Тренинг детско-родительских отношений: "Кто хозяин моей жизни"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цели:

  • для учащихся: создание условий для осознания личной ответственности за все происходящее в их жизни;
  • для родителей: осознание необходимости передачи большей части ответственности за жизнь ребенка ее хозяину – ребенку.
  • развивающий компонент: развитие умений кооперации, умения принимать полярные точки зрения, толерантности;
  • формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, положительной “Я-концепции”;
  • диагностический компонент: присутствовал на протяжении всего тренинга для прогнозирования дальнейшей работы с учащимися и их родителями, т. к. не была известна мотивационная готовность участников (родителей) к данному виду работы.

Оборудование:

  • листы бумаги,
  • ручки маркеры,
  • листы ватмана,
  • магниты,
  • вырезанные из бумаги сердечки (для родителей).

Ход собрания-тренинга

Постановка целей и задач

Сегодня, я вас здесь собрала с вашими детьми с определенной целью. Мне бы хотелось, чтобы вы друг на друга посмотрели новыми глазами. Работать сегодня мы с вами будем в непривычной форме для собрания, в форме “Тренинга” (сидят в кругу родитель с ребенком).

Так как в таком составе мы не встречались, многие из вас не знакомы, для знакомства попрошу представить друг друга (родители представляют своего ребенка, дети – родителя, описывая характер, интересы, похожесть).

Теперь попрошу разделиться на группы: родители и учащиеся.

Каждый из вас и родителей, и учащихся думал о том, каким хотите вы вырасти, каким хотели бы, чтобы вырос ваш ребенок. Предлагаю на листе ватмана составить качественный портрет.

Обращение к учащимся Обращение к родителям
Качественный портрет человека, каким вы хотите стать. Качественный портрет человека, каким бы вы хотели, чтобы вырос ваш ребенок.

img1.jpg (17480 bytes)

Анализ: Давайте посмотрим, какие качества отмеченные вашими родителями, отметили и вы. (не отмечена ответственность)

Обращение к учащимся Обращение к родителям
- Ребята, напишите, какие решения в вашей семье вам разрешено принимать самостоятельно. - Дорогие родители, вы на своих листочках напишите, какие решения в вашей семье вы разрешаете принимать своим детям самостоятельно.
Как вам это? Обменяйтесь написанным.
(Дети: Удивительно, что мы так мало чего-то решаем) (Р: Смех, по моим записям он может самостоятельно только ходить в школу)
Для начала хочу обратиться к ребятам с вопросом: “Сколько вам лет?”. (14,15)

- В прошлом году вам было 13, паспорта еще не было. Вы стали на год взрослее, сейчас вы уже имеете паспорт, что-то изменилось в вашей семье по отношению к вам с его появлением?

(Дети: Ничего не изменилось, просто появился документ)

- Не странно ли это, ведь прошел год вашей жизни, а ничего не изменилось?

- Как думаете, а что должно было бы измениться? Почему этого не произошло?

 
- Скажите, как вы понимаете фразу “хозяин жизни?”

(Д: тот, кто решения сам принимает, сам ответственный)

- За что?

(Д: За свою жизнь)

 
Вы хозяева своей жизни? (Нет, Да)

- Почему?

- На сколько процентов, ты (кто ответил да) считаешь, что ты хозяин своей жизни? (45)

- Можно ли считать хозяином тебя? (Нет)

- Почему ваши дети не считают себя хозяевами своей жизни?

(Самостоятельности нет)

- А вы им ее даете? Неслучайно они забыли отметить в своем качественном портрете “ответственность”. Нет самостоятельности, вы им ее не даете, нет ответственности. Ответственность, то у вас, вы им ее еще не передали.

- Скажите, что вам подарили родители, когда вы появились на свет? (Жизнь)

- Чью? (нашу)

- Вот именно, что вашу, не мою, не кого-то другого, а вашу жизнь подарили вам.

- Вы, помните этот момент? (нет)

 
  - Дорогие родители, у вас на столах лежат сердечки. Ребята не помнят, тот момент в своей жизни, который очень хорошо помните вы. Думаю, после того, что сейчас произойдет, они никогда его не забудут.

У вас есть уникальная возможность все повторить. Напишите, на сердечке слова: “Я дарю тебе, твою жизнь”. Написали?

А теперь подойдите к своему ребенку, и подарите его жизнь ему. (Очень эмоциональный момент.)

Как вам то, что произошло? Что чувствуете? У вас в руках ваша жизнь.

(Как-то страшно, что теперь делать, чувство одиночества, отдать назад хочется)

Что чувствуете вы? Трудно ли было дарить жизнь своему ребенку?

(Очень, как от сердца отрывала, кровинка, что делать без меня будет?)

- Хорошо устроились, вы не берете самостоятельность, так как под маминым и папиным крылышком, спокойно, ничего решать не надо, думать не надо…

- А жизнь-то чья? Ваша. И делать что-то вам надо, никто за вас ее не проживет.

- Вы, боитесь отпустить ребенка, дать ему больше самостоятельности в принятии решений и обижаетесь на него, что он у вас несамостоятельный?!

- Родители, вы не сможете прожить за них их жизнь, их жизнь не ваша собственность предоставьте возможность своим детям принимать необходимые для их возраста решения.

- А сейчас, вас, ребята, я попрошу сказать такие слова: “Я – хозяин своей жизни!”

Надеюсь, что время, не было потрачено зря. Сегодня дома и вам, и вашим родителям необходимо сесть, подумать и поговорить о том, что вы можете решать уже сами, что бы вы хотели решать сами, а вашим родителям стоит поделиться с вами какой-то частью полномочий.

Спасибо.

Обратная связь: (анкетирование)