Метод проектов на уроках словесности и во внеклассной работе с учащимися как технология реализации идей личностно-ориентированного обучения и воспитания языковой личности

Разделы: Русский язык, Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас.

Плутарх

Учить для нас – значит всегда учиться.

А.А. Ухтомский

Доминирование потребности учить и учиться создают условия для становления нового и осознания старого как нового.

Д.С. Лихачев

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности; текст или схема, предваряющие создание проекта».

Применительно к школе – это «метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении» [17].

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности.

Понятие «технология» рассматривается как «общий способ организации деятельности по получению определенного «продукта» [1].

Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности  (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным.   

Эффективен  данный метод и во внеклассной работе.

Проект как дидактический метод может быть реализован в образовательном учебном процессе через проектную деятельность, через учебный проект, который состоит из «пяти» П:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Иногда добавляют шестое «П» – Портфолио (все рабочие материалы проекта), которые являются ничем иным, как его структурой, этапами совместной деятельности учителя и учащихся.

По доминирующей деятельности школьников проекты можно разделить на 5 типов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект

(хотя в каждом проекте в той или мере проявляются все направления деятельности).

По продолжительности можно выделить 4 типа:

  • мини-проекты;
  • краткосрочные проекты;
  • недельные проекты;
  • годичные проекты [17].

Существуют классификации проектов и по другим основаниям.

В современной педагогике разработано несколько десятков технологий проектной деятельности, которые апробированы в отечественных школах и доказали свою эффективность.
Используя этот опыт, мы отобрали, творчески освоили, откорректировали и разработали свою модель (матрицу, алгоритм) учебного проекта, которая может изменяться, варьироваться:

  • Формулирование идей, замыслов, тем.
  • Выбор лучших через определение рейтинга.
  • Создание проектных групп и выбор видов деятельности.
  • Коллективное обсуждение идей будущего проекта в группе, распределение ролей и утверждение этапов деятельности.
  • Составление индивидуальных (в паре, в мини-группе) планов работы над проектом.
  • Реализация индивидуальных замыслов проектов.
  • Промежуточные консультации (индивидуальные, парные и групповые), доработка мини-проекта.
  • Оформление результатов проектной работы,   их «защита» в группе.
  • Создание коллективного «продукта» группового проекта.
  • Подготовка к публичному представлению проекта.
  • Презентация учебного проекта.
  • Рефлексия, подведение итогов.

Данная модель позволяет объединить и оптимально сочетать преимущества как персональных (индивидуальных), так и групповых проектов (Приложение №1).
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя и учащихся, имеющая главной своей целью – достижение общего результата. Эта деятельность позволяет участникам проекта проявить себя, попробовать свои силы в различных видах, формах, способах работы, где важно не воспроизведение знаний, а творческое их применение на практике (поделиться новыми информационными находками; рассказать о самостоятельном решении проблемы; показать публично достигнутый результат и т.д.). Организуя проектную деятельность, следует помнить, что познавательная и проектная работа существует не изолированно друг от друга, не подменяют одна другую, а, наоборот, взаимосвязаны и  реализуются как звенья единого образовательного процесса.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации [1].

Какова роль учителя, педагога в этом демократическом по своей сути взаимодействии: учитель <––> ученик, ученик <––> ученик?

Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей,   развитой фантазией, он должен быть инициатором интересных начинаний. Он развивает интересы ребенка,  его творческий потенциал, речемыслительные способности, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля (Приложение № 2).
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, степень самостоятельности учащихся зависит от многих факторов: от темы проекта, опыта такой деятельности, возраста и т.д.
Но одно несомненно: проектная деятельность развивает самостоятельность и активность школьников (мыслительную, практическую, презентационную, коммуникативную), что является важнейшим социально значимым результатом проектной деятельности, т.е. готовит учащихся к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения в будущем.

«Проект» – универсальный метод обучения, развития и воспитания, т.к. он позволяет формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки (Приложение № 3), а также разные предметные знания и умения, среди которых наибольшую значимость приобретает для нас в свете современной языковой политики коммуникативно-речевые: владение монологической  и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; умение создавать устные и письменные высказывания разных жанров; умение составлять планы, тезисы, конспекты; умение приводить примеры, подбирать аргументы, формировать выводы; умение выбирать и использовать выразительные средства языка, знаковых систем; умение создавать творческие высказывания по поводу прочитанного, услышанного, увиденного и т.д.

