.

Демонстрационный материал

1.Икона “Георгий Победоносец”.

2.Репродукция картины “Спящий пастушок” А.Венецианов.

3.Верба (освещённая в церкви).

4.Рожок.

5.Русские народные костюмы.

6.Оформление класса в русском стиле.

Музыкальный материал:

1. “Песня Леля” из оперы Н.Н. Римского-Корсакова “Снегурочка”.

2. “Танец пастушков” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.

3. “Веснянка”- хоровод.

4. “Савка и Гришка” - р.н.п.

5. “На зелёном лугу”- р.н.п.

6. “Дударь” р.н.игра.

Ход урока.

Интегрированный урок по народной культуре, музыке и ИЗО.

Звучит народная музыка.

Ведущая: Просыпается с весной природа, приводят в порядок люди

Весной своё хозяйство. Откуда приходит к нам Весна? Кажется, что она чувствует, как люди соскучились по ней.

З учит музыка. Появляется Весна.

Весна: Конечно чувствует и старается не обмануть людских желаний.

Ведущая: А ребятишки даже старались поговорить с весной, как с добрым и щедрым другом.

1 чтец: Весна красна,

Где ты бывала?

Весна:

В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила,
Цветы заводила.

2 чтец:

Весна красна,
На чем пришла?

Весна:

На сохе, на бороне,
На жердочке, на борозде,
На ржаном колоске,
На пшеничном пирожке.

3 чтец:

Весна-красна,
Что ты нам принесла?

Весна:

Соху, борону,
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломки пучок.
Хлебушка кроюшечку,
И водицы кружечку,
Грачи летят на всю Русь трубят:
Чу- чу, чу-чу,
Мы несём Весну!

Дети произносят несколько весенних закличек.

1чтец:

Грачи-кулечи, летите,
Весну красную несите.

2 чтец:

Жаворонки, прилетите
Красную весну принесите,
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

3 чтец:

Жаворонушки- перепёлушки,
Птички- ласточки, прилетите к нам.
Весну красную, весну ясную, принесите нам

Ведущая: Свою любовь к весне выражали люди не только через весенние заклички, но и в весенних хороводах.

Хоровод “Веснянка”.

Ведущая: Весна несла радость жизни, бодрость, новые силы не только

Крестьянам, но и их первым помощникам и друзьям- домашним животным. После долгой и холодной зимы, люди и животные с нетерпением ждут весну. Первый день выгона скота на пастбище был великим праздником. Этот день назывался -Егорьев день.

Кто такой Егорий? Это покровитель, защитник домашнего скота.

В этот день Егорий выезжал на своём белом коне и пас скот, охраняя его от диких зверей. Позднее его назвали Георгием Победоносцем.

Рассматриваем репродукцию иконы “Георгия Победоносца”.

По народному календарю этот день отмечали 6 мая. Вот что говорили об этом дне наши предки:

На доске размещены пословицы:

“Егорий землю отмыкает”
“Пришёл Егорий- и весне не уйти”
“На Егорий мороз – будет просо и овёс.”
“Если кукушка кукует до Егория- к не урожаю.”

Этот праздник отмечали во всех деревнях. А как это было, вам покажет наша фольклорная группа.

Весна: Первый раз на пастбище животных полагалось выгонять веточками пушистой вербы -считалось, что от первого цветущего растения передаётся жизненная сила.(Весна раздаёт детям

Вербные веточки).

При этом приговаривали:

1 чтец:

Верба- хлёст, бей до слёз,
Зато будешь ты здоров!

2 чтец:

Как вербочка растет-
Так и ты расти!

3 чтец:

Не я бью – верба бьёт!

Хоровод-песня “Вербочки”

Ведущая: Первый обряд Егорьева дня был посвящен тому, чтобы оберечь домашний скот в день первого выгона на пастбище с родного подворья.

Сцена в доме. Ведущий рассказывает, а группа ребят обыгрывает это обряд.

Ведущая: В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой накрывают стол чистой скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят полную солонку и пасхальное яйцо, зажигают перед иконой Святого Георгия свечу и молятся. А хлеб-то на столе “которым кормили скотинушку перед выгоном”

особенный “В великоденный четверг шерстинки со скотинки берут и в хлеб запекают – и лошадину шерстинку, и овечью, и коровушкину: лошадинкину – лошади, коровушкину - корове, овечкину – овечке”.

А кормили не просто так: хозяйка – из своего подола, а хозяин – на заслонке от печи. И приговаривали:

Хозяин: “… Как заслонка от пода не отстанет, так бы и моя христова скотинушка не отставала бы от моего двора; ходила бы в темных лесах, в зеленых лугах, а моего дома не забывала бы….”

Ведущая: Пасхальным яйцом оглаживали, хозяйка корову и овечек, а хозяин – лошадок. Как бы благословляли и оберегали, при этом приговаривали.

Хозяин: Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта.

Хозяйка: Как яичко гладко и кругло, так и коровушка моя будь гладка и сыта.

Ведущая: Затем хозяин брал икону святого Георгия и свечу, а хозяйка хлеб с солью и вместе обходили всю скотину на своем дворе и приговаривали:

Хозяин с хозяйкой: Егорий храбрый, прими мою скотину на все полное лето и храни ее.

Ведущая: Обратимся еще раз к иконе святого Георгия. Он изображен на коне не случайно. Всю животинушку любил хозяин, но в весенние пахотные дни именно лошадь была главной работницей, и к ней было особое отношение. В некоторых селах мужчины приезжали на лошадях к церкви и священник окроплял лошадей и мешки с овсом святой водой.

Весна: А в некоторых деревнях делали ряженного “коня”. Сверху садился пастух, а “конь” в сопровождении народа обходил деревню. Потом ряженный “конь” вступал в бой с таким же “конем” из другой деревни. Вот такой шуточный обряд.

Ведущая: А что дальше-то было?

Сцена в поле.

Весна: Ребятишки в день выгона скота делали крестики из вербы выходили на поляну, ходили по кругу и приговаривали:

1 чтец:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егория окликали.

2 чтец:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом!

3 чтец:

Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Весна: И оставляли крестики в поле, втыкая их в землю.

Ведущая: Конечно, самым уважаемым на селе человеком был пастух. От него во многом зависело благополучие крестьян, ведь он охранял их коровушек. В опере Римского-Корсакова”Снегурочка” есть персонаж- пастушок по имени Лель. Давайте послушаем песню Леля и обратим внимание на проигрыш между куплетами.

Прослушивание “Песни Леля” из оперы Н.Н. Римского- Корсакова “Снегурочка”

Ведущая: Какой инструмент звучит в проигрыше? Конечно рожок. (Показать игру на рожке)

Все лето будут петь пастушьи рожки. Властная и нежная их сила будет коров созывать: когда на луг идти, когда вместе собираться да домой возвращаться…Музыка эта удивительная - будто сама мать-природа поёт, со своими детьми разговаривает: с лесами тёмными, лугами зелёными, реками быстрыми, травами душистыми, цветами лазоревыми, с птицами певучими, с козами бодучими, с бурёнками круторогими да с Ваней-Пастушком….Если пастух не играл на рожке - ему меньше платили.

Весна: У пастухов были свои обряды. Накануне первого выгона они собирались дружной толпой и шли за старшим пастухом.

Инсценировка “Пастухи”.

Старший пастух: Ну, что ребятушки, завтра с утра нам на дудочках играть, да ответ держать перед хозяевами – все ли коровки у нас целыми домой вернутся, ни одной ли не пропадёт.

1 пастух: Давайте ребята свой обряд проведём, чтобы не тронул наши стада дикий зверь, косматый серый волк.

Старший пастух: Правильно. Вот ты будешь Зайцем, ты Кривым, а ты- Колодой. Все готовы?

Пастухи хором: Все!

Старший пастух:

Тогда начинаем.
Заяц, заяц, скажи нам,
Горька ли осина?

Заяц:

Горька осина, ой, горька!

Старший:

Пусть наша скотина будет так волку горька.
А ты, Кривой, дойдёшь ли до стада?

Кривой: Нет. Не дойду до стада, не вижу.

Старший:

Пусть так и волк нашего стада не увидит, не разглядит.
А ты, Колода, можешь ли ты повернуться?

Колода: Нет, не могу.

Старший: Вот пусть так же и волк не сможет к нашему стаду повернуться.

Весна: Так говорили пастушки, потому что считали, что заговором они

Оберегают животных от злых волков. А вот другой обряд, его можно назвать девичьим - обряд пробуждения земли от зимнего сна. Девушки шли рано утром в поле, катались по юрьевой росе. Потом плясали, сильно пристукивая босыми ногами по земле, словно и впрямь будили и передавали ей свою жизненную силу, приговаривали:

“Надо рос топтать, надо землю будить!”
“Не бывать весне на Руси святой без Егория!”

А возвращаясь домой весело пели частушки:

Девушки исполняют частушки:

1.Утром рано - поутру,
Пастушок: “Ту-ру, ру-ру.”
А коровки в лад ему
Затянули: “Му-му-му.”

2.Только солнышко взойдёт,
Роса на землю упадёт,
Пастух выйдет на лужок-
Заиграет во рожок.

3. Хорошо пастух играет,
Будит девок, будит баб,
Будит девок, будит баб,
Будит маленьких ребят.

4. Выгоняйте вы скотину,
На широкую долину,
На широкую долину,
На зелёну луговину.

5. Ты коровушка, ступай
В чистом поле погуляй,
А вернёшься вечерком-
Всех напоишь молочком!

Весна: Пастухов всегда уважали. Поочерёдно жители деревни приглашали их в свои дома и сытно угощали.

Ведущая: Есть и песенки о пастушках - простые, незатейливые, известные нам с детства.

Ребята исполняют песни “Савка и Гришка”, “На зелёном лугу” и др.

Ведущая: Образ пастушка воспевался не только в поэзии и музыке, но

Был удостоен внимания и в живописи. Кисть великого художника Венецианова А.В. запечатлела для нас образ “Спящего пастушка”.

Рассматриваем репродукцию картины

Можно ли назвать его настоящим пастухом? (Ответы детей). Нет. И это слышится даже в названии картины “Спящий пастушок”. А как же тогда его называли? А называли его подпасок. С детства приучали детей к нелёгкому труду пастуха.

Весна: А в балете известного композитора П.И. Чайковского “Щелкунчик”, есть фрагмент, который так и называется “Танец пастушков”.

Прослушивание фрагмента и анализ музыкального образа.

Так использовали народные персонажи и народные интонации в своём творчестве композиторы- классики.

Ведущая: Когда наступала весна радовался народ, что перезимовали,

Дождались наконец-то тепла. И придумывали весёлые, весенние игры.

Вот одна из них. Называется она “Дударь”.

Играют в игру “Дударь”.

Ведущая: Пусть сегодня и не отмечают на селе этот праздник, но мы с вами узнали о нём много интересного. Ведь знание истории своего народа, изучение и сохранение его традиций, достойно уважения.

Приложение 1