В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с древнерусской живописью, формировать пр представление об иконах, познакомить с мастерами этого жанра;
  • развивающие: развивать речь, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас уч учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родной истории, пробуждать чувства прекрасного.

План урока:

1. Древнерусская икона:

  • символы древнерусской живописи;
  • создание икон

2. Выступление старшеклассников, занимающихся изучением истории родного края.

Наглядность:

  • учебник “Введение в историю ” (4 класс) Е.В. Саплина, А.И. Саплин
  • выставка икон;
  • видеофильм “Сказание о Высоцком монастыре”;
  • основные понятия выписаны на доске.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и подарите немножечко вашего хорошего настроения мне.

2. Сообщение темы, постановка целей.

На сегодняшнем уроке мы с вами начнем путешествие в мир прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- Ребята, а кто знает, кого называли мастером на Руси? (ответы детей)

- Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав текст учебника с.85-86. (читают хорошо читающие дети)

- Кого же называли мастером? (ответы детей)

- Чтобы узнать в чьих мастерских мы побываем, давайте рассмотрим рисунки на 85-86 страницах учебника.

3. Объяснение нового.

Просмотр фрагмента видеофильма. Звон колоколов.

- Ребята, обратите внимание на доску.(иконы) Странные, застывшие лики с выразительными глазами, иногда осуждающе, сурово смотрят на нас с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Но мы с вами попробуем приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.

а). символы древнерусской живописи

Древнерусская живопись насыщена многочисленными символами. Вы видите, на иконах вокруг голов святых изображены сияющие круги.

- Ребята, кто знает, что это? (нимб)

- А что символизирует нимб? (святость)

- Какие символы вы видите еще? (крест)

- Как вы думаете, что символизирует крест? (крест напоминает нам о мученической смерти распятого Христа)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие краски, какие цвета преобладают в иконе?

Как вы думаете, что они значат?

В древнерусской живописи поражает цвет – яркий, чистый, звучный. Белый цвет олицетворял нравственную чистоту и святость. Не случайно Христос и ангелы изображались в белых одеждах. Черный цвет символизирует смерть, загробное царство. По сей день, люди одеваются в черное, в знак траура. Кроме того, черный цвет олицетворяет силы зла. Зеленый – признак юности и цветения.

- Вспомните выражение, которое сопоставляет цвет и его значение?

(“Молодо-зелено ”)

Чистое небо, как известно, голубого цвета. По религиозным представлениям, небо – место обитания Бога и ангелов. Именно голубое – символ небесного, божественного мира. Красные цвета – символизировали жизнь (цвет огня) и мученичество (цвет крови Христа).

- Давайте подберем синонимы к слову “красный ”. (пурпурный, багряный, алый, червленый).

Одним из любимых цветов в древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон, окрашивали нимбы святых. Золотой цвет считался божественным.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

б). создание икон

На Руси церкви и храмы украшались фресками, мозаикой и иконами. Русские церкви были деревянными и поэтому для их украшения годились только иконы.

- Как вы думаете, что же такое икона? (ответы детей)

ИКОНАКАРТИНА С РЕЛИГИОЗНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ. В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧ. “ОБРАЗ ”, “ИЗОБРАЖЕНИЕ ”. НА РУСИ ИКОНЫ ТАК И НАЗЫВАЛИСЬ “ОБРАЗА ”.

В древности к иконе относились с большим уважением, икона считалась лучшим и ценным подарком.

- Ребята, а знаете ли вы как писали иконы?

Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоемкой. Первым приступал к ней плотник. Из всех пород дерева предпочитали липу – в ней меньше сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал ее поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу. Тот наклеивал холстину, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх холстины накладывали грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу, похожую на сливки, несколькими слоями наносили на паволоку (холстину) и полировали до блеска пемзой, медвежьим зубом, высушенным хвощом.

Краски замешивали на яичном желтке. Для создания различных цветов использовали цветные глины и минералы. Их тщательно растирали.

Писание икон считалось богоугодным делом. По преданию, первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери.

Настоящий иконописец должен был быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати за труды свои.

После окончания работы живопись покрывали олифой (конопляным маслом). Она придавала иконам живой блеск и защищала красочный слой от пыли и старости.

- Ребята, есть ли у вас дома иконы?

- Какое значение они имеют в вашем доме?

Вы знаете, что самой почитаемой иконой на Руси считалась “Владимирская Богоматерь ”. С нею связана такая история. В 1395 году над Русью нависла новая опасность. Непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул свои несметные полчища на русские земли. Сын Дмитрия Донского Василий повелел привезти икону из Владимира в Москву. И случилось невероятное: рать Тамерлана повернула и ушла восвояси. Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь. Младенец Христос обнял за шею Богоматерь и умиленно прижался щекою к ее лицу. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелась глубочайшая скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына. Любовь и печаль – два чувства переданы гениальным византийским мастером.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- В старину иконы были в каждом доме, на почетном месте – в “красном ” углу. Их устанавливали у развилок дорог, вывешивали на воротах при въезде в город.

- На территории нашего края расположено множество старых церквей, а также люди, которые занимаются написанием икон. На сегодняшний урок к нам в гости пришли девочки-старшеклассницы, которые расскажут вам о человеке, который не только пишет иконы, но и изучает их историю.

4. Выступление старшеклассников

Заранее подготовленные ученики могут рассказать о художниках-иконописцах, проживающих на территории родного края.

5. Дом. задание.

Учебник с. 85-87, вопросы с. 87; РТ. С. 44 – 45,№ 1-2.

6. Итоги урока.

К сожалению, наш урок подошел к концу. На последующих уроках мы продолжим разговор о прекрасном мире искусства.