В условиях современной школы воспитание языковой личности, обладающей «совокупностью речемыслительных умений и ответственно относящейся к своей речи» [21], – наивысшая цель гуманитарного образования. Владение языком ценится высоко в любом обществе. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Без языка – универсального средства взаимодействия – невозможны ни восприятие социального опыта, ни передача его; «без языка – уникального «хранителя» национальной культуры, традиций – невозможно возрождение и развитие национального самосознания, так как «осознание речи – это осознание самого себя» [21].

Воспитание языковой личности, ее способностей и свойств – процесс длительный, требующий постоянного внимания к развитию природных данных (языковых способностей) и приобретения коммуникативных умений.    О том, как конкретно  решается проблема воспитания языковой личности в условиях современной гимназии, мы рассказали на Международном литературно-образовательном форуме «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе» [16].

Эффективная коммуникативная деятельность возможна в специально созданных условиях, приближенных к естественной жизненной практике, при создании единого коммуникативного пространства. Этим требованиям, на наш взгляд, в полной мере отвечает метод проектов, который мы  активно применяем на уроках словесности и во внеклассной работе.

Сегодня можно уже говорить о некотором опыте работы по обозначенной теме, который сложился как индивидуальная педагогическая технология учителя, созданная на основе метода проектов.

Приведем примеры  некоторых проектов разных типов:

1. Информационно-творческий проект «Частицы – служебные слова» (урок – проект, 7 класс).
2. Творческий проект «Есть такая профессия – любить детей!».

Первый проект сопроводим описанием, то есть представим паспорт проектной работы.

Вышеназванные проекты отражают инновационный подход к организации личностно ориентированного обучения и демонстрируют целенаправленную систему работы учителя по реализации его основных идей. Конкретные разработки представленных учебных проектов имеют инновационный характер, позволяют формировать основные компетентности школьников (коммуникативную, информационную, проектную, социальную, рефлексивную) и практически решать задачи современной языковой политики.

Метод проектов как технология обучения показывает творческую позицию учителя, индивидуальный стиль его педагогической деятельности, основной целью которой является выявление и развитие личностных способностей и склонностей учащихся, что позволит им быть активными, самостоятельными, успешными, конкурентно-способными в современном социуме.

Владение инновационной технологией проектной деятельности является характеристикой коммуникативности педагога, деятельного организатора и участника результативного образовательного процесса.

Таким образом, проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования только теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым, современным, инновационным, востребованным, интегративным, социально ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для жизни».

Смотреть со стороны на новую технологию нельзя, необходимо включиться в технологический процесс познания, вдохновиться его творческим потенциалом, освоить, реализовать через индивидуальный опыт педагогической деятельности, сделать личностно значимым и личностно развивающим.

Метод проектов как инновационная технология обеспечивает профессиональное и личностное развитие учителя и воспитание школьников «живым» примером преподавания.
Метод проектов позволяет быть автором собственного индивидуального стиля в профессии: «Если вы всегда делаете то, что вы всегда делали, то вы всегда будете иметь то, что вы всегда имели (Ф. Такер), быть смелой и творческой личностью в учительском деле: «Не угашайте духа!» (Д.С. Лихачев).

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе.– Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 332с.
2. Белова С. Жить – значит участвовать в диалоге // Народное образование.– 1998, №9.– с.109–113.
3. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С. 29–35.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. Галицких Е.О. Духовное развитие личности. – Киров, 1997.
6. Галицких Е.О. Миссия словесника // Высшее образование в России. – 1999, №3 – С. 28–33.
7. Галицких Е.О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций. СПб., 2002.
8. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6
9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1997.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
11. Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год: Метод проектов в школе: (Спец. Приложение к журн. «Лицейское и гимназическое образование»). – Вып. 4.
12. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002.– №1. – С.14–16.
13. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
14. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. – М., 2001.
15. Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск, 2002.
16. Русский язык на изломе эпох в отечественной литературе: сборник статей по материалам Международного литературно-образовательного форума. – Киров: Издательство ВятГГУ, 2007. – 304с.
17. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: 2007.– 80с. АРКТИ.
18. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.
19. Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. – Якутск, 2001.
20. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
21. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.