"Новые информационные технологии как средство подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку"

Разделы: Русский язык


Введение

Современный этап развития гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области на основе системного подхода требует более ши­рокого внедрения в повседневную деятельность образовательного учреждения новых инфор­мационных технологий (НИТ), основанных на использовании компьютерной техники, прежде всего в связи с тем, что с  января 2003 года  педагогический коллектив нашей гимназии  работает в режиме новой экспериментальной площадки на тему «Информационные технологии как средство повышения качества гимназического образования в системе развивающего обучения», значит, переход на новый качественный уровень использования компьютерной техники и новых информационных технологий в образовательной деятельности  просто необходим.
В учебную деятельность все шире  внедряются мультимедиа – технологии, повышается уровень компьютерной подготовки школьников и педагогов.
Произошло изменение роли компьютера в обучении: из средства, используемого лишь на уроках информатики для изучения языков программирования, компьютер превратился в активного помощника в  образовательном процессе в целом.
К тому же, важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать информационные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Эффективность использования   новых информационных  технологий
для подготовки к ЕГЭ и государственному тестированиюНа первый взгляд, использование новых информационных технологий для подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию  занимает второстепенное место, но если проанализировать с точки зрения эффективности, наглядности,  то оно приобретает значимое место, так как  компьютерные технологии способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес, упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля, экономят бумажный носитель.

Компьютерные технологии  также:

  • вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям;
  • позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения не только по темпу изуче­ния материала, но  по логике и типу восприятия учащимися;
  • дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки ин­формации об успешности обучения в целом  и уровне подготовки к ЕГЭ и гостестированию в частности;
  • совершенствуют поиск информации,  ее сбор, изучение;
  • позволяют моделировать процессы и явления;
  • позволяют хранить, оперативно искать, многозадачно обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать) информацию  выводить новые знания.

Основные трудности на пути  внедрения  компьютерных технологий

Выделим основные трудности на пути внедрения компьютерных технологий (новых информационных технологий):

  • необходимо наличие компьютера и проектора для проекции на экран;
  • курсовая подготовка учителя;
  • высокая трудоемкость при подготовке программного обеспечения и учебно-дидаских материалов к уроку. 

Использование  программ Microsoft PowerPoint, Excel, Word для проведения уроков

Для проведения уроков с целью подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию по русскому языку используются программы Microsoft PowerPoint, Excel, Word,  так как  они просты  в освоении.
Программа  Microsoft Power Point позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов,   используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с  монитора спроецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических заданий при подготовке к ЕГЭ и  государственному тестированию повторяется теоретический материал, то есть идет  работа с большим объемом информации. Внимание учащихся при использовании этой программы поддерживается за счет параллельного восприятия демонстрации на экране яркой, красочной модели с короткими тезисами, сопровождаемой устным комментарием, или представляется весь теоретический блок полностью (см. Приложение 1), что значительно экономит время. Для того чтобы информационный блок был воспринят учащимися и принят для обсуждения, необходимо, чтобы учитель при проектировании теоретического материала  в виде презентации или таблиц разбил материал на отдельные блоки и изобразил их в виде модели с короткими  тезисами.

Содержание слайда:

  • подбор наглядности (фон, цвет, озвучивание, фотографии, эффекты, рисунки, модели и т.д.);
  • заголовок слайда и основные тезисы;
  • дополнительная информация.

Необходимость планирования  уроков подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию с использованием НИТ в учебной программе и критерии отбора учебных тем

Целесообразность применения новых  информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, в том числе и русскому языку, безусловно, не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим на протяжении всего курса или раздела.
В связи с этим для проведения  уроков с использованием новых информационных технологий необходимо разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с применением  компьютерных технологий.
Критерии отбора учебных тем для компьютерного обучения можно сформулировать следующим образом:

  • учебный материал темы должен способствовать  созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, повторения его, так и его применения;
  • содержание темы должно предполагать возможности управления учащимися моделями объектов, изучаемых в курсе;
  • учебные темы должны выбираться с учетом статистики результатов выполнения заданий

Проверяемые ЗУНы в вариантах ЕГЭ делятся на модули:

  • проверка знаний о языке как системе ( они проверяются как частью А, так и частью Б на повышенном уровне);
  • речеведческие  знания и умения;
  • знания основных орфографических и пунктуационных правил (проверяются частью А);
  • владение литературными нормами языка.

Структура теста по русскому языку в вариантах государственного тестирования включает разделы:

  • орфографию;
  • пунктуацию;
  • культуру речи и стилистику;
  • текст;
  • систему языка.

Анализ  статистики результатов единого государственного экзамена и государственного тестирования  за прошлые годы,  контроль за уровнем знаний гимназистов  показал, что  самый большой процент затруднений в темах:

  • Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых, непроверяемых и чередующихся; они давались в одном ряду).
  • Употребление Ъ и Ь в словах (трудные случаи).
  •  Правописание гласных  О – Е после шипящих и Ц в различных морфемах и словах разных частей речи.
  •  Правописание Н и НН  в словах различных частей речи.
  •  Правописание НЕ с различными частями речи.
  •  Разграничение частиц НЕ и НИ.
  • Знаки препинания в предложениях с КАК.

 Таким образом, обозначенные темы легли в основу планирования уроков с использованием новых информационных технологий для подготовки учащихся к итоговой  аттестации.

Подготовка учебно-дидактических материалов к урокам

Для проведения  уроков (см. Приложение 2) по каждой теме совместно с учащимися  были подготовлены электронные учебно-дидактические материалы, которые включают в себя:

  • тесты  тренировочно-диагностические  и контрольные;
  • теоретический блок  (правила  по темам);
  • практикум, включающий тренировочные упражнения с образцами ответов (позволяет выявить пробелы в знаниях);
  • тематический словарь (словарные слова по некоторым  темам);
  • вариант домашнего задания.

Данные материалы находятся  в файлах обозначенных тем в папке класса (11 л) на диске D учителя; данная папка помещена в каждый компьютер компьютерного класса.

Работа на уроке проводится  поэтапно:

1. Учащиеся выполняют  тренировочно-диагностический тест в текстовом варианте Word  или  Excel, затем сравнивают с образцом, поделив рабочее поле на два окна.
2. Выявив  проблемы, учащиеся обращаются к  теоретическому блоку  (теоретическим материалам по темам), который находится в файле данной темы, и повторяет материал.
3.  Следующий этап – выполнение тренировочных упражнений и сравнение с образцом.
4.  Выполнение контрольного теста, анализ выполнения.
5. Выбор домашнего задания, «скидывание» его на свою дискету для выполнения дома на компьютере или в компьютерных классах гимназии после уроков.

Порядок следования этапов может меняться в зависимости от целей урока и уровня подготовленности  учащихся по той или иной теме.

Учитель на подобном уроке выступает в роли консультанта и координатора самостоятельной деятельности учащихся.

Показатели результативности использования новых информационных технологий в учебном процессе в сравнении с традиционными методиками обучения

Для определения эффективности использования новых информационных технологий в образовательном процессе был проведен сравнительный анализ  усвоения темы  «Правописание гласных в корне слова».
Класс при этом делился на две подгруппы – экспериментальная и обычная (в экспериментальной использовались новые информационные технологии, в обычной – нет)Результаты выполнения  итогового теста в экспериментальной и обычной группах

                    отметки

группы

«5»

«4»

«3»

«2»

экспериментальная  (12 учащихся)

8 (67%)

4 (33%)

обычная (14 учащихся)

5 (36%)

8 (57%)

1 (7%)

Заключение

Таким образом,  описанная методика  использования новых информационных технологий  для подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию достаточно эффективна. Она позволяет значительно повысить уровень знаний и умений за счет индивидуализации процесса обучения: учащиеся  могут работать в индивидуальном темпе и с учетом уровня подготовки.