Единое информационное пространство школы – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Наша школа активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Мы более десяти лет работаем по программе “Школа 2100”, около 80% учителей используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, коомуникативно-развивающее обучение и др. В 2007 году, благодаря национальному проекту “Образование” наша школа стала победителем конкурса среди школ, активно внедряющих инновационные программы.

Постановлением главы администрации Прохладненского муниципального района №437 от 11 октября 2006 г. нашей школе присвоен статус опорной школы по теме “Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практику работы педагогов, управление инновационными процессами в школе”.

На основании приказа по МОН КБР № 623 от 16 октября 2007года “Об организации опытно-экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики” в школе открыта экспериментальная площадка.

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Поэтому нами была сформулирована тема экспериментальной работы: “Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации образовательного процесса. Построение единого информационного пространства процесса обучения”.

В связи с этим в школе была разработана программа опорной школы и программа экспериментальной работы, главными целями которых являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление школой.

Основные направления программы опорной школы:

  1. Совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом.
  2. Более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе.
  3. Переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных.
  4. Создание эффективной автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
  5. Создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
  6. Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров, консультации учителям районных школ по внедрению в практику работы учителя информационно-коммуникативных технологий, презентация мультимедийных продуктов, созданных сотрудниками школы и имеющихся в методической копилке школы по заявке школ).

Основные задачи экспериментальной площадки:

  1. Апробация на своей учебной базе новых образовательных информационно – коммуникативных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики, отбор и распространение передового педагогического опыта.
  2. Организация учебы учителей, руководителей школ, методических объединений по использованию в практике ИКТ.
  3. Создание условий для непрерывного профессионального совершенствования учителей района на базе опорной школы.
  4. Обобщать и распространять опыт школы по внедрению ИКТ в практику работы каждого учителя и в управление учебно-воспитательным процессом.

Информационное пространство нашей школы начали строить в 2003 году, когда появились компьютеры не только в кабинете информатики, но и у директора, заместителя директора, Сейчас оно развивается по трем направлениям: информатизация обучения, информатизация управления, телекоммуникации (смотри схему, рисунок 1). План информатизации школьного образовательного пространства (приложение 1) включает следующие разделы:

  1. Разработка и корректировка плана.
  2. Укрепление материальной базы для информатизации школы.
  3. Организация работы информациионно-аналитической службы школы.
  4. Разработка системы организации учебной, воспитательной, педагогической и управленческой деятельности на основе информационных технологий.
  5. Разработка методов получения нового качества образования на основе новых ИКТ -организация тематических “Мастер-классов” для одаренных детей в области ИКТ и учителей, активно использующих компьютерные технологии в процессе обучения:
  6. Подготовка всех учителей к внедрению инновационных технологи

Сегодня административный блок информационного пространства нашей школе состоит из:

  • базы “Приказы по организации учебно-воспитательного процесса”
  • базы “Приказы и документы по ОТ И ТБ”
  • базы данных по учет успеваемости учащихся по классам
  • базы “Уровень знаний по предметам” (результаты контрольных замеров знаний, итоги успеваемости,
  • стандартных школьных отчетов,
  • статистических документов, построенных на основе базы данных,
  • базы “Аттестация учителей”,
  • базы “Аттестация учащихся”,
  • социологические и психологические опросы.
  • документов бухгалтерии,
  • базы “Кадры”.

В учебно-методический блок входят:

  • база “Разработки уроков опытных учителей школы”,
  • мультимедийные программы к учебникам по разным предметам (около 120 CD дисков),
  • методические рекомендации учителям предметникам,
  • развивающие игры и обучающие программы,
  • мультимедийные энциклопедии, словари,
  • интерактивные репетиторы,
  • собрание медиаобъектов (ауди-, видио-, мультимедиа-ресурсы - презентации),
  • методическая копилка для учеников и учителей,

Актуальными задачами на сегодняшний день для нашей школы являются:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
  • более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
  • создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.

Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый школьный информационный центр с помощью локальной сети и информационно-коммуникативную деятельность педагогического коллектива.

Школьный информационный центр создается на базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под руководством заместителя директора по УВР Степановой С.И., учителя информатики Слободниченко И.А. и инженера Степанова А.В.. Он (центр) осуществляет работу по следующим направлениям:

  • техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
  • помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • программно-методическое обеспечение;
  • обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
  • проведение мероприятий по информационной безопасности.

В школе сформирована целая структура информационного центра. Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Это:

1. Кабинет информационных технологий. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, сканер, телевизор, DVD-плейер, компьютер, принтер. В кабинете проводятся различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в Интернет.

2. Два кабинета информатики (19 рабочих мест). Кабинеты оснащены выходом в Интернет. В них проводятся уроки информатики с 7-11 класс и уроки по другим предметам в первой смене. Во второй смене в этих кабинетах работают учителя и старшеклассники в Интернете, получают консультации от учителей информатики: классные руководители проводят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.

3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютером, сканером, принтером. Здесь осуществляться индивидуальная работа учителей и учащихся . Библиотека будет оснащена выходом в Интернет

4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР, секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров, библиотекаря.

Стратегия информационного успеха нашей школы заключается:

  • в хорошем техническом обеспечении (в школе имеется 19 компьютеров для учащихся (в среднем 1 компьютер на 32 ученика, по республике - на 30 чел.); два DVD-плейер, 3 телевизора, сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, 3 сканера, 6 принтеров, интерактивная доска, Интернет),
  • в наличии квалифицированных специалистов в области ИКТ,
  • в обеспечении программными ресурсами всех предметов.

Информационный уровень и уровень владения компьютером и ИКТ педагогического коллектива школы на сегодняшний день:

  Параметры Кол-во
человек
%
1 Всего человек 49  
2 Имеют компьютер дома   51%
3 Прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ 38 70%
4 Владеют на уровне пользователя 25 51%
5 Применяют в воспитательной работе 19 39%
6 Проводят уроки с использованием ИКТ 20 31%
7 Пользуются медиапроектором 12 10%
8 Используют медиаучебники 6 10%
9 Умеют пользоваться услугами Интернет   45%
10 Не владеют совсем   35%
11 Умеют напечатать текст   65%
12 Умеют вставить в текст фото, картинки   43%
13 Умеют создать презентацию   37%
14 Сколько авторских презентаций создано 82  
15 Умеют создать таблицы   51%
16 Умеют изменить рисунок   37%
17 Используют программы с видео, аудио   20%
18 Имеют свой сайт 2 4%
19 Создают тесты   37%
19 Используют электронные тесты 2 4%

Отсюда следует, что наш педагогический коллектив на 50% готов внедрять в практику ИКТ, что кардинально изменит организацию учебно-воспитательного процесса в школе.

Мы считаем, что главными вопросами в процессе информатизации школьного пространства должны быть вопросы:

  • управление школой,
  • методическая работа учителя,
  • предметное направление,
  • внеклассное направление,
  • проектная работа,
  • возможность дистанционного образования,
  • сетевое взаимодействие с коллегами в районе, республике.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Результатом внедрения экспериментального проекта в нашей школе будет:

1. Систематизированные базы данных под определенных адресных потребителей:

  • Бланки отчетов
  • Отчеты
  • Материалы по аттестации учителей
  • Материалы по аттестации учащихся
  • Материалы по контролю знаний учащихся
  • Методические копилки по всем предметам (разработки уроков, презентации, видео- и аудио- материалы, дидактический материал).

2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5.Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и школой в целом.

Мы прогнозируем проблемы при внедрении экспериментального проекта:

  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
  • необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
  • недостаток обучающих программ и места для проведения уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

Эти проблемы будем решать по мере их поступления.

Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
  • Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
  • Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.

Информационные технологии в управление школой будем внедрять по 4 направлениям:

  • учебная деятельность,
  • педагогическая деятельность,
  • управленческая деятельность,
  • организационная деятельность.

1. Учебная деятельность.

Осуществляется в двух кабинетах информатики. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:

  • при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;
  • при изучении информатики в 5 - 11 классах;

2. В рамках педагогической деятельности планируется использование компьютеров в образовательном процессе:

  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
  • для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.

B этом направлении можно применять как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения имеется в кабинете ИКТ.

Информационные технологии в педагогическом процессе позволят нам:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.

Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей школе:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

3. В управленческой деятельности используются компьютеры для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса. Подсистемы управленческой деятельности: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификация, аналитика. .

4. В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у секретаря, медицинского работника, психолога, инженера по ОТ и ТБ, библиотекаря..

Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и ее элементов.

В заключение — прогноз:

Мы считаем, что внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:

  • изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.
  • высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.

Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. И этот процесс нам вместе с педагогическим коллективом предстоит пройти.

О работе школы по изложенному выше направлению вы можете ознакомиться с помощью презентации (Приложение 2